На тему игр с машинами можно предложить блок игр-ситуаций «Речной вокзал», включающий различные виды предварительной и основной работы.
Предварительная работа. Воспитатель рассказывает детям о вокзалах; дает общие сведения, знакомя с разными вокзалами: речным, морским, железнодорожным, авто- и аэровокзалом. Рассказывая о речных судах, учит отличать морской вокзал от речного.
Рассказ воспитателя «Речной транспорт»
На морском вокзале большие причалы. К ним причаливают огромные суда: военные и пассажирские корабли. Стоят там и маленькие суденышки: теплоходы, яхты, лодки. Большие суда отправляются в дальние плавания, они плывут в далекие страны. Маленькие суда не заходят в открытое море, плавают недалеко от берега, потому что они не такие мощные, как морские суда. Такой же маломощный транспорт ходит и на реках.
Из всех видов транспорта речной транспорт самый древний. Издавна люди селились по берегам рек и озер, плавали вдоль берегов на специально выдолбленных из дерева лодках — челнах, чтобы попасть в другую местность. Потом появился первый речной флот. Это были парусные корабли. Затем появились пароходы, первые машинные суда. У пассажирских судов были огромные двигательные колеса по бокам и сзади корпуса и высокие двойные трубы. На пароходах были места для пассажиров и команды — каюты, которые отапливались печами. Потом стали строить теплоходы, у них были другие двигатели.
Сейчас по нашим рекам плавают двух-,трех-и четырехпалубные теплоходы, а также дизель-электроходы и быстроходные суда на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», «Комета». На борту современных речных судов есть все необходимое для пассажиров: кинозалы, библиотеки, кафе, спортивные залы.
По рекам ходят не только пассажирские, но и грузовые суда — сухогрузы, толкачи, буксиры. Суда речного флота — большие труженики. Они перевозят много грузов, различное продовольствие, строительные материалы. Есть и речные ледоколы. Они помогают бороться со льдами, раскалывают их, когда они мешают движению речного транспорта.
Педагог сопровождает свой рассказ показом картинок и иллюстраций, чтобы дать детям более полное представление о речном транспорте. Если в местности, в которой дети проживают, есть речной вокзал, то целесообразной будет экскурсия к нему. Там ребята смогут увидеть различные речные суда, понаблюдать за тем, как они заходят к причалу, как на палубу выходят пассажиры, играет музыка, как теплоход отплывает или причаливает. Если речного вокзала нет, но есть судоходная река, то с берега можно понаблюдать за движением речного транспорта. Если есть река, но она не судоходна, то можно понаблюдать за движением воды, за прибрежной растительностью, по- воображать, как по рекам могут плыть суда. Необходимо также посмотреть с детьми фильмы про речные и морские плавания.
Далее воспитатель может познакомить детей с придуманным им рассказом.
Рассказ воспитателя «Как я путешествовала»
Однажды я собралась проведать свою подругу Машу, она живет в другом городе. Я долго думала, каким транспортом мне ехать, и решила поплыть по реке на теплоходе. Я взяла карту и увидела, как по Москве-реке можно добраться до нужного места, собрала вещи и поехала на речной вокзал. Ехала долго на метро, с пересадками, и наконец вышла на станции «Речной вокзал». Речной вокзал в Москве мне очень понравился. Я пошла в зал ожидания и посмотрела расписание движения теплоходов. Ближайший рейс был через час. Я подошла к кассе и купила билет. У меня было достаточно свободного времени до отплытия, и я пошла к причалу. У причала стояло несколько катеров, небольшие яхты под парусами. Тут же было привязано несколько лодок. Пассажиры ждали «Ракету» — быстроходный корабль на подводных крыльях. Вдруг раздался мощный рев —это спешила к причалу «Ракета», она словно летела по воде, вокруг нее разлетались брызги воды. Потом шум моторов стих, и «Ракета» тихонько подплыла к берегу. Подали трап, и пассажиры стали подниматься на судно. Они подавали билеты и их пропускали на палубу.
Немного погодя подошел и мой теплоход «Москва». Ожидающие его пассажиры одобрительно зашумели, дождались трапа и потихоньку прошли наверх. Заиграла музыка, объявили окончание посадки, и теплоход отправился в путь. Судно слегка покачивало на волнах, оно немного развернулось, дало задний ход, а потом выправилось по ходу движения. Мы плыли вдоль живописных берегов реки Москвы. Вокруг была такая красота, что никто из пассажиров не спешил по каютам. Стало вечереть, воздух сделался сырым и холодным. Я спустилась в каюту. Каюта —это довольно узкая комната, в которой основное место занимают полки— кровати для сна. Я убрала свой багаж на специальное место и приготовилась ко сну. Но музыка так громко играла, что спать не хотелось. Я поднялась на палубу.
На палубе танцевали пары. Некоторые пассажиры стояли у бортов и смотрели в темную даль — там были видны яркие точки —берег, он светился огнями. Немного погодя все разошлись по своим каютам.
Утром мы уже были на месте. Я заранее позвонила подруге и сообщила ей номер своего рейса. Когда мы причалили к берегу, моя подруга Маша уже встречала меня у трапа. Я рассказала ей о том, что мне очень понравилось путешествовать по реке.
Воспитатель может прочитать с детьми стихи о пароходах и теплоходах, главы из книги Б. Житкова «Что я видел?».
Ребятам было бы интересно услышать рассказ о реке или о море от носителя профессии, от человека, который когда-либо работал на водном транспорте — от моряка.
Получив достаточно полное впечатление от увиденного и услышанного, дети будут охотно включаться в сюжетно-ролевую игру.
Основная работа. Воспитатель организует сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Теплоход отправляется в плавание»
Воспитатель предлагает детям поиграть в моряков и отправиться в путешествие. Дети с помощью педагога готовят предметно-игровую среду: строят корабль из модулей, берут в игровом уголке матросские воротники, бескозырки и готовятся к игре. Воспитатель помогает им обозначить план игры и направления развития ее сюжета. Обозначена только тема: «Поездка на теплоходе». Воспитатель может прояснить первоначальное развитие сюжета наводящими и уточняющими вопросами: «На чем отправитесь в путь? Куда держите курс? Кто будет с вами плыть? Какие будут остановки в пути?» При помощи наводящих вопросов можно также помочь распределить роли.
Далее ребята могут начинать игру сами, играя в команду моряков. Игра может заключаться не только в том, что командир отдает приказы, а штурман вместе с матросами их выполняют. Расширить диапазон игры можно с помощью уточнений со стороны воспитателя: «А что сейчас делают матросы? Спят или драют палубу? Что-то палуба стала грязной, надо, наверное, ее помыть А где боцман? Кто в радиорубке получает радиотелеграммы?»
Воспитатель может принять на себя роль капитана и взаимодействовать с членами экипажа и с пассажирами по очереди. Смена ролей происходит в результате появления новых героев, например, пассажиров, пришедших к судовому врачу; музыкантов, развлекающих пассажиров, и команду во время отдыха.
Постепенно складываются сюжетные линии и ситуации, как под воздействием педагога, так и самостоятельно, например: кок не находит нужного продовольствия; теплоход задерживается в пути по каким-либо причинам; пассажиры отдыхают на палубе; боцман обучает команду.
Если капитаном становится ребенок, то воспитатель может переходить от роли к роли: капитан — штурман — боцман — моряк — пассажир — судовой врач.
Ролевые диалоги, исходящие от педагога, играющего дополнительную роль, побуждают ребенка, ведущего главную роль, активизироваться и входить в управление другими участникам игры. Так, воспитатель в роли пассажира спрашивает у капитана, какова мощность у судна, по каким маршрутам оно ходит, где будет останавливаться, где на теплоходе находится кафе, или чем сегодня будут кормить пассажиров.
Игра может закончиться с приходом теплохода в пункт назначения или может продолжиться на следующий день, если играющие бережно отнесутся к своей постройке, оборудованному месту.
Связь игр в транспорт с играми на другие темы
Игры на тему транспорта могут тесно преплетаться с играми на другие темы:
— с игрой в семью: папа уходит в дальний рейс, и родные собирают его в дальнее плавание; мама — проводник скорого поезда, она часто не бывает дома, и дети приходят к поезду ее повидать;
— с игрой в магазин: в конце рейса автобус заворачивает на рынок, и шофер выходит, чтобы купить домой продукты; в обеденный перерыв продавцы идут в магазин сделать покупки;
— с игрой в больницу: машина скорой помощи не может выехать из гаража, так как ей нужен ремонт, тогда вызывают автослесаря, он быстро ремонтирует машину, и она спешит по вызову;
— с игрой в мастерскую и парикмахерскую: на теплоходе сломался телевизор, поэтому на ближайшей остановке вызвали мастера, который все быстро починил; в аэропорту есть своя парикмахерская, поэтому все стюардессы могут делать прически перед рейсом;
— с игрой в почту: с борта самолета отправляется радиотелеграмма, которую почта потом доставит адресату;
— с игрой в детский сад: дети играют в транспорт; в детский сад машина привозит продукты.
Автор: Губанова Наталья Фёдоровна
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет
Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников
Игры для детей средней группы в детском саду
Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы
Наталья Николаевна Бывальцева # 11 октября 2019 в 15:55 +1 | ||
|