Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «Канск - моя малая Родина».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Используемые технологии: интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия.
Форма проведения:
Игра – путешествие.
Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве.
Задачи:
• Уточнить и закрепить знания детей о родном городе («Познавательное - развитие»);
• Способствовать формированию у детей понятия «Малая Родина» («Познавательное развитие»);
• Способствовать развитию познавательных процессов детей: зрительного восприятия, памяти, внимания детей («Познавательное развитие»);
• Активизировать развитие речевого творчества детей, умение отвечать на вопросы простым распространённым предложением («Речевое развитие»);
• Способствовать развитию речевого слуха дошкольников, умению сочетать слова с движениями («Речевое развитие»);
• Способствовать развитию общей моторике воспитанников, профилактике нервно-эмоционального напряжения («Физическое развитие»);
• Совершенствовать развитие конструкторских умений и навыков, подбирать нужные детали по цвету и форме, соблюдая пропорции задуманной постройки («Художественно-эстетическое развитие»);
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину-родной город, желание сделать свой город лучше («Социально-коммуникативное развитие»);
• Прививать уважение и любовь, чувство привязанности к своему городу, бережного отношения к своей малой Родине («Социально-коммуникативное развитие»).
Словарная работа:
Малая Родина, герб, символ.
Предварительная работа:
Беседы о родном городе Канске; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок с изображениями культурных мест города, достопримечательностями, мест отдыха; экскурсии по городу (посещение культурных и памятных мест); чтение стихов о Родине; рисование на тему «Наш любимый город»; словесные игры по теме; сюжетно-ролевые игры детей («Дом Культуры», «В больнице», «Музей», «Ателье», «АЗС»)
Методы и приемы НОД:
• Практические – игровое упражнение, развивающая игра, двигательное упражнение, конструирование;
• Наглядные – рассматривание слайдов, изображений гербов;
• Словесные – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, художественное слово (загадка), объяснение, беседа, интерактивная игра.
Место проведения:
Групповая комната (музыкальный зал).
Этапы занятия:
• Ход непосредственно-образовательной деятельности состоит из 3-х основных этапов: организационный этап обеспечивает погружение в тему, вовлечение детей в игровую ситуацию-путешествие. Здесь мы использовали художественное слово (стихотворение), игру на внимание.
• В основном этапе НОД по ходу путешествия выполняют задания дидактического характера, предложены речевые игры, игры малой подвижности, где дети отвечают на вопросы воспитателя, слушают рассказ и дополняют его, рассматривают слайды; используется физкультминутка (координация речи с движениями).
• Заключительная часть способствует снятию напряжения и подведению общего итога деятельности. Детям дается возможность высказать свои впечатления.
Материалы и оборудование:
мультимедиа, презентация «Мой город»; карта Красноярского края, изображение герба города Канска, Красноярского края, России; игрушка «сердечко», мяч, красный, желтый флажки, несколько видов конструктора (деревянный, лего, полифункциональный игровой материал; наборы мини – игрушек, макеты деревьев, домов для конструирования; музыкальное сопровождение («Россия – родина моя» сл. Светлана Ранда муз.), песня «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минков.
Виды, формы и методы организации совместной деятельности:
• Двигательная – физкультминутка «Мы по городу шагали», двигательные движения с мячом, имитация движения на автобусе.
• Игровая – развивающие игры «Будь внимателен», «Назови свой домашний адрес», «Назови ласково», «Что такое малая Родина?», интерактивная игра «Передай сердечко и скажи словечко».
• Коммуникативная – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, объяснение, загадывание загадок, речевая игра «Что такое малая Родина?».
• Музыкальная – музыкальный фон (песня «Россия – ты моя земля»,) «Дорогою добра» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
• Познавательно – исследовательская – конструирование, просмотр презентации о родном городе.
Логика образовательной деятельности:
Вводная часть.
Воспитатель включает мелодию «Россия – ты моя земля». Акцентирует внимание детей на предстоящей деятельности. Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей.
— Я хочу вам прочитать стихотворение, внимательно послушайте его.
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
— О чём, ребята говорится в стихотворении? (Ответы детей. Отвечают простыми распространёнными предложениями).
— У каждого человека на земле есть малая родина.
Словесная игра «Что такое малая Родина?».
Дети говорят и передают красный флажок друг другу.
(Предполагаемые ответы детей: малая Родина – это место, где мы родились и живём; это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки; это наш город – Канск; это место, где живут близкие и дорогие нам люди – мама, папа, брат, сестра; это место, где стоит наш детский сад; это место, где скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне).
Основная часть.
Воспитатель предлагает посмотреть на карту Красноярского края, организует рассматривание карты, привлекая внимание детей, используя кисть руки, к той её части, о которой идёт речь. Дети рассматривают карту Красноярского края, отвечают на вопрос.
— Посмотрите на карту, как величав и красив наш край. Это наша малая Родина. Но есть место, где мы родились и растём – это наш родной город.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
И гордый стан березок белых,
И трав несметные поля, -
Здесь все, чего душа хотела,
Здесь Канск и Родина моя.
Вместе с городом мы встретим каждый рассвет,
Проживем каждый день с настроеньем.
