Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».
Автор: учитель-логопед МБДОУ №10 Пирожкова Е.М.
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донскому краю.
Данный материал будет полезен учителям-дефектологам, воспитателям и другим специалистам ДОУ.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: развитие речи посредством изучения истории и культуры Донского края.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать приобщению детей к истории и культуре Донского казачества
Развивающие:
развивать познавательный интерес к истории своего народа; к его культуре и традициям.
Речевые:
Развивать связную речь.
Развивать речемыслительную память.
Способствовать обогащению словарного запаса детей региональным материалом.
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям казаков.
Предварительная работа:
Посещение библиотеки, музея донского казачества разучивание правил игры «Забытые слова». Чтение книг «Славен Дон» М.П.Астапенко, М.А.Шолохова «Нахаленок», заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, (взаимодействие с родителями: собирание экспонатов для мини-музея.), знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.
Материал: Музыкальная шкатулка, грамота, с исчезнувшими словами пословиц для игры «Дополни слова», карточки с предметами для игры «Забытые слова», холщовые мешочки с буквами.
Ход занятия:
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, что у меня, как вы думаете, что это?
Ответы детей: Шкатулка.
Учитель-логопед:Да, это шкатулка, но она не простая, а волшебная в ней много всего. Давайте ее откроем! Учитель-логопед достает письмо и читает стихотворение:
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли!
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый наш ты - край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей……
Учитель-логопед: Да, в этом стихотворении говорится о родном крае, о малой Родине. Для нас малой Родиной считается Донской край. Так называют наш край по имени реки Дон.
Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. Донской край - казачий край!
Ребята, а кто такие казаки?
Ответы детей……
Учитель-логопед: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков?
Ответы детей……..
Учитель-логопед открывает шкатулку и достает книгу. Раньше не было книг, все передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в казачьем, устном народном творчестве.
Выходят дети в казачьих костюмах и читают стихи о Донском крае.
-Тихий Дон-река героев, счастье новой жизни. Тихий Дон-казачья слава-милая отчизна!
-Вольный Дон-любовь казачья. В степях буйные ветра! И вода твоя прозрачна и волна твоя остра.
-Земля былинная моя люблю тебя до сладкой боли, и эту степь, и это поле и эту песню соловья.
-Ой, ты Дон, ты наша Родина, вековой наш богатырь, многоводный и раздольный, ты разлился вдаль и вширь.
-Родная степь шумит, цветут сады, колышутся поля. Очаровала ты меня навеки, родная Донщина моя!
-Вот такие мы ребята – все лихие казачата.
Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!
Учитель-логопед: Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона.
Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
Для казака Родина - это вера, это семья, это родная земля-это всё, что дорого сердцу! Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о любви к Родине, к Донскому краю?
Ответы детей: Казак скорее умрет, чем с родной земли уйдёт.
Земля донская - казаку мать родная!
Для казака, милее всех Родина!
Учитель-логопед достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?
Дети рассказывают пословицы:
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Игра «Дополни слова». Мы с вами повторили пословицы, сейчас проверим, как вы их запомнили. Логопед достаёт из шкатулки грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословицы, но нет конца. Дети называют исчезнувшие слова.
Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).
Казак с конем (когда?) - ….. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что?… (мед ) ложкой кушать.
Казак без атамана…кто? (сирота).
Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).
Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком).
Учитель-логопед: У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи. У нас Дону, казаки игривые, а казачки у нас говорливые.
Заходят девочки в казачьих костюмах, с подносами, на которых находятся картинки, обозначающие различные предметы.
Учитель-логопед: Казачки познакомят вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись, Дети берут картинку со словом, обозначающим предмет, и вспоминают « забытые слова».
Казачка: Слово ты говори, а потом, по-казачьи повтори.
Ответы детей: Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка,овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень.…
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Учитель-логопед: Прекрасно мы поиграли, все забытые слова вспомнили и назвали. А еще, казаки были веселыми людьми и очень любили они петь и танцевать (открывает шкатулку, наступает музыкальная пауза)
Звучит казачья песня в исполнении детей старшей группы.
Учитель-логопед открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда: «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце.…Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда?
Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв. Логопед достает буквы из холщевого мешочка. Дети собирают слово: «Родина».
Учитель-логопед: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.
Дети старшей группы исполняют танец «Казаки».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе
Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Похожие статьи:
Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы
Герб России. Описание и значение для детей