Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Автор: Гребенщикова Гуляйфа Мингалеевна, воспитатель НДОУ «Детский сад №205» ОАО «РЖД», г Мариинск, Кемеровской области.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию данную методическую разработку, в которой дети в ненавязчивой форме учили героя правилам поведения  и в тоже время учились сами. Данная разработка, надеюсь, будет полезна для воспитателей старших групп детского сада, а также для родителей для совместных игр с детьми.

Цель: Содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;

Задачи: Обобщить и систематизировать представления детей о железной дороге, упражнять в навыках правильного поведения в поезде, закрепить навыки невербального поведения, способствовать формированию культуры речевого общения, воспитанию отзывчивости, умения приходить на помощь, воспитывать уважение к труду железнодорожников.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, здоровье.

Материал: карточки, герой Нюша, светофор, цветы, карта, макеты, куклы,музыка.

Воспитатель. Я знаю вы любите путешествовать, предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Согласны?

Эй, друзья, поторопитесь,

Начинается игра,

Слово нужное скажите,

Поезд отправлять пора.

Игра: «Логический поезд». (Дети составляют так называемый «поезд»,  где слова – вагончики соединяются друг с другом, например, депо, вагон, купе и  т.п. (слова на железнодорожную тематику)).

Итак, поезд готов к отправлению. Нам нужно выбрать маршрут движения. (предлагаю карту). Рассматривание карты. Впереди нас ждут 3 дороги.

По первой поезд пойдет – попадете прямо к лягушкам в болото.

К лягушкам в болото

Кому попасть охота?

 

По второй поезд пойдет – угодите прямо к Бабе Яге.

Здесь в конце дорожки

Ждет в ступе Баба Ежка.

По третьей поезд пойдет – в страну сюрпризов попадет.

- Какую из дорог выбираем?

Нам поможет быстрее добраться до этой страны паровозик из Ромашково.

- Ой, ребята, к нам присоединилась Нюша (смешарик). Ребята, возьмем ее с собой? Нюша первый раз в поезде, нам нужно будет показать, как вести себя в поезде, что можно, что нельзя.

Нюша пытается залезть в вагон без билета.

- Предъяви билет Нюша!

(все заходят в вагон, занимают места).

Воспитатель.  Ребята, что нужно сделать с одеждой, лишними вещами? (верхнюю одежду повешать, остальное убрать в багажный отсек). Правильно, в вагоне должен быть порядок.

Магнитофонная запись: «Поезд отправляется»(звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».

- Пока едем, чем можно заняться? (почитать, поиграть в настольные игры).

Я предлагаю вам, ребята, отгадать загадки!

1) Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма

По прямым стальным дорожкам

Ходят синие дома. (поезд).

 

2) Железные избушки

Прицеплена друг к дружке

Одна из них с трубой

Везет всех за собой. (локомотив и вагоны).

 

3) Три  глаза, три  приказа,

Красный самый опасный. (светофор).

 

4) Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая? (электричка).

- Мы устали сидеть, давайте разомнемся.

Физминутка:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Мы сейчас пойдем на право: 1.2.3!

А теперь пойдем налево:1.2.3!

Быстро к центру соберемся…1.2.3!

Также быстро разойдемся…1.2.3!

Мы тихонечко присядем…1.2.3!

И легонечко привстанем 1.2.3

Попляшите наши ножки,1.2.3

И похлопайте ладошки 1.2.3.

- Поезд замедляет ход

Остановка всех нас ждет. (все выходят из вагона, Нюша бежит, всех толкает, кричит).

Дети. Тише, Нюша, тише, в поезде не толкаются, не кричат. От такого крика уши заболят.

Воспитатель. Правильно, ребята, в поезде нужно вести себя спокойно, не кричать, не  толкаться, ведь можно упасть и сбить с ног другого человека. Если вы будете громко кричать, от вашего крика заболит голова у старой бабушки или вы разбудите спящего малыша.

- Посмотрите, какая красивая цветочная полянка. – Это любимая станция нашего паровозика. Оглянитесь, как много цветов, а цветы и дети умеют дружить. Хотите посмотреть?! (девочки исполняют танец цветов).

- Ребята, а цветы – то волшебные. На каждом цветке – буква. Сможем мы из этих букв составить слова? (дети составляют слова, например: депо, вагон,

поезд и другие, на железнодорожную тематику)

Подвижная игра «Паровозик с именем». Выбирается первый «паровозик», он «едет», работая локтями, а дети вслух повторяю его имя, сделав круг, паровозик останавливается возле одного из  ребят и произносит его имя, названый по имени становится новым паровозиком, встает впереди первого, а третий паровозик становится вагончиком и т.п.

- Поезд отправляется, просим всех пассажиров зайти в вагоны!. (пассажиры садятся в вагон, а Нюше хочется еще погулять и она срывает «стоп – кран»).

Воспитатель. «Стоп – кран» не игрушка, а ты не игрок.

Нюша. А я кто? (пассажир).

Воспитатель. Раз ты пассажир, соблюдай правила! Без особой надобности нельзя срывать стоп – кран,  это отвлекает, беспокоит  машиниста поезда, мешает ему работать, задерживает поезд в пути!

Нюша. Я хочу чаю!

Ребята. Ты, Нюшенька, не кричи, а культурно попроси, вежливо скажи:

«Пожалуйста». Проводница не откажется,  всех нас чаем угостит (ребята угощаются «чаем»).

Нюша пьет чай и бросает конфетную обертку в окно.

Ребята. «Правила поведения в поезде соблюдай: в окно не выглядывай и ничего в них не бросай»!

Воспитатель. Правильно! Брошенный предмет может попасть в окно следующего вагона и поранить человека.

- Внимание! Остановка поезда!( магнитофонная запись)

Воспитатель. Ребята, прежде, чем выйти нужно спросить у проводника, сколько минут длиться стоянка поезда. Если вышли, то не отходите от своего вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. (дети выходят из вагона).

Игра «Светофор»: Напомните мне, что означают сигналы светофора.

- Встаньте в колонну по 1.

- если свет зажегся красный, значит двигаться, дети – опасно.

- свет зеленый говорит: проходите, путь, дети – открыт.

- желтый свет – предупрежденье: жди сигнала для, дети – движенья.

(на зеленый – дети идут друг за другом, когда желтый – идут и хлопают в ладоши, красный – замирают на месте).

Проводник! Стоянка окончена! Поезд отправляется.

Воспитатель. Ребята, настало время интересных историй. (дети рассказывают веселые истории). Посмотрите в окно. Путешествие наше заканчивается, мы прибыли к месту  назначения. Не забывайте свои вещи (дети благодарят проводника и выходят из вагона)

Итак, мы прибыли в страну сюрпризов.  Самый главный сюрприз – мы снова очутились в своей группе и вместе с нами Нюша, которую мы научили правилам поведения в поезде. Нюша тоже приготовила нам сюрприз: воздушные шарики, которые будут напоминать нам о нашем путешествии. (зеленые, красные, желтые).- Чьи сигналы они нам напоминают?

- Понравилось путешествие? - Что интересного вы узнали?

- Как вы думаете, Нюша запомнила те правила, которым мы ее научили?

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС

Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников

Людмила Николаевна Федорова # 5 января 2014 в 16:51 +3
Познавательный сценарий. Мне кажется, очень нужный, можно включить в сценарий по правилам дорожного движения.Будет интересно!Спасибо!
Наталья Андреевна Козлюк # 21 января 2014 в 19:12 +2
Красный свет- проезда нет,
Желтый будь готов к пути,
А зеленый свет -кати.
Александра # 24 января 2014 в 22:03 +2
Коллеги! Целиком с вами согласна. Очень интересный сценарий. В процессе игры дети учатся правильному безопасному поведению в общественном транспорте. Это сейчас очень актуально!Думаю, что подобную структуру сценария можно применять в сюжетно- ролевых играх по обучению безопасному поведению в самолете. автобусе, на теплоходе..
ЛюДмИлА # 8 февраля 2014 в 20:46 +2
Спасибо! Очень интересный сценарий и необходимый в работе с детьми!!!
Виктория Николаевна Савкина # 8 марта 2014 в 19:14 +2
Весело, интересно и доступно. Деткам очень понравиться.
Логинова Светлана Юрьевна # 16 апреля 2014 в 15:03 +2
Огромное спасибо,обязательно воспользуюсь.
Марина Владимировна Кожурина # 15 мая 2014 в 10:54 +2
Спасибо! Интересно!
Марина Владимировна Кожурина # 15 мая 2014 в 10:56 +1
Очень понравилось! Спасибо!
Виолета Николаевна Кузьменкова # 31 мая 2014 в 16:54 +2
Понравился сценарий, обязательно буду использовать его в работе с детьми! Спасибо!
Пери Таджибовна Шихсаидова # 29 августа 2014 в 15:38 +2
Современная игра. Дети любят смешариков и поэтому участие Нюши в игре их заинтересует. Если кто-то из детей уже путешествовал поездом, может поделиться своими впечатлениями. Как правило, дети любит такие поездки.
Елена Александровна # 30 августа 2014 в 20:56 +2
Очень интересная игра, поучительна, познавательна и закрепляет и уточняет знания детей. Здесь и этикет и обж и пдд. Отличная идея! Современная и понятная детям. Спасибо! Удачи в конкурсе!
Анна Николаевна Воронкова # 31 августа 2014 в 17:30 +2
Спасибо! Сценарий интересный и познавательный.Обязательно воспользуюсь...
Гульнара Махмудовна Кунакаева # 4 сентября 2014 в 21:27 +2
Интересный сценарий. Персонаж Нюша детям понравится.Возьму себе на заметку.
Галина Васильевна Егорова # 15 сентября 2014 в 12:06 +2
Мне очень понравился сценарий. Тема актуальна и востребована для развития детей. Тем более в игровой форме и в доступном изложении.
Олеся Юрьевна Морозова # 8 октября 2014 в 10:06 +1
Сценарий интересный и познавательный! Можно взять на заметку.В процессе игры дети получают познавательные действия. Учатся правилам поведения и безопасности в общественном транспорте! Вы - молодец!
Екатерина Дмитриевна Макарова # 27 октября 2014 в 20:51 +1
Добавлю музыку (я музыкальный руководитель) и будет музыкальная игра. hoho Для утренника по ПДД.
Людмила Васильевна Гавричкова # 4 ноября 2014 в 14:43 +1
Тема актуальна.А с такой игрой ещё и детям интересно будет.Спасибо возьму на вооружение.
Наталия Александровна Фролова # 23 ноября 2014 в 12:25 +1
Понравилась игра. Подробное описание. Обязательно возьму на вооружение. Включу в развлечение по ПДД. Знания поданные детям в игровой форме усваиваются лучше.
Голубева Ольга Оттовна # 23 ноября 2014 в 17:09 +1
Всё очень интересно! В доступной форме дошколятам преподносят правила поведения. И делают это сами дети, поучая Нюшу. Интересная задумка. Такое построение материала очень прочно укрепится в сознании дошколят. Спасибо! Обязательно применю.
Вера Валекжанина # 21 декабря 2014 в 16:01 +1
Интересный сценарий, всё доступно и понятно!
Ольга Николаевна Нечаева # 10 января 2015 в 16:44 +1
Здравствуйте, Гуляйфа Мингалеевна! Очень интересный сценарий и необходимый в работе с детьми!
Александра Валентиновна Ефимова # 10 января 2015 в 23:30 +1
очень интересный сценарий. Тем более темы по изучению транспорта и прав дорожного движения так актуальны в наше время.
Аристова Альбина Григорьевна # 24 апреля 2015 в 20:17 +1
Деткам всегда нравится все, что связано с транспортом. Они любят передвигаться, путешествовать.Поэтому беспроигрышно использовать такой конспект.
Ирина Владимировна Максимова # 30 апреля 2015 в 22:33 +1
Очень интересная методическая разработка, в которой дети учат героя правилам поведения и в тоже время учатся сами. Данная разработка очень полезная. Обязательно воспользуюсь. Спасибо!
Ирина Алексеевна Смирнова # 3 мая 2015 в 22:04 0
Спасибо! Данная методическая разработка очень полезна при проведении занятий с детьми с нарушением зрения по социально-бытовой ориентировке. Игры: «Логический поезд», «Паровозик с именем», «Светофор» вызвали интерес у детей и помогли сформировать у них представления о транспорте и правилах поведения на улице.
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 20:23 0
Спасибо! Интересный сценарий игры-путешествия. Интересная подвижная игра "Паровозик с именем".
Наталья Александровна Клюханова # 9 сентября 2015 в 21:54 0
Спасибо! Очень интересный, занимательный, доступный для детского восприятия сценарий. Очень понравилась игра "Паровозик с именем", обязательно воспользуюсь!
Екатерина Михайловна Новоселова # 23 сентября 2015 в 09:46 0
Очень познавательная и нужная игра. Дети не навязчиво запоминают основные правила.
Марина Николаевна Черненко # 3 января 2016 в 17:39 0
Спасибо. У некоторой части педагогов еще существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей дошкольного возраста.
Елена Юрьевна Романова # 31 января 2016 в 01:43 0
Очень интересный сценарий. Дети не только в игровой форме закрепляют правила поведения, но и развивают речь, познавательную сферу, стремятся помогать в трудной ситуации.
Наталья Александровна Царикова # 7 февраля 2016 в 14:49 0
Интересное путешествие. Дети обязательно запомнят правила, а эмоции останутся надолго. Обязательно воспользуюсь сценарием. Спасибо!
Ирина Геннадьевна Ганженко # 18 февраля 2016 в 11:17 0
Сценарий для дошкольников без ведущей деятельности (игровой формы) не мыслим. Развитие речи - одна из главных задач дошкольного обучения. Причем, в сценарии эта задача сочетается с познанием и этикой.
Инна Александровна Климентьева # 16 июня 2016 в 20:25 0
как здорово, когда воспитатели с душой относятся к своей работе и своим детям! Преклоняюсь перед вами. Очень понравились !