НОД в старшей группе. Тема: «Знай и люби свой город»
Автор: Киселёва Светлана Михайловна воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80 г. Комсомольск на Амуре Описание:
Предлагаю конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста по теме "Знай и люби свой город". Данный материал рекомендую воспитателям старших дошкольных групп. Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории родного города. Программные задачи:
• Обогащать и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности).
• Способствовать развитию мышления в процессе сравнения города в прошлом и настоящем, памяти при разгадывании кроссворда.
• Развивать диалогическую речь детей в процессе совместной беседы.
• Развивать координацию движений в подвижных играх.
• Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к малой родине. Оборудование и материалы:
макеты: «Машина времени», пароход «Колумб», памятный камень, кубики, узкая доска для подвижных игр, фотографии, кроссворд, строительный материал для имитации костра, ноутбук (или мультимедиа)
Содержание занятия:
Макет «Машины времени», на котором изображены флаг и герб г. Комсомольска-на-Амуре
Пока произносятся слова, воспитатель открывает макет корабля с названием «Колумб»
Макет памятного камня (или его изображение на ватмане)
Слайд или фотография.
Слайд с изображением тайги
Слайд или фотография «Палаточной улицы»
Слайд «Деревянные избы»
Имитация костра
из строительного материала.
Смена слайдов о строительстве города
Кроссворд
Слайд с изображением современного города.
Фотографии с видами города 1 часть – вводная
Воспитатель: - Сегодня мы собрались с вами, чтобы погулять по нашему городу. Но прогулка будет необычная, я бы сказала – сказочная. Сказочная, потому что нам сегодня подарили «Машину времени». Давайте попросим «Машину времени» показать нам
прошлое.
Дети с воспитателем нажимают кнопки на «Машине времени», раздаётся звуковой сигнал, «Машина» выдаёт два варианта ответа:
1) Послушать рассказ о нашем городе.
2) Отправиться в путешествие во времени и самим узнать, с чего начинался наш город.
Воспитатель: - Какой вариант вам больше нравится?
(дети предлагают варианты, воспитатель поощряет выбор детьми второго варианта – путешествия во времени)
Воспитатель: - В пути нам понадобится внимание, хорошая память, ведь не каждому удаётся совершить путешествие во времени. По возвращению мы сможем рассказать о том, что мы видели, узнали нашим родителям, детям из других групп, друзьям. Вы готовы отправиться в путь? Тогда закрываем глаза и произносим слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В историю, «Машина», нас перенеси!» 2 часть - основная Воспитатель: - Где мы с вами оказались? (ответы детей) Мы неслучайно с вами оказались на пароходе. Ведь первостроители города – комсомольцы прибыли на пароходах, один из которых назывался «Колумб». Они высадились на левом берегу реки Амур. В память об этом событии на берегу нашего города установлен памятный камень. Давайте прочитаем, что написано на этом камне.
Воспитатель: ( читает надпись).- Значит мы на правильном пути. Но впереди болото.
Подвижная игра «Перейди болото по кочкам» (дети перебираются по «кочкам» - кубикам)
- А дальше совсем узкий мостик. Давайте переберёмся по нему на другую сторону.
Игровое упражнение «По мостику» (ходьба по узкой доске)
Воспитатель: - Ребята, трудно было переходить по мостику? (ответы детей) В то время не было асфальтовых дорог, они выкладывались досками и назывались – тротуары.
Воспитатель: - Вот мы и попали в глухую тайгу, точно так же как и первые строители города. А где же жить, укрыться от дождя и ветра, мошки и комаров? (предположения детей)
- Здесь нет ничего вокруг. Стали комсомольцы ставить палатки это было первое жильё строителей. (Воспитатель обращает внимание детей на расположение палаток в ряд, как дома на улице).
Воспитатель: - Ребята, что это за дома? (ответы детей)
- Оказывается, до строителей нашего города здесь уже жили люди... Хотите я вам расскажу? Тогда давайте присядем отдохнуть вокруг костра и погреться, как делали это первостроители после тяжёлого трудового дня. Разведём костёр?... (дети усаживаются вокруг «костра»)
Рассказ воспитателя.
Читает отрывок из стихотворения «Моему городу» Л.Андреева
- Там, где нынче высятся кварталы
Из металла, камня и стекла,
Только горстка домиков стояла
Старого таёжного села.
Город наш был основан на месте села Пермское и нанайского поселения «Дзёмги». (в переводе с нанайского – берёзовая роща). Строительство нашего города началось с больших заводов самолётостроения и кораблестроения. Вокруг заводов выросли посёлки, где жили строители, рабочие, военные, архитекторы – все те, кто участвовал в строительстве. Трудно было первостроителям. Вот как они об этом вспоминают (чтение отрывка из стихотворения П.Комарова «Начало города»)…
Я припомнить всего не смогу
Про костры на ночном берегу
Про тайгу, что шумела вчера,
И про первый удар топора.
Это – чёрные гари во мгле
И постель на промокшей земле.
Это наш балаган у реки
И зелёные тучи мошки.
Я припомнить всего не смогу
Про землянки в декабрьском снегу.
Было страшно идти, не солгу.
В нелюдимую эту тайгу…
Название нашему городу дали в честь комсомольцев – первостроителей, а жителей нашего города называют – комсомольчане. Потом стали строить детские сады, школы, поликлиники, музеи, дворцы, больницы, вокзалы. Вырос большой и красивый город.
Нам пора возвращаться, но «Машина времени» перестала работать. Её смогут зарядить наши знания.
Разгадывание кроссворда
1. (по горизонтали) Какой памятник стоит на месте высадки первостроителей?
1. (по вертикали) В честь кого город носит название Комсомольск – на – Амуре?
2. Название реки, на которой построен наш город.
3. На месте какого села был основан наш город?
4. Название парохода, на котором прибыли первые строители нашего города.
5. Как называют жителей нашего города?
6. В чём жили первые строители города?
7. Коренные жители Приамурья.
Раздаётся звуковой сигнал. Воспитатель: - Ваши знания пригодились, помогли заработать «Машине времени». Мы отправляемся в настоящее нашего города. Закроем глаза и произнесём слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В настоящее города нас перенеси!» Воспитатель:
- В этом городе мы родились.
Нам в нём жить,
И историю нашу хранить.
Наши улицы, парки, дома
Полюбили мы навсегда!
Беседа по фотографиям Вопросы к детям.
- Какой же наш город сейчас?
- Изменился ли наш город с тех пор? Как изменился?
- Какие места вам знакомы?
- В честь кого установлены эти памятники?
- А на каких улицах живёте вы?
- На какой улице расположен наш детский сад?
(Дети называют знакомые улицы, площади, памятники. Сравнивают город в прошлом и настоящем. Воспитатель уточняет и дополняет ответы детей.) 3 часть – заключительная
и выход в совместную деятельность
после занятия. Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами в прошлом и настоящем нашего города. Где вам показалось лучше и почему? Что больше запомнилось, и что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем путешествии во времени?
(ответы детей) Воспитатель: - Давайте попросим «Машину времени» показать нам будущее города. Закрывайте глаза и произнесём слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В будущее города нас перенеси!»
Звучит звуковой сигнал.
Воспитатель: - «Машина времени» просит помощи у нас. Ведь в будущем городе будете жить вы… Каким вы его себе представляете? Какие будут дома, машины...? Давайте нарисуем наш «Город будущего».
Светлана Михайловна, здравствуйте! Очень интересное путешествие на "Машине времени"!
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность правильно структурирована: присутствуют мотивация (хотя для старших дошкольников результативнее использовать проблемную ситуацию), рефлексия, используете смену видов детской деятельности, на протяжении всего занятия дети много рассуждают и анализируют. Это замечательно! Некоторые замечания.
1. Почему у вас нет цели? С неё мы начинаем создавать конспект, т.к. цель - конечный результат, то к чему мы стремимся, которая осуществляется через задачи. Цель я бы сформулировала так: "Воспитание любви и уважения к малой Родине, истории города, традициям".
2. Ну, и нужно поработать со шрифтом, где-то, что-то выделить жирным, курсивом, подчеркнуть, а то текст воспринимается сложновато... Хорошо бы приложить какие-то иллюстрации (и мы бы полюбовались вашим прекрасным городом).
Советую использовать элементы здоровьесбережