Сюжетно-ролевая игра в детском саду
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Автор: Суркова Ольга Константиновна, воспитатель МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида, г. Уфа, Республика Башкортостан
Описание материала: Данный материал может быть использован воспитателями детского сада с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данная сюжетно-ролевая игра способствует всестороннему развитию дошкольников. Материал поможет последовательно организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие».
Цель игры: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни.
Задачи:
1. Продолжать формировать интерес к Родине.
2. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны.
3. Расширять представления о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
5. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
6. Совершенствовать диалогическую форму речи.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Блок 1. Ознакомление с социальной действительностью
№
|
|
Цели
|
1.
|
Беседы
- «Кто придумал глобус»
- «Труд космонавтов»
- «Труд моряков и рыбаков»
- «Города нашей страны»
- «Дальние страны»
|
Познакомить с историей создания глобуса.
Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
Углублять представления о Родине – России.
Расширять знания о разных странах.
|
2.
|
Просмотр мультфильмов
- «Остров сокровищ»
- «Стёпа моряк»
- «Тайна третьей планеты»
-«Мореплавание Солнышкина»
- «Приключения капитана Врунгеля»
|
Расширять представления детей о путешествиях.
|
3.
|
Рассматривание глобуса, физических карт мира, Росси.
|
Учить пользоваться картой и глобусом: показывать континенты и страны, заинтересовавшие детей.
|
4.
|
Рассматривание иллюстраций о животных, птицах, морских обитателях.
|
Расширять представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные
|
5.
|
Рассматривание альбомов, иллюстраций о странах и городах земного шара, о городах России и Башкортостана.
|
Знакомить с нашей планетой (Земля – это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия; два полюса: Северный и Южный.).
|
6.
|
Чтение произведений
- Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Спасение», «Возвращение»
- С. Сахарнов «Два радиста», «Самый лучший пароход», «Магеллан», «Разноцветное море»
- С. Балузин «Страна, где мы живём»
- Б. Житков «Челюскинцы», «Что я видел»
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,
«Незнайка на Луне»
|
Расширять представления детей о профессиях, о мире, о путешествиях, видах транспорта.
|
7.
|
Занятия
Окружающий мир.
-«Мы все жители планеты Земля»
-«Страна, в которой мы живём».
- «Республика, в которой мы живём».
- «День космонавтики».
- «Новогоднее путешествие»
Изобразительная деятельность.
а)Рисование.
- «На чём люди ездят»
- «Город вечером»
- «Мы идём на экскурсию (в поход)»
-«Что такое космос»
-«Ракета летит на луну»
- «Сказочное царство»
- «Кем ты хочешь быть»
-«Пароход»
-«Леса нашей Родины»
-«Кто живёт в цветистом лесу»
-«Сундук для сокровищ(Дымковская, Городецкая росписи)»
б) Аппликация.
-«Матрос с сигнальными огнями»
-«Пароход»
-«Поезд, в котором мы ездили в другой город»
-«Корабли на рейде»
в) Лепка
-«Матрос»
-«Космонавт»
-«Животное с другой планеты»
-«Животные жарких стран»
-«Заколдованный лес»
г) Конструирование
Из строительного материала
Из бумаги
-«Парусная лодка»
-«Катер»
Из природного материала
-«Вертолёт (1. Пробка.
2. Еловые шишки, грецкие орехи и др.)
-«Плот» (Веточки деревьев)
-«Космонавт» (Солома)
-«Антарктида» (Еловые шишки, фисташки, чашечки жёлудя, пенопласт)
-«Космонавты у ракеты» (Плоды шиповника или лесной орех, жёлуди, галька)
-«Парусник» (Ракушки).
|
Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с географической картой мира, учить читать её.
Закрепить знания о названии страны, в которой мы живём. Познакомить с географической картой Росси.
Расширять представления детей о космических полётах.
Познакомить детей с особенностями встречи Нового года в разных странах мира.
Учит изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции.
Учить передавать картину вечернего города, его цветовой колорит.
Учить рисовать фигуру человека в движении. Закреплять умение передавать пропорции фигуры человека.
Учить создавать фантастический рисунок выразительными средствами.
Передавать форму ракеты без деталей, применяя, если надо, приём вырезывания из бумаги сложенной вдвое.
Закреплять умение выполнять изображение в определённой цветовой гамме.
Развивать умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде.
Учить передавать в рисунке форму, относительную величину и расположение частей.
Учить передавать особенности разных пород деревьев, располагать деревья в рисунке, чтобы создавалась картина леса.
Упражнять в изображении животных и насекомых от пятна, печатью пальцем, монотипией.
Формировать знания и умения в выполнении различных росписей.
Упражнять детей в изображении человека, в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы.
Учить создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки.
Закреплять умение лепить человека. Упражнять в использовании разных приёмов лепки.
Развивать умение создавать изображение по скульптуре. Учить точно, передавать позу, движения.
Учить задумывать содержание лепки в определённом воспитателем направлении, развивать самостоятельность, творчество.
Закреплять умение лепить животных, передавая характерную форму и пропорции тела и частей.
Продолжать учить использовать стеку, природный и случайный материал для передачи характерных признаков образа
Совершенствовать умение работать по готовой выкройке, создавать из бумаги объёмные фигуры.
Упражнять в вырезывании и составлении изображения предметов (корабля), передавая основную форму и детали.
Учить работать с новым материалом – пробкой.
природного материала (еловых шишек, грецкого ореха и т.д.)
Учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине.
Закреплять умение работать с соломой; самостоятельно создавать схему последовательности изготовления игрушки.
Совершенствовать умение работать с разнообразным природным материалом, навыки скрепления деталей игрушек.
|
Блок 2.Обучающие игры
№
|
|
Цели
|
1.
|
Дидактические игры
-«Радио»
-«Где был Петя?»
-«А если бы…»
-«Где мы были, не скажем, что видели, покажем»
-«Для чего нужны предметы»
-«Узнай, где я нахожусь»
-«Кем быть»
-«Солнечная система»
-«Сказочная карта»
|
Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания.
Воспитывать находчивость, сообразительность, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Закреплять, углублять знания о разных видах деятельности.
Расширять знания о планетах солнечной системы.
Знакомит со странами в которых живут или жили авторы сказок.
|
2.
|
Сюжетно – дидактические игры
-«Путешествие по родному городу»
-«Весёлое путешествие в Африку»
|
Закреплять знания о родном городе.
Обучить игровым действиям в воображаемом плане; формировать творчество при создании игровой среды.
|
Блок 3. Предметно-игровая среда
Атрибуты:
- Географические карты: Мира, России, Башкортостана
- Карта звёздного неба
- Изображение планет
- План – схема групповой комнаты
- Приборы: компас, бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, рация (макет) и наушники, штурвал, руль.
- Бескозырки, матросские воротники
- «Клад» - разноцветные камешки в сундучке, бусы, кольца, браслеты и др.
- Иллюстрации о животных, птицах, растениях Башкортостана, России, мира.
- Иллюстрации о городах, реках, озёрах, морях, океанах.
- Глобус.
- Фигурки животных, птиц, насекомых, подводных обитателей, деревьев.
- Карточки с описанием планет, стран, материков, городов.
Предметы – заместители:
- Рация – Макет изготовлен из коробки, проволоки, ручек для мебели.
- «Клад» - различная бижутерия: бусы, цепочки, кольца, кулоны, браслеты и др.
- Бескозырки – ленточки синего или голубого цвета.
- Карта звёздного неба – чёрная ткань с прорезями в виде созвездий.
- Подзорные трубы – трубки от рулонов самоклеющейся бумаги.
- Корабль, самолёт, ракета и другой транспорт – строительный и бросовый материал,
- Флажки для украшения корабля.
Варианты сюжетных игр
1. «Полёт в космос»
Для городского зоопарка нужны новые редкие животные. Директор зоопарка (воспитатель) предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
2. «Ищем клад»
Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах. Капитан (воспитатель или ребёнок) предлагает отправиться на поиски клада. Выбирается средство передвижения.
3. «Мореплаватели»
Обыгрывание плавания в соответствии с взятой на себя ролью: корабельный врач – лечение; кок – приготовление пищи; капитан – управление транспортом; механики – ремонт транспорта, его заправка; радист – передаёт радиограммы на берег; матросы – борьба со стихией, ловля рыбы и др.
4. «Спасатели
Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи. Спасатели отправляются на помощь.
5. «Туристическая поездка»
На корабле плывут туристы. Ребёнок-экскурсовод рассказывает о странах, мимо которых проплывает корабль.
Вариант. Несколько детей исполняют роль экскурсовода, и каждый из них рассказывает о какой то стране.
6. «Через тернии – к звёздам»
Путешествие по планетам или созвездиям солнечной галактики.
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС
Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»
Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы