Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников.
Материал разработан на основе ФГОС ДОУ по работе с родителями. Предназначен для ознакомления, применения на практике воспитателей, методистов, кто работает и учится работе с дошкольниками.
Традиционный подход широко распространенный в прошлом состоит в том, что ведущая роль как специалиста в деле воспитания, образования и развития детей, отводилась исключительно воспитателю. Согласно такой позиции задача воспитателей должна была состоять в том, чтобы просвещать родителей, учить их правильно относиться со своим ребенком, следуя полученным рекомендациям. Сами же родители, рассматривались как некомпетентные восприемники знаний и опыта специалистов.
После утверждения ФГОС ДО количество эффективных форм взаимодействия сотрудников детского сада с родителями, к сожалению, не увеличилось. Педагоги по-прежнему создают сценарии музыкальных, физкультурных, литературных праздников, вечеров досугов, и на них приглашаются родители. В результате родители являются лишь зрителями, уже подготовленного мероприятия, что не содействует сотрудничеству.
Не решил проблему взаимоотношения с родителями и другой подход, основанный на понимании образования, как сферы услуг. Несмотря на то, что потребности и установки родителей в данной концепции принимаются всерьез, подлинные педагогические задачи, имеющие ввиду благо детей, могут оттесняться на второй план, в угоду претензиям, желаниям и даже капризам родителей. В крайнем выражении, такая позиция ведет к их непропорциональному доминированию, что мешает развитию ребенка.
В законе «Об образовании» РФ в ст. 44 права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, помимо прав и обязанностей, впервые закрепляется ответственность за образование ребенка родителей (законных представителей). Они должны выбирать форму получения образования, знакомиться с уставом организации, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, защищать права и законные интересы своих детей.
ФГОС дошкольного уровня образования предполагает установление партнерских, т.е. равных, не доминирующих отношений, между образовательными организациями и семьями воспитанников. Основой партнерских отношений является сотрудничество. Оно строится на доверии, компетентности, обоих сторон: педагогов и родителей. Из чего следует принцип выстраивания их взаимодействий ни как соперничества или доминирования, а как взаимодополняемости в решении общей задачи развития ребенка. Основным методом сотрудничества, служит – обмен информацией, усилиями, знаниями.
Обмен информацией. Воспитатели могут совместно с семьей выполнять образовательные задачи детского образовательного учреждения, только в том случае, если они знают семейный уклад доверенных им детей. В свою очередь и специалисты должны информировать родителей о своей работе и о поведении отдельных детей. Только в диалоге, путем открытого, доверительного обмена информацией могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Такой обмен, при условии открытого, доверительного, интенсивного сотрудничества обеих сторон, является основой для воспитательного партнерства между родителями и воспитателями, в общем деле образования и воспитания детей.
Обмен знаниями. Как у педагогов, так и у родителей, имеются пробелы в знаниях. У одних относительно ситуации в семье, поведении и жизни ребенка вне учреждения, у других относительно организации воспитательного процесса и развития ребенка в образовательных организациях.
Обмен усилиями. Поощряется родительская семейная самопомощь в воспитании детей. Помощь воспитателям со стороны родителей в утренние и вечерние часы или сопровождение детей на экскурсию, в организации детско-взрослых проектов.
Безусловно, партнерство, подразумевает диалог. Диалог охватывает совместный анализ поведения или проблем данного ребенка. Выяснение причин, проблем и поиск подходящих возможностей решения. Консультирование родителей по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании. Согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны детского сада и семьи. Особенно важен диалог в том случае, если у ребенка имеются отклонения в поведении или какие-либо проблемы в развитии.
Планирование педагогической работы, также основано на диалоге, в котором, при наличии разных точек зрения, идет совместный поиск и выработка общих согласованных решений. Говоря о планировании, нужно отметить, сто родители получили теперь возможности для участия в жизни детского сада. Права в принятии решений. Они могут принимать участие в разработке основной образовательной программы учреждения, годовом, месячном планировании. Планировании проектов и занятий. Родители могут самостоятельно планировать собственные родительские мероприятия и проводить их своими силами.
Партнерство – это особый стиль взаимоотношений. В его основе лежит уважение, сопереживание, искренность, открытость, доверие ко всем участникам диалога. В нем нет места раздражительности, высокомерию, превосходству, агрессивности, нетерпению, невниманию к их точке зрения и интересам.
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая встреча с родителями в детском саду «Азбука нравственности»
Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол
Конспект игрового занятия в детско-родительском клубе. Средняя группа
Клуб семейного чтения в ДОУ
Похожие статьи:
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
Практическое занятие для родителей старшей группы по теме: Символ года - Змея