Конкурсы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет

Сюжетно-ролевая игра в детском саду

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Автор: Суркова Ольга Константиновна, воспитатель МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида, г. Уфа, Республика Башкортостан

Описание материала: Данный материал может быть использован воспитателями детского сада с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данная сюжетно-ролевая игра способствует всестороннему развитию дошкольников. Материал поможет последовательно организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие».

Цель игры: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи:

1. Продолжать формировать интерес к Родине.

2. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны.

3. Расширять представления о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.

5. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

6. Совершенствовать диалогическую форму речи.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Блок 1. Ознакомление с социальной действительностью

 

Цели

1.

Беседы

- «Кто придумал глобус»

- «Труд космонавтов»

- «Труд моряков и рыбаков»

- «Города нашей страны»

- «Дальние страны»

Познакомить с историей создания глобуса.

Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Углублять представления о Родине – России.

Расширять знания о разных странах.

2.

Просмотр мультфильмов

- «Остров сокровищ»

- «Стёпа моряк»

- «Тайна третьей планеты»

-«Мореплавание Солнышкина»

- «Приключения капитана Врунгеля»

Расширять представления детей о путешествиях.

 

 

3.

Рассматривание глобуса, физических карт мира, Росси.

Учить пользоваться картой и глобусом: показывать континенты и страны, заинтересовавшие детей.

4.

Рассматривание иллюстраций о животных, птицах, морских обитателях.

Расширять представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные

5.

 

Рассматривание альбомов, иллюстраций о странах и городах земного шара, о городах России и Башкортостана.

Знакомить с нашей планетой (Земля – это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия; два полюса: Северный и Южный.).

6.

 

 

 

 

 

 

 

Чтение произведений

- Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Спасение», «Возвращение»

- С. Сахарнов «Два радиста», «Самый лучший пароход», «Магеллан», «Разноцветное море»

- С. Балузин «Страна, где мы живём»

- Б. Житков «Челюскинцы», «Что я видел»

- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,

«Незнайка на Луне»

Расширять представления детей о профессиях, о мире, о путешествиях, видах транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

7.

Занятия

Окружающий мир.

-«Мы все жители планеты Земля»

-«Страна, в которой мы живём».

- «Республика, в которой мы живём».

- «День космонавтики».

- «Новогоднее путешествие»

Изобразительная деятельность.

а)Рисование.

- «На чём люди ездят»

- «Город вечером»

- «Мы идём на экскурсию (в поход)»

-«Что такое космос»

-«Ракета летит на луну»

- «Сказочное царство»

- «Кем ты хочешь быть»

-«Пароход»

-«Леса нашей Родины»

-«Кто живёт в цветистом лесу»

-«Сундук для сокровищ(Дымковская, Городецкая росписи)»

б) Аппликация.

-«Матрос с сигнальными огнями»

-«Пароход»

-«Поезд, в котором мы ездили в другой город»

-«Корабли на рейде»

в) Лепка

-«Матрос»

-«Космонавт»

-«Животное с другой планеты»

-«Животные жарких стран»

-«Заколдованный лес»

г) Конструирование

Из строительного материала

Из бумаги

-«Парусная лодка»

-«Катер»

Из природного материала

-«Вертолёт (1. Пробка.

2. Еловые шишки, грецкие орехи и др.)

-«Плот» (Веточки деревьев)

-«Космонавт» (Солома)

-«Антарктида» (Еловые шишки, фисташки, чашечки жёлудя, пенопласт)

-«Космонавты у ракеты» (Плоды шиповника или лесной орех, жёлуди, галька)

-«Парусник» (Ракушки).

Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с географической картой мира, учить читать её.

Закрепить знания о названии страны, в которой мы живём. Познакомить с географической картой Росси.

Расширять представления детей о космических полётах.

Познакомить детей с особенностями встречи Нового года в разных странах мира.

Учит изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции.

Учить передавать картину вечернего города, его цветовой колорит.

Учить рисовать фигуру человека в движении. Закреплять умение передавать пропорции фигуры человека.

Учить создавать фантастический рисунок выразительными средствами.

Передавать форму ракеты без деталей, применяя, если надо, приём вырезывания из бумаги сложенной вдвое.

Закреплять умение выполнять изображение в определённой цветовой гамме.

Развивать умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде.

Учить передавать в рисунке форму, относительную величину и расположение частей.

Учить передавать особенности разных пород деревьев, располагать деревья в рисунке, чтобы создавалась картина леса.

Упражнять в изображении животных и насекомых от пятна, печатью пальцем, монотипией.

Формировать знания и умения в выполнении различных росписей.

Упражнять детей в изображении человека, в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы.

Учить создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки.

Закреплять умение лепить человека. Упражнять в использовании разных приёмов лепки.

Развивать умение создавать изображение по скульптуре. Учить точно, передавать позу, движения.

Учить задумывать содержание лепки в определённом воспитателем направлении, развивать самостоятельность, творчество.

Закреплять умение лепить животных, передавая характерную форму и пропорции тела и частей.

Продолжать учить использовать стеку, природный и случайный материал для передачи характерных признаков образа

Совершенствовать умение работать по готовой выкройке, создавать из бумаги объёмные фигуры.

Упражнять в вырезывании и составлении изображения предметов (корабля), передавая основную форму и детали.

Учить работать с новым материалом – пробкой.

природного материала (еловых шишек, грецкого ореха и т.д.)

Учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине.

Закреплять умение работать с соломой; самостоятельно создавать схему последовательности изготовления игрушки.

Совершенствовать умение работать с разнообразным природным материалом, навыки скрепления деталей игрушек.

Блок 2.Обучающие игры

 

Цели

1.

Дидактические игры

-«Радио»

-«Где был Петя?»

-«А если бы…»

-«Где мы были, не скажем, что видели, покажем»

-«Для чего нужны предметы»

-«Узнай, где я нахожусь»

-«Кем быть»

-«Солнечная система»

-«Сказочная карта»

Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания.

Воспитывать находчивость, сообразительность, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.

Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Закреплять, углублять знания о разных видах деятельности.

Расширять знания о планетах солнечной системы.

Знакомит со странами в которых живут или жили авторы сказок.

2.

 

 

 

 

Сюжетно – дидактические игры

-«Путешествие по родному городу»

-«Весёлое путешествие в Африку»

Закреплять знания о родном городе.

Обучить игровым действиям в воображаемом плане; формировать творчество при создании игровой среды.

Блок 3. Предметно-игровая среда

Атрибуты:

- Географические карты: Мира, России, Башкортостана

- Карта звёздного неба

- Изображение планет

- План – схема групповой комнаты

- Приборы: компас, бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, рация (макет) и наушники, штурвал, руль.

- Бескозырки, матросские воротники

- «Клад» - разноцветные камешки в сундучке, бусы, кольца, браслеты и др.

- Иллюстрации о животных, птицах, растениях Башкортостана, России, мира.

- Иллюстрации о городах, реках, озёрах, морях, океанах.

- Глобус.

- Фигурки животных, птиц, насекомых, подводных обитателей, деревьев.

- Карточки с описанием планет, стран, материков, городов.

Предметы – заместители:

- Рация – Макет изготовлен из коробки, проволоки, ручек для мебели.

- «Клад» - различная бижутерия: бусы, цепочки, кольца, кулоны, браслеты и др.

- Бескозырки – ленточки синего или голубого цвета.

- Карта звёздного неба – чёрная ткань с прорезями в виде созвездий.

- Подзорные трубы – трубки от рулонов самоклеющейся бумаги.

- Корабль, самолёт, ракета и другой транспорт – строительный и бросовый материал,

- Флажки для украшения корабля.

Варианты сюжетных игр

1. «Полёт в космос»

Для городского зоопарка нужны новые редкие животные. Директор зоопарка (воспитатель) предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.

2. «Ищем клад»

Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах. Капитан (воспитатель или ребёнок) предлагает отправиться на поиски клада. Выбирается средство передвижения.

3. «Мореплаватели»

Обыгрывание плавания в соответствии с взятой на себя ролью: корабельный врач – лечение; кок – приготовление пищи; капитан – управление транспортом; механики – ремонт транспорта, его заправка; радист – передаёт радиограммы на берег; матросы – борьба со стихией, ловля рыбы и др.

4. «Спасатели

Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи. Спасатели отправляются на помощь.

5. «Туристическая поездка»

На корабле плывут туристы. Ребёнок-экскурсовод рассказывает о странах, мимо которых проплывает корабль.

Вариант. Несколько детей исполняют роль экскурсовода, и каждый из них рассказывает о какой то стране.

6. «Через тернии – к звёздам»

Путешествие по планетам  или созвездиям солнечной галактики.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников

Галина Леонидовна Михайлова # 19 ноября 2013 в 18:45 +1
Очень интересная и необычная игра для детского сада. Я видела только развлечения в виде путешествия, а здесь целая сюжетно-ролевая игра, которую можно организовать в каждой группе. С помощью этой игры можно развивать всестронние знания детей. Большое спасибо за идею!
Ольга Константиновна Суркова # 20 ноября 2013 в 14:18 +1
Пожалуйста. Спасибо за отзыв,
Регина Разитовна Сафина # 19 ноября 2013 в 19:09 +2
Интересная и увлекательная игра. С помощью этой игры можно расширить знания детей. Дошкольникам будет интересно добывать знания самостоятельно, так как в конце их будет ждать клад - сюрпириз, который они так любят. Буду использовать в работе, как только изготовлю все атрибуты.
Ольга Константиновна Суркова # 20 ноября 2013 в 18:58 0
Да это так. Данная игра поможет воспитателям в работе. Спасибо за отзыв.
Анна Николаевна Миронова # 19 ноября 2013 в 19:38 +2
Спасибо за хорошую и нтересную идею. Порекомендую воспиателям из своего детского сада!
Ольга Константиновна Суркова # 20 ноября 2013 в 18:59 0
Рада помочь. Спасибо за отзыв.
Лариса Федоровна Кругляк # 20 ноября 2013 в 13:02 +1
Я согласна с предыдущими комментариями. Данную игру можно развить в разных направлениях и связать с другими сюжетно-ролевыми играми. Очень подробно расписан ход ознакомления детей с данной игрой. Детям очень понравится данная игра.
Ольга Константиновна Суркова # 20 ноября 2013 в 19:01 0
Я у себя в группе так и делаю. Организуя эту игру каждый раз стараюсь связать с другой сюжетно-ролевой игрой. Экспериментируйте.
Анфиса Калимулловна Аллямеева # 20 ноября 2013 в 13:57 +1
Увлекательная игра для детей дошкольного возраста. Детям очень понравятся приключения, добыча клада. Вся работа расписана подробно. Разные виды деятельности раскрыты. Главное эта игра направленна на решение образовательных, воспитательных, развивающих задач. Удачи в конкурсе!
Ольга Константиновна Суркова # 20 ноября 2013 в 19:02 0
Спасибо!
Эльвира Анваровна Урозаева # 20 ноября 2013 в 14:09 +1
Спасибо за игру. Возьму в свою копилку.
Ольга Константиновна Суркова # 20 ноября 2013 в 19:01 0
Пожалуйста.
Ольга Анатольевна Теплякова # 29 ноября 2013 в 06:54 0
Достаточно интересные и нестандартные варианты игр, подробно описана предварительная работа.Беру на заметку
Марина Владимировна Склюева # 9 января 2014 в 16:52 0
Я очень рада, что познакомилась с вашей работой. Сюжетно-ролевая игра очень нужна современным детям, но именно такая, как у вас - содержательная, развивающая. Без воспитателя игры  детей  сейчас что часто из себя представляют (особенно у мальчиков)? Какие-то стрелялки, догонялки с пистолетами - последствие компьютерных игр. Или у девочек: маникюрим ногти. Сама не раз это видела. А такая игра, как у вас - и кругозор развивает, и общение, и с художественной литературой познакомить успевает, в общем, у вас полноценный педагогический проект. Спасибо!
Наталья Андреевна Козлюк # 21 января 2014 в 19:20 0
Темы интересные, Сейчас вообще актуальны Сюжеты "AVON" , мы недавно играли в подготовительной группе в "Магазин компьютерной техники" - дети показали такие знания в этой теме, что и я много не знала.
Людмила Петровна Иващенко # 6 марта 2014 в 13:01 +1
Очень современно и интересно, а главное доступно.
Логинова Светлана Юрьевна # 16 апреля 2014 в 15:05 0
Спасибо.
Марина Владимировна Дворянинова # 2 мая 2014 в 18:34 +1
Интересная и познавательная игра. Проделана серьезная подготовительная работа. Спасибо автору, многое возьму на заметку.
Марина Владимировна Кожурина # 15 мая 2014 в 10:55 0
Спасибо за интересную идею!
Анна Николаевна Воронкова # 31 августа 2014 в 17:42 +1
Спасибо! Очень понравилась игра.Возьму в свою копилку.
Гульнара Махмудовна Кунакаева # 4 сентября 2014 в 21:32 0
Интересная и увлекательная игра. Развивает детей всесторонне.
Ольга Владимировна Павлова # 24 сентября 2014 в 12:29 +1
Очень понравилась игра "Туристическая поездка", ее можно взять за основу целого занятия туристом может быть педагог и из этой игры развить целое путешествие. Интересные задумки, большое спасибо.
Наталья Михайловна Мельник # 7 декабря 2014 в 10:31 0
Очень интересная и познавательная игра. Обязательно возьму на заметку и порекомендую своим коллегам! ГОЛОС!
Вера Анатольевна Валекжанина # 5 января 2015 в 20:20 0
Спасибо! Очень интересно. У меня аттестация по теме:"Общение детей через сюжетно - ролевую игру". Стараюсь придумывать разные интересные игры.Обязательно возьму на заметку.
Елена Александровна Шуклинова # 21 февраля 2015 в 22:53 0
Интересная игра. Возьму на вооружение.Спасибо.
Екатерина Анатольевна Сторожева # 26 марта 2015 в 18:45 0
спасибо большое. не всегда найдёшь такой раскрытый конспект СРИ.
Екатерина Михайловна Новоселова # 23 сентября 2015 в 09:52 0
Спасибо за новые идеи, интересная игра, познавательная и доступная.
Зоя Григорьевна Князева # 29 ноября 2015 в 13:08 0
Очень интересная игра, увлекательная, содержательная, содержит в себе много познавательных и интересных вопросов, которые могут заинтересовать детей. спасибо за работу
Арина Петровна Казакова # 16 декабря 2015 в 23:05 0
Увлекательная игра! В моей мальчиковой группе (из 12 человек 10- мальчиков) она пойдет на ура!!! Уж очень они любят всяких "Шпионов", "Детективов", а теперь еще и пиратами будут. Спасибо!
Юлия Сергеевна Убийко # 1 марта 2016 в 22:11 0
Замечательная игра. Со своими дошколятами обязательно проведу. Она не только расширяет представление о природных объектах, но и словарный запас, что немаловажно для будущего школьника. Т.к. наши дети боятся сейчас говорить и отвечать на вопросы. А распределение ролей между детьми всегда затруднительно. Проводя мероприятия данного типа можно воспитать дружеские отношения в коллективе. Спасибо автору за работу. Творческих успехов!
Елена Алексеевна Хомякова # 21 апреля 2016 в 08:45 0
Игра интересна детям во все времена.Её можно применить и на физкультурных досугах. Чем я и воспользуюсь. Можно добавить что-то своё. У детей расширяется кругозор, формируется любовь к родному краю. А в каждом путешествии есть какая-то загадка. Каждое путешествие развивает воображение.Поэтому,спасибо за вашу увлекательную игру.