Канск любимый, родной…Лучше города нет,
Жить в тебе, быть с тобой – наслажденье.
— Как вы думаете о каком городе идёт речь? Где расположен наш город? Как называется наш город, в котором мы живём?
Игра с мячом «Какой наш город Канск?»
(Предполагаемые ответы детей: Город Канск – это наш родной город, наша малая Родина. Расположен наш город в Красноярском крае. Он большой, красивый, зелёный, чистый, с широкими улицами).
Воспитатель организовывает детей на развивающую игру «Будь внимателен». (Приложение 1)
Детям предлагаются изображения гербов: города Канска, Красноярского края, России.
— У каждого города, области, страны есть свой герб. А давайте вспомним и найдём герб нашего города. Выберите из предложенных вам гербов, герб нашего города (дети выполняют поисковые действия, находят герб, даёт объяснение).
Звучит фонограмма песни. Воспитатель далее предлагает попутешествовать.
— Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить экскурсию по нашему городу. Обычно, чтобы посмотреть город, какой нам для этого понадобиться транспорт, чтобы мы все туда вместились? (Автобус) Вы, готовы, поехали! (дети имитируют езду на автобусе)
Музыка заканчивается, и воспитатель объявляет первую остановку «Достопримечательности нашего города».
Показ презентации. (Приложение 2). Рассказ воспитателя по ходу презентации. (Дети смотрят слайды и называют достопримечательности, памятные и культурные места города).
Физкультминутка «Мы по городу шагали».
Дети встают полукругом, повторяют слова и движения за воспитателем.
— Мы по городу шагали,
Много нового узнали,
Но, теперь мы подустали,
И присели отдохнуть.
В старом парке посидели,
И на речку поглядели,
Отдохнули мы немного,
А теперь продолжим путь.
Звучит фонограмма, дети продолжают путь. (Дети двигаются по кругу). Воспитатель объявляет вторую остановку.
Игра «Назови свой домашний адрес».
(Дети передают флажок жёлтого цвета и называют свой домашний адрес). Воспитатель задаёт вопросы: — А какая главная улица у нас в городе? Что есть на этой улице? (Предполагаемые ответы детей (дом культуры, магазины, центральная площадь, сбербанк, аптека, торговый центр).
Воспитатель объявляет посадку для дальнейшей поездки. Под музыку дети продолжают путь. (Двигаются по кругу, закреплённой территории). Вторая остановка. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и найти отгадки на предложенных картинках.
(Приложение 3).
(Дети отгадывают загадки, находят картинки с правильным изображением).
— Стоит дом, кто в него войдет,
тот знания приобретет (школа)
— Снаружи смотришь –дом, как дом.
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
стоят рядами тесными (библиотека).
— Тут хожу я как каждый день,
так нужно, даже если лень,
там всех уже пять лет я знаю,
я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад, там мой любимый … (детский сад)
— Возвышаясь над рекой,
Он стоит такой большой!
Куполами смотрит в небо сам
Наш величественный …(храм)
Канский храм во имя святого апостола Андрея Первозванного
— Письма и газеты в дом
Доставляет быстро он
Наш любимый… (почтальон)
— В нашем городе памятных мест масса,
Есть и сберегательная…(касса)
— Чтобы помнили всегда
И ценили подвиги
Чтоб не повторять всегда,
Люди возводят…(памятники).
Звучит фонограмма. (Дети двигаются по кругу). Путешествие проходит дальше. Воспитатель объявляет третью остановку, читает стихотворение.
— Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина,
Деревья расцвели.
Берёза кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая Родина малая моя!
— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, малая Родина – наш город Канск. Наш город красивый, уютный, зелёный, чистый. Вы любите свой город? Давайте подумаем представим, за что мы так любим свой город, свою малую Родину – город Канск? Потренируемся в составлении предложений о нашем городе.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
(Дети передают игрушку – сердечко и говорят за что они любят свой город).
(Предполагаемые ответы детей: Я люблю свой город, потому что он красивый. Я люблю свой город, потому что он зелёный.)
— Ребята, а как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наш город оставался таким же прекрасным и только и только хорошел год от года?
(Предполагаемые ответы детей: Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, не ломать деревья, строить новые здания, сажать цветы, деревья.)
— Ребята, посмотрите, что ещё интересного у нас здесь есть? (Разнообразный конструктор). А как вы думаете, для чего он нам? (Для строительства, игры).
-Да, я вам предлагаю пофантазировать и построить «Город будущего». Выложить свой вариант города и попутешествовать со своими любимыми игрушками, персонажами.
(Звучит спокойная музыка «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минков. Дети самостоятельно делятся на группы и строят из предложенного конструктора свои задуманные постройки).
— Ребята, любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать об её истории, берегите её природу, храните её обычаи, живите и трудитесь ради её блага!
Используемая литература:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебное – методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15).
3.Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебное – методическое пособие/ научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 256 с
4.Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебное – методическое пособие/научный редактор: А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 176 с.
5. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебное – методическое пособие/научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012 – 208 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Бумага своими руками»
Конспект НОД в старшей группе. История Санкт-Петербурга
Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае
Конспект НОД по краеведению в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»