Сюжетно-ролевая игра для дошкольников
Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ №12 «Березка», г. Киржач, Владимирская область
Описание материала: Материал может быть полезен воспитателям старших групп для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры, представленные в материале, помогут поддержать интерес и будут способствовать дальнейшему развитию сюжета игры. Сама сюжетно-ролевая игра поможет детям заглянуть в профессию и, может быть, будет способствовать будущему выбору профессии.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о профессии обувщика.
Задачи: Воспитывать уважение к людям труда.
Расширять представления детей о других профессиях, связанных с обувной промышленностью.
Расширять знания о разных видах обуви и материалах, из которых она изготовлена.
Способствовать развитию умения выбирать и подбирать интересующую информацию.
Позволять быть детям более активными в дошкольной жизни.
Способствовать развитию наблюдательности, творческого и критического мышления, самодисциплины, доброжелательности между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей, навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды , в соблюдении правил и норм поведения в игре.
Продолжать работу по обогащению словаря и культуры речи.
Результативность: В результате подготовки и проведения игры мы осуществили следующее:
Была подготовлена и «издана» совместно с детьми и родителями книга об истории создания и видах обуви.
Создан мини-музей обуви.
Собраны атрибуты для сюжетной игры.
Были установлены партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников.
Была организованна экскурсия в мастерскую по пошиву одежды и ремонту обуви.
Для средней группы была проведена экскурсия по мини- музею.
Подготовлены музыкальные номера.
Моя работа была организована следующим образом:
Как возникла идея по организации именно такой игры? Из вопроса детей.
После беседы и рассматривания иллюстраций о богатырях и защитниках Земли Русской, кто-то из детей обратил внимание на обувь.
А какие у богатырей были сапоги?
Кто богатырям делал сапоги?
Из чего шьют или куют сапоги? И так далее… Вопросы посыпались как из рога изобилия. Необходимо было отвечать.
1 этап: Педагогом организован диалог с детьми, где были заданы 3 вопроса:
Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
После обсуждения выбраны конкретные темы для сбора информации:
«История обуви» «Богатырские сапоги» «Сапожки русских красавиц»
«Современная обувная промышленность». Выбраны ответственные.
Проблема была обсуждена с родителями, было получено «добро» на помощь в сборе информации и поддержания темы.
2 этап: В группе выбирается место для музея обуви, оформляется выставка из экспонатов, принесенных детьми и родителями. Задаются вопросы, проводятся обсуждения.
Организуется модное обувное дефиле.
Проводятся занятия и беседы по принесенным материалам ( иллюстрациям, картинкам, рассказам). Примерные темы: «Из чего можно сшить обувь?», «История ботинок», «Виды обуви», «Я модельер, шью удобную, практичную, необычную, красивую и другую обувь».
Обсуждаются необычные ситуации, когда спортсмен побежал кросс в домашних тапочках, богатырь одел хрустальные туфельки, а красавица пошла на бал в резиновых сапогах.
Словесные игры: «Опиши свою обувь», «Узнай по описанию свои туфли»
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Времена года», «Четвертый лишний».
Проводится экскурсия в мастерскую по пошиву одежды и ремонту обуви.
Решаем с детьми, какие атрибуты необходимы для сюжетной игры «Сапожная мастерская», изготавливаем или подбираем их.
Читаем сказки и обсуждаем обувь сказочных героев.
«Издаем» книгу по рисункам детей и родителей.
3 этап: Подготовка музыкальных номеров: учим песни «Валенки» и «Во деревне-то было в Ольховке».
Подготовка экскурсоводов: обсуждение и разучивание текста.
Проведение экскурсии для детей средней группы по музею обуви.
Сама сюжетно-ролевая игра. Сюжет игры можно развернуть так:
Папа работает в сапожной мастерской. Он приходит на работу, одевает фартук, раскладывает инструменты и образцы обуви. К нему приходят клиенты с просьбами прибить оторвавшиеся подошвы и каблуки, сделать набойки на каблук (секрет набоек-мастер использует фольгу), зашить туфли и другие дела. Клиент может попросить сделать обувь по индивидуальному заказу. Тогда необходимо описать какие именно ботинки или туфли он хочет (цвет, форма, размер) или выбрать по каталогу, затем прийти на примерку и забрать готовый заказ.
Рядом с мастером работает его помощник. Он встречает клиентов, вежливо здоровается, провожает к мастеру, принимает заказы на чистку обуви щеткой, берет плату за работу, записывает количество клиентов.
К мастеру часто забегают и сказочные персонажи. Золушка просит туфли для бала, богатырь-сапоги для схватки с Горынычем, мальчик-с-пальчик-лапоточки просил. Приходили даже утята и семеро козлят. Мастер обсуждает с ними фасон обуви, размер, цвет, материал, назначение, делает зарисовку обуви, снимает мерку с ноги или копыта.
Однажды папа приносит домой сделанные им туфельки для своей дочки на ее день рождения. Мама хвалит его, описывает дочке всю красоту ее новых туфель и семья идет на прогулку.
Мастер и помощник могут организовать модный показ готовой обуви, пригласить всех желающих.
Фантазия детей безгранична, поэтому игра может продолжаться несколько дней, а то и недель.
Для поддержания дальнейшего интереса к игре, мной были изготовлены дидактические игры своими руками из бросового материала.
Развивающая дидактическая игра для детей 5-7 лет «Четвертый лишний»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, связную речь, расширять словарный запас, научить сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов.
Ход игры: Предложить детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить, почему он лишний.
Примерный образец ответа: «Кроссовка лишняя, потому что это обувь, а петух, курица и утка-это домашние птицы». Для развития творческого воображения можно спросить: «А нужна ли обувь птицам? Почему нет? Если пофантазировать, какая обувь подошла бы птицам, и для каких целей?»
Игру можно усложнить, уменьшив время рассматривания карточек.
Материалы для создания игры очень просты: Картон, ножницы, клей и старые глянцевые журналы.
Вырезаем карточки необходимого размера, подбираем и наклеиваем картинки. Для прочности карточки можно обклеить скотчем.
Развивающая дидактическая игра для детей 5-7 лет «Времена года»
Цель: Развивать память, внимание, логическое мышление, умение не конфликтно отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Ход игры: На раскладном поле изображены четыре времени года. Играющих от 2 до 4 детей, каждый выбирает себе определенное время года и сообщает о своем выборе другим игрокам. Маленькие карточки перевернуты вниз картинками. Играющие по очереди берут маленькие карточки, и если картинка соответствует выбранному времени года, то есть в этой одежде или обуви можно ходить в данный период, то ребенок забирает ее себе. Если нет-кладет обратно. Ход переходит следующему. Если возникает конфликтная ситуация, игрок должен доказать свою правоту выбора, объясняя, почему именно ему подходит данная одежда или обувь. Победителем считается тот, кто больше, скорее и аргументированнее наберет карточек.
Материалы для изготовления игры: Игровое поле от старой игры, картон, цветные, иллюстрированные журналы, иллюстрации с разными временами года, клей, ножницы.
Посмотрите, как весело и интересно прошла игра у нас в группе.
Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет
Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС
Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников
Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»