Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае. Конспект
Автор: Степаненко Олеся Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 2 «Сказка» Кулундинского района Алтайского края.
Описание: методическая разработка будет интересна воспитателям старшей и подготовительной групп, педагогам начальной школы, а так же тем, кому интересно узнать о природных богатствах Алтайского края.
Образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на Карте России, а также с его природными богатствами.
Задачи:
- Пополнить словарный запас новыми географическими названиями: Алтайский край, Горная Колывань, Горный Алтай, Барнаул, а так же новыми словами: мрамор, яшма, соболь, кедр.
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края.
- Способствовать формированию географических представлений дошкольников в процессе ознакомления с расположением родного края и его районов на карте;
- Воспитывать патриотические чувства старших дошкольников в процессе осознания, что Алтайский край очень богат природными ресурсами, красивыми местами, разнообразен географическим ландшафтом.
- Воспитание чувства гордости за родной край.
Актуальность: нравственно – патриотическое воспитание дошкольников очень актуально в наше время, а использование в беседе регионального компонента приобщает детей старшего дошкольного возраста к истории родного края, невольно вызывая гордость, что рождены они в регионе с очень красивой и разнообразной природой.
Оборудование и материалы: географическая карта России, фотографии с изображением природных богатств Алтая, некоторых видов Барнаула, изделия из золота и серебра (фотографии золотых и серебряных украшений).
Ход занятия
:[/b]
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что мы живём в стране, которая называется…. (дети: Россия). Россия – это, ребята, наша большая родина. Наша Россия – очень большая страна, в ней очень много различных краёв и областей (
показ по карте). Но есть один край, который дорог нашему сердцу больше всего, тот, где мы с вами живём, называют его Алтайский край. Край наш находится на юге Сибири. Эта наша малая Родина.
Ирина Cереброва
МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ
Алтай — это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай — облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор.
Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов...
Алтай! Будет сложено множество песен
О дивной твоей красоте!
Ты так многолик и настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте!
А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось такое слово Алтай. Сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтай – это золотой край.
В каком селе мы живём? Правильно, мы с вами живём в Кулунде. В Кулундинских степях растёт пшеница, каждое её зёрнышко золотое.
В Алтайском крае много бескрайних пшеничных полей. Пшеница очень ценное растение, т.к. из неё производят самый главный продукт – хлеб. В нашем крае выращивают лучшие сорта пшеницы.
Давайте представим, что мы с вами хлеборобы, т.е. выращиваем пшеницу и поиграем в игру «Песня хлебороба». Я буду произносить стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Динамическая пауза.
Дети становятся в круг.
Нивка, Нивка (
дети идут по кругу, взявшись за руки),
Яровая жинка.
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку (
делают взмахи руками снизу вверх).
На поле копнами (
руки вверх),
На столе пирогами (
лепят пироги).
Нивка золотая (
идут по кругу),
Добрая, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба (
руки вверх).
Матушка рожь,
Встань стеною сплошь
(взявшись за руки, поднимают руки вверх),
Стебель в оглоблю,
Колос в дугу (
наклоны вправо – влево).
Встань, рожь большая,
Вот- такая (
руки вверх).
Расти, копна золотая, -
Вот - такая (
присесть, медленно встать, поднимая руки вверх).
А теперь садитесь на свои места и послушайте дальше рассказ о нашем родном Алтайском крае.
На Алтае есть горы – это Горный Алтай.
Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками – это кедры.
В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые.
Кедровые орехи очень вкусные и полезные.
В кедровых лесах живут соболи - «пушистое золото Алтая». Соболи обладают очень ценным мехом.
А под кедрами, глубоко в земле, похожие на человечков корни. Это «Жень – Шень» - золотой корень.
Корень Жень – Шеня используют для изготовления лекарственных настоек, чтобы лечить людей от разных болезней.
Корни эти выкапывают олени с «золотыми рожками».
Это не простые олени. Их специально разводят в Горном Алтае, потому, что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.
Есть в Алтайском крае ещё одно местечко, о котором ходят легенды. Это Горная Колывань.
Здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора.
Такой мрамор идёт на строительные нужды. Им облицовывают здания.
А ещё в Горной Колывани есть месторождение яшмы – очень красивый камень.
Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера - камнерезы.
Такие вазы заказывала царица Екатерина и сейчас они находятся в музее.
Также в нашем Алтайском крае добывают песок,
глину,
соль.
Вот сколько тайн скрывает наш родной Алтай!
Ребята, а кто знает, какой самый главный город в нашем крае?
Столица Алтайского края – это город Барнаул. В этом городе много замечательных мест.
Ребята, кто из вас побывал в Барнауле?
Если кто – то ещё не успел побывать в этом интересном и красивом городе, то обязательно такая возможность у вас будет, поскольку Барнаул находится не очень далеко от нашего села.
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали:
1. В каком крае мы живём?
2. Почему его называют золотой край?
3. Что выращивают в Кулундинских степях и по всему Алтайскому краю?
4. Какие таинственные деревья растут в Горном Алтае?
5. Какие животные обитают в кедровых лесах?
6. Каких животных разводят специально и для чего?
7. Какие полезные ископаемые добывают в Горной Колывани?
8. Ребята, что вам больше всего понравилось в рассказе о нашей с вами малой родине?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе. История Санкт-Петербурга
Конспект НОД по краеведению в старшей группе
НОД в старшей группе: Наши знаменитые земляки!
Конспект занятия по краеведению для детей старшей группы. Город Кимры