Автор: Кузнецова Марина Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №186 городского округа Самара
Данный сюжет игры «Больница» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Программное содержание игры:
· развивать и обогащать сюжет игры «Больница»;
· отражать в игре труд медицинских работников;
· развивать интерес детей к этой теме путём наблюдений, бесед, чтения, советов и личного участия в игровой деятельности;
· побуждать к подражанию в игре не только внешней стороне действий взрослых, но и их отношению к людям, к труду;
· формировать умение объединяться в игре, распределять роли;
· воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.
Содержание игры
В начале года воспитатели выясняют посредством бесед об имеющихся знаниях у детей, о работе медицинского персонала. Вместе с детьми рассматривают уголок, отведённый под игру «Больница». Дети видят в уголке кушетку, стол, накрытый белой скатертью. На столе стоят телефон, вертушка коробками от лекарств, а также пузырьки, баночки (из пластмассы). В уголке есть шкафчик с аптечкой ростомер. Уголок отделён от группы ширмой, на которой висят халаты, косынки и шапочки.
Вместе с детьми определить место каждого атрибута и строго следить за этим. Выявив знания, воспитатель сначала роль медсестры, врача берёт на себя, а затем эти роли поручаются отдельным ребятам. Воспитатель время от времени берёт на себя роль пациента, матери больной «дочки». В сентябре воспитатель знакомит с произведениями К. Чуковского «Айболит». И после бесед, после рассматривания иллюстраций поликлинику превращают в больницу для больных зверей. Произведение в течение года читается детям неоднократно.
В октябре с детьми проводится экскурсия в медицинский кабинет. Дети наблюдают, как врач слушает, смотрит горло, беседует с больным ребёнком. Затем все эти действия переносятся в игру. В ходе игры и используются загадки, пословицы, картинки. Воспитатель в одной из игр ещё раз показывает действие врача фонендоскопом.
В ноябре экскурсия повторяется, но теперь дети наблюдают, как медсестра делает укол. И в последующих беседах воспитателя с детьми строго разграничивается обязанность медсестры и врача. В играх дети передают свои наблюдения.
В ноябре – декабре в ходе игр все эти полученные знания закрепляются и повторяются, пополняются посредством бесед, рассматривания картинок, чтения художественной литературы.
В январе детей знакомят с работой «скорой помощи». В игре прибавляются роли: шофёр скорой помощи, санитары. Поначалу поочередно воспитатель берёт роль на себя, а затем эти роли выполняют дети.
В течение года проводятся ещё экскурсии в медкабинет с целью осмотра шкафчика с лекарствами, наблюдения за взаимоотношениями врача и медсестры. Медсестра выполняет указания врача.
Повести работу с родителями о том, чтобы во время посещения поликлиники обратили внимание детей на работу регистратуры.
В конце года сходить на экскурсию в подготовительную группу и понаблюдать за игрой старших детей в больницу.
В итоге проделанной работы в конце года все дети могут выполнять в игре роли врача, медсестры, шофёра, санитаров.
Активизация словаря
Врач, медсестра, кушетка, термометр, фонендоскоп, шприц, грелка, шпатель, носилки, йод, зелёнка.
Атрибуты к игре
1. Кушетка
2. Подставка для лекарства
3. Набор медикаментов (коробочки)
4. Ростомер
5. Медицинские халаты
6. Косынки для медсестры
7. Шапочки для врача
8. Сумка с крестом
9. Шпатели
10. Термометры
11. Грелка
12. Фонендоскоп
13. Шприц
14. Биты, вата
15. Носилки
16. Телефон
17. Силуэт «Скорой помощи»
18. Ширма
Тематика занятий по месяца на весь год
Сентябрь
Задачи (программное содержание)
|
Занятия
|
Художественная литература
|
Загадки,
пословицы
|
Труд
|
Руководство
игрой
|
Иллюстративно – наглядный материал
|
Выяснить и закрепить имеющиеся знания у детей о работе медработников.
Активизация словаря: врач, медсестра.
|
1.Беседа о работе медперсонала.
2.Чтение произведения К. Чуковского «Айболит».
|
М. Познанская «Если внезапно случится беда, врач, медсестра вам помогут всегда»
|
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять, или уложу в кровать.
(Градусник)
|
Регулярно наводить порядок в уголке, где расположена игра.
|
Показ выполнения простейших действий врача, медсестры.
|
Внесение картинок, отражающих работу медсестры, врача.
|
Октябрь
Учить детей простейшим игровым действиям, знакомым ребёнку по собственному жизненному опыту. Активизация словаря: термометр, фонендоскоп.
|
1.Экскурсия в кабинет врача.
Вопросы:
- Что
делает врач? (слушает, записывает).
- Какая она?
(ласковая, вежливая)
2.Эпизодическая беседа о том, что делает врач (слушает), чем слушает, какими предметами пользуется.
|
М. Познанская «Про белый халат и наших ребят».
Сидоров «Больной мишка»
|
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
|
Наведение порядка в игровом уголке «Больница»
|
1.Показ воспитателем действия врача с фонендоскопом.
2. придумывание воспитателем небольшого сюжета с небольшим количеством лиц с простыми предметами, действиями.
(Таня заболела, пришёл врач и стал лечить). Поставил градусник, температуру высокая, послушал трубочкой, дал лекарство.
|
Внесение фонендоскопа
|
Ноябрь
Воспитание интереса к труду медсестры. Закрепить и дать новое о её труде. Формировать умение играть вдвоём, рядом.
Активизация словаря: шприц, грелка.
|
1.Экскурсия в медкабинет (наблюдение за тем, как медсестра делает укол).
Вопросы:
-Как работает медсестра?
- Что она сейчас делает?
-Чем пользуется, делая укол?
2. Разговор – беседа о работе медсестры (Что делает? Чем делает уколы? Как разговаривает с детьми?)
3.Показать предметы, с которыми работает медсестра (шприц, градусник, вата, бинт, йод, зелёнка).
|
Чтение глав из книги А. Кардашова «Наш доктор».
Г. Глушнев «Я больной», Ю. Шипаев «Я сегодня медсестра»
|
Из резины я, друзья, Продаюсь в аптеке я.
Холодна, когда пустая, и горячею бываю: кипятку налей в меня, и тебя согрею я.
(грелка)
|
Поделка порошков (из бумаги)
|
Играя с детьми, воспитатель напоминает действие медсестры со шприцем. Поощрять совместную слаженную работу – игру. Взять роль медсестры, медсестра помогает врачу, подаёт ему инструменты, измеряет температуру, делает уколы.
|
Внести шприц, грелку, картинку, где медсестра делает укол
|
Декабрь
Закрепить и дополнить знания детей о работе врача. Воспитывать общие интересы, дружеские взаимоотношения в игре.
Активизация словаря:
шпатель
|
1.Экскурсия в медкабинет. Наблюдение за работой врача.
-Что делает врач? (смотрит горло, язык).
-Чем она пользуется? (шпатель – лопаточка).
-Горло болит. Что делает врач? (вспрыскивает лекарство)
2.Эпизодическая беседа о видённой работе врача.
3.Беседа после игры.
-Как дети играли?
-Хорошо ли вели по отношению друг к другу?
-Как обращается врач с больными?
4. Дидактическая игра «Что нужно врачу для работы?»
|
Д. Ткач «Врач», Викторов «Доктор», Иван Миячев «Врач»
|
|
Уборка в игровом уголке «Больница»
|
Разговор с детьми на тему: «Как можно поиграть?»
Уточнить приёмы лечения.
Воспитатель в роли врача – образец действий врача.
|
Внести шпатель
|
Январь
Формировать у ребёнка интерес, внимательное отношение к игре товарища. Продолжать формировать умение играть вместе, распределять роли. Пополнять знания детей о работе скорой помощи.
Активизация словаря:
носилки
|
1.Эпизиодическая беседа о поведении врача (вежливый, внимательный, скромный).
2.Рассказ – беседа о работе скорой помощи. (Врач приезжает на дом, лечит, прослушивает, осматривает; медсестра делает уколы, кладёт грелку. В больницу кладут больного. Лечат его. По телефону сообщают о здоровье больных.
3. Аппликация «Машина скорой помощи»
|
Влад Титов «Добрый врач».
Викторов
«Доктор»
|
|
Стирка косынок, шапочки для врача.
|
Развитие сюжета (опрос воспитателя о последовательности действий врача). Дать совет, как договориться в ходе игры.
|
Вести изображение машины «скорая помощь» (картины или фанера, носилки)
|
Февраль
Продолжать формировать умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов. Развивать инициативу ребят.
|
1.Сюжетно – ролевая игра «Врач приехал к больной
|
Влад Титов «Добрый врач».
Викторов
«Доктор»
|
|
Стирка косынок, шапочки для врача.
|
Развитие сюжета (опрос воспитателя о последовательности действий врача). Дать совет, как договориться в ходе игры.
|
Вести изображение машины «скорая помощь» (картины или фанера, носилки)
|
Март
Побуждать изображать в игре положительные стороны жизни и деятельности окружающих. Уметь в игре отражать труд врача, медсестры.
|
Экскурсия в медкабинет. Уточнить работу медсестры и врача в процессе наблюдения. Обратить внимание, чем лечит врач, как выполняет указания врача медсестра (взаимоотношения путём советов, накоплений, прояснений).
|
Отрывок из книги Михалкова «Дядя Стёпа на осмотре у врачей), С. Михалков «Прививка»
|
У кого температура, ставлю градусник тому, а кому нужна микстура, и микстура, и микстуры дам ему.
(Медсестра)
|
Поделка порошков.
|
Контроль за игрой.
|
|
Апрель
Расширять знания детей о работе медработников. Продолжать формировать дружеские взаимоотношения в процессе игры.
|
Провести работу с родителями, чтобы при посещении поликлиники обратили внимание на работу регистратуры. В группе эпизодические беседы о работе регистратуры.
|
Маяковский «Кем быть» (отрывок). Синявский «Стану я ветеринаром».
|
|
Привлечь детей к поделке карточек для регистратуры.
|
Напоминание о вежливом обращении друг с другом.
|
|
Май
Продолжать формировать умение развивать сюжет игры.
|
Экскурсия в подготовительную группу. Наблюдение за игрой старшими детей.
|
С. Михалков «Для больного человека».
Е. Благинина «Алёнушка»
|
Я хожу в халате белом,
Занимаюсь важным делом.
Не болели, чтобы детки, им даю глотать таблетки.
(Врач).
|
|
Советом способствовать развитию игры. Распределить между детьми роли. Предложить рассказать, что будет делать каждый.
|
|
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»
Сюжетно-ролевая игра для дошкольников 5-7 лет
Сюжетно - ролевые игры с транспортом в средней группе по ФГОС
Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы
Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста