Автор: Гребенщикова Гуляйфа Мингалеевна, воспитатель НДОУ «Детский сад №205» ОАО «РЖД», г Мариинск, Кемеровской области.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию данную методическую разработку, в которой дети в ненавязчивой форме учили героя правилам поведения и в тоже время учились сами. Данная разработка, надеюсь, будет полезна для воспитателей старших групп детского сада, а также для родителей для совместных игр с детьми.
Цель: Содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;
Задачи: Обобщить и систематизировать представления детей о железной дороге, упражнять в навыках правильного поведения в поезде, закрепить навыки невербального поведения, способствовать формированию культуры речевого общения, воспитанию отзывчивости, умения приходить на помощь, воспитывать уважение к труду железнодорожников.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, здоровье.
Материал: карточки, герой Нюша, светофор, цветы, карта, макеты, куклы,музыка.
Воспитатель. Я знаю вы любите путешествовать, предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Согласны?
Эй, друзья, поторопитесь,
Начинается игра,
Слово нужное скажите,
Поезд отправлять пора.
Игра: «Логический поезд». (Дети составляют так называемый «поезд», где слова – вагончики соединяются друг с другом, например, депо, вагон, купе и т.п. (слова на железнодорожную тематику)).
Итак, поезд готов к отправлению. Нам нужно выбрать маршрут движения. (предлагаю карту). Рассматривание карты. Впереди нас ждут 3 дороги.
По первой поезд пойдет – попадете прямо к лягушкам в болото.
К лягушкам в болото
Кому попасть охота?
По второй поезд пойдет – угодите прямо к Бабе Яге.
Здесь в конце дорожки
Ждет в ступе Баба Ежка.
По третьей поезд пойдет – в страну сюрпризов попадет.
- Какую из дорог выбираем?
Нам поможет быстрее добраться до этой страны паровозик из Ромашково.
- Ой, ребята, к нам присоединилась Нюша (смешарик). Ребята, возьмем ее с собой? Нюша первый раз в поезде, нам нужно будет показать, как вести себя в поезде, что можно, что нельзя.
Нюша пытается залезть в вагон без билета.
- Предъяви билет Нюша!
(все заходят в вагон, занимают места).
Воспитатель. Ребята, что нужно сделать с одеждой, лишними вещами? (верхнюю одежду повешать, остальное убрать в багажный отсек). Правильно, в вагоне должен быть порядок.
Магнитофонная запись: «Поезд отправляется»(звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
- Пока едем, чем можно заняться? (почитать, поиграть в настольные игры).
Я предлагаю вам, ребята, отгадать загадки!
1) Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма
По прямым стальным дорожкам
Ходят синие дома. (поезд).
2) Железные избушки
Прицеплена друг к дружке
Одна из них с трубой
Везет всех за собой. (локомотив и вагоны).
3) Три глаза, три приказа,
Красный самый опасный. (светофор).
4) Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (электричка).
- Мы устали сидеть, давайте разомнемся.
Физминутка:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Мы сейчас пойдем на право: 1.2.3!
А теперь пойдем налево:1.2.3!
Быстро к центру соберемся…1.2.3!
Также быстро разойдемся…1.2.3!
Мы тихонечко присядем…1.2.3!
И легонечко привстанем 1.2.3
Попляшите наши ножки,1.2.3
И похлопайте ладошки 1.2.3.
- Поезд замедляет ход
Остановка всех нас ждет. (все выходят из вагона, Нюша бежит, всех толкает, кричит).
Дети. Тише, Нюша, тише, в поезде не толкаются, не кричат. От такого крика уши заболят.
Воспитатель. Правильно, ребята, в поезде нужно вести себя спокойно, не кричать, не толкаться, ведь можно упасть и сбить с ног другого человека. Если вы будете громко кричать, от вашего крика заболит голова у старой бабушки или вы разбудите спящего малыша.
- Посмотрите, какая красивая цветочная полянка. – Это любимая станция нашего паровозика. Оглянитесь, как много цветов, а цветы и дети умеют дружить. Хотите посмотреть?! (девочки исполняют танец цветов).
- Ребята, а цветы – то волшебные. На каждом цветке – буква. Сможем мы из этих букв составить слова? (дети составляют слова, например: депо, вагон,
поезд и другие, на железнодорожную тематику)
Подвижная игра «Паровозик с именем». Выбирается первый «паровозик», он «едет», работая локтями, а дети вслух повторяю его имя, сделав круг, паровозик останавливается возле одного из ребят и произносит его имя, названый по имени становится новым паровозиком, встает впереди первого, а третий паровозик становится вагончиком и т.п.
- Поезд отправляется, просим всех пассажиров зайти в вагоны!. (пассажиры садятся в вагон, а Нюше хочется еще погулять и она срывает «стоп – кран»).
Воспитатель. «Стоп – кран» не игрушка, а ты не игрок.
Нюша. А я кто? (пассажир).
Воспитатель. Раз ты пассажир, соблюдай правила! Без особой надобности нельзя срывать стоп – кран, это отвлекает, беспокоит машиниста поезда, мешает ему работать, задерживает поезд в пути!
Нюша. Я хочу чаю!
Ребята. Ты, Нюшенька, не кричи, а культурно попроси, вежливо скажи:
«Пожалуйста». Проводница не откажется, всех нас чаем угостит (ребята угощаются «чаем»).
Нюша пьет чай и бросает конфетную обертку в окно.
Ребята. «Правила поведения в поезде соблюдай: в окно не выглядывай и ничего в них не бросай»!
Воспитатель. Правильно! Брошенный предмет может попасть в окно следующего вагона и поранить человека.
- Внимание! Остановка поезда!( магнитофонная запись)
Воспитатель. Ребята, прежде, чем выйти нужно спросить у проводника, сколько минут длиться стоянка поезда. Если вышли, то не отходите от своего вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. (дети выходят из вагона).
Игра «Светофор»: Напомните мне, что означают сигналы светофора.
- Встаньте в колонну по 1.
- если свет зажегся красный, значит двигаться, дети – опасно.
- свет зеленый говорит: проходите, путь, дети – открыт.
- желтый свет – предупрежденье: жди сигнала для, дети – движенья.
(на зеленый – дети идут друг за другом, когда желтый – идут и хлопают в ладоши, красный – замирают на месте).
Проводник! Стоянка окончена! Поезд отправляется.
Воспитатель. Ребята, настало время интересных историй. (дети рассказывают веселые истории). Посмотрите в окно. Путешествие наше заканчивается, мы прибыли к месту назначения. Не забывайте свои вещи (дети благодарят проводника и выходят из вагона)
Итак, мы прибыли в страну сюрпризов. Самый главный сюрприз – мы снова очутились в своей группе и вместе с нами Нюша, которую мы научили правилам поведения в поезде. Нюша тоже приготовила нам сюрприз: воздушные шарики, которые будут напоминать нам о нашем путешествии. (зеленые, красные, желтые).- Чьи сигналы они нам напоминают?
- Понравилось путешествие? - Что интересного вы узнали?
- Как вы думаете, Нюша запомнила те правила, которым мы ее научили?
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет
Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы
Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС
Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников