Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обобщение опыта работы с родителями в детском саду

Из опыта работы учителя-логопеда детского сада: Только вперед и вместе!
Неважно, сколько ошибок вы совершили
И как медленно вы движетесь вперёд.
Вы всё равно на целую вечность
обгоняете тех, кто даже не попытался.


В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Поэтому одним из основных направлений в своей работе я считаю - создание единого коррекционно-развивающего пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка. Важную роль в его создании я отвожу родителям своих воспитанников.
Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с мамами и папами, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Поэтому я за такой открытый диалог с родителями, который дает возможность стать им полноправными участниками коррекционно-развивающего процесса, а также не только союзниками, но и главными помощниками в работе учителя - логопеда по устранению речевых нарушений. Анализируя различные формы и методы работы в этом направлении, я стараюсь находить такие, которые были бы наиболее эффективными и интересными. Технология проектной деятельности открывает большие возможности в организации работы по взаимодействию учителя-логопеда с семьей. Разработка и реализация совместных проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей, активно включиться в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей, а также помогает систематизировать работу учителя - логопеда в этом направлении. Считаю, что при построении этого важного направления работы каждый логопед может найти и выделить ту «изюминку», которая будет наиболее интересной и эффективной. Я стараюсь организовать такую среду и создать такие условия, чтобы любовь и поддержка родителей-самых близких людей, развили в ребенке все необходимые навыки и умения-вот такой мой «секрет для всех!»
С этой целью мной был разработан проект под названием: «Только вперед и вместе!»
Участники проекта: учитель-логопед, родители детей с нарушением речи.
Цель проекта: включение родителей в совместный коррекционно-развивающий процесс по созданию единого речевого пространства.
Задачи проекта:
- Разработать систему поэтапного включения родителей в коррекционно - развивающий процесс в условиях логопедической службы;
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;
- Установить партнерские отношения с родителями дошкольников.
- Создать единое коррекционно-развивающее пространство семьи и ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков у детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
Положительная динамика речевого развития и социальная адаптация детей в ДОУ и семье.
Родители самостоятельно используют материалы игр и упражнений в рубрике «Вашим детям понравится» с моего персонального сайта.

Реализация проекта проходила в три этапа:
1-й этап – подготовительный.
2-й этап – основной (практический).
3-й этап – заключительный.
На первом этапе проекта мною был изучен передовой опыт учителей - логопедов дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями». Дни открытых дверей - такая форма работы, которая помогает более лучшему знакомству с дошкольным учреждением и деятельностью логопедической службы. В дни открытых дверей проводились для ознакомления родителей с организацией коррекционно-образовательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
На мой взгляд, основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается на первом организационном собрании - «Давайте знакомится!», которое обычно проводится мной совместно с воспитателями в конце сентября. Обсуждение взаимодействия логопеда и родителей и постановка проблемных вопросов, выявление уровня речевого развития детей (диагностика), сбор данных о статусе семьи, анкетирование для выявления наиболее актуальных проблем для родителей-вот такой спектр мероприятий этого этапа.
Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах и особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. В начале учебного года планирую примерную тематику консультаций, что помогает мне ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна. Главное назначение консультации я вижу в том, чтобы убедить родителей, что в дошкольном учреждении они могут получить поддержку и консультативную помощь учителя - логопеда. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Я знакомлю родителей с результатами диагностики, это происходит в индивидуальных беседах, прислушиваюсь к их пожеланиям, намечаем планы совместной работы. От того, как протекают первые встречи, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество: станут ли родители просто наблюдателями, или примут активное участие в коррекционно-развивающем процессе. Именно на первом этапе я стараюсь предпринять всё, чтобы сделать семью партнером в своей работе, так как её участие в значительной степени определит эффективность коррекционно-развивающего процесса.
На втором этапе:
Индивидуальные занятия-практикумы «Только вперед и вместе!» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей.
Создание тематических выставок детских книг из семейных библиотек на тему: «Читаем дома».
Опыт работы показал, что использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников даёт положительные результаты: родители из «заказчиков» и «наблюдателей» становятся активными участниками и незаменимыми помощниками учителя - логопеда. Одним из видов работы, организуемых мною с целью демонстрации основных приемов и методов коррекционной работы с детьми, являются открытые занятия. Родители получают возможность следить за успехами своих детей, наблюдать, насколько их ребенок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, стараются получить больше информации о логопедической работе. Важная роль в этом направлении принадлежит индивидуальным тетрадям, где родителям предлагается вместе с ребенком выполнить задания в выходные дни. В каждую тетрадь я вкладываю памятку с правилами работы. Тетради выдаются в пятницу, а возвращают родители их в понедельник. На обратной стороне титульной странички индивидуальной тетради для домашних заданий находится экран звукопроизношения, где родители сугубо индивидуально могут познакомиться с информацией о количестве нарушенных звуков и проследить динамику звукопроизношения. Они видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами), наглядно могут проследить: какой звук ещё автоматизируется, а какой уже введен в речь. Все перечисленные формы работы с родителями помогают в установлении между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращая семью в активный субъект коррекционного процесса по осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
Родительское собрание «Наши первые успехи» проходит уже в атмосфере более тесного сотрудничества, особенно, когда появляются первые записи в «Дневниках успеха», которые ведут сами родители, занимаясь с детьми дома. На нем я знакомлю родителей с методами и формами логопедической коррекции; с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекции звукопроизношения. Для того чтобы обучить родителей педагогическим технологиям я приглашаю их на свои занятия с детьми, демонстрирую способы применения технологий, тем самым обеспечивая непрерывность педагогического процесса. Так, например, обучение навыкам элементарных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется на совместных занятиях, где родители и дети предлагают друг другу игровые задания и ищут пути решения, используя разнообразные дидактические пособия: «Лужайка звуков», «Умный урожай» и др. Проведение совместных занятий с участием детей и родителей является наиболее эффективной, эмоционально яркой формой работы с родителями. Мой персональный сайт также помогает установлению между логопедом и родителями системы эффективной обратной связи. Благодаря ему, у меня появилась возможность непрерывного общения. В рубрике «Спросите логопеда», мне приходят вопросы от родителей на мой электронный адрес, на которые я с удовольствием отвечаю. Я имею возможность консультировать родителей не только со своего города, но и со всей России. В нашем дошкольном учреждении работает городской консультационный центр. Вместе с другими специалистами я оказываю в нём консультативную помощь родителям с целью профилактики речевых нарушений, обучаю специализированным приёмам коррекции звукопроизношения, провожу углубленное логопедическое обследование детей для определения уровня их речевого развития.
Для родителей проводятся семинары - практикумы и круглые столы. В работе с родителями я использую вспомогательные наглядные средства:
-специальные «логопедические уголки в группах»;
-информационные стенды для родителей и педагогов, которые постоянно обновляются новыми буклетами;
-папки-передвижки, которые находятся в группах, вызывают у родителей интерес своим эстетичным видом и информационной наглядностью.
-пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Также в консультативном центре находятся папки с микроконсультациями для родителей, где в краткой форме предоставлен материал на интересующие их темы.
Совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме: «Пальчики играют — речь развивают», позволившие родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки из подручного материала.
Информационный журнал «Учимся, играя» содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Использовала в своей работе такие формы сотрудничества с родителями как:
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивали артикуляционную гимнастику, учились выполнять задания вместе с детьми)
На информационном стенде «Логорадуга» родители могли прочитать статьи из серии «Логопед советует». Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения.
Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» (работы детей в совместной деятельности с родителями). Была оформлена фотовыставка на тему: «Вместе учимся, играя!», где были собраны фото, запомнившихся совместных мероприятий
Речевые праздники, театрализованные представления, которые были проведены совместно с родителями в рамках проекта.
Проанализировав на заключительном этапе эффективность нашего взаимодействия, были награждены участники проекта, получившие дипломы разных степеней, в разных номинациях. Например: «Самый активный папа», «За усердие и старание», «Самая заботливая бабушка», «Самая дружная семья» и т.д.
Мониторинг эффективности коррекционной работы с детьми показал, что позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с учителем-логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.
Анализ анкет родителей «Как вы оцениваете коррекционно - педагогическую деятельность?» показал, что большинство из них 80% считают коррекционно-развивающую работу, эффективной и плодотворной.
Реализация проекта способствовала тому, что родители из «пассивных наблюдателей» превратились в активных участников и помощников в коррекционно-образовательном процессе. Сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно - образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития,
Составленный мной, проект поэтапно позволил решить поставленные задачи, разработанные формы и методы для реализации данного проекта, помогли сделать его эффективным, объединив стремления учителя - логопеда и родителей «двигаться вперёд и вместе», для достижения поставленной цели.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Конспект занятия по развитию речи в старшей группы детского сада на тему: Край Донской
Опубликовано: 1609 дней назад (30 декабря 2017)
Просмотров: 1010
+2
Голосов: 2
Галина Васильевна Аникеева # 30 декабря 2017 в 22:25 +2
Здравствуйте, Екатерина Михайловна, примите мой первый голос за вашу публикацию "Только вперед и вместе! Обобщение опыта работы с родителями". Ваш проект-актуален в наше время и пригодится для педагогов в работе с родителями. Успеха вам в работе и творчестве! С Наступающим!!!
Екатерина Михайловна Пирожкова # 4 января 2018 в 15:56 +1
Спасибо ,Галина Васильевна!
Марина Анатольевна Гацко # 4 января 2018 в 16:29 0
Екатерина Михайловна,мне понравилась ваша публикация.Название говорит уже само за себя! Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.У Вас есть такая система в работе с родителями!Голосую и желаю двигаться всегда "вперед и вместе" с Вашими главными помощниками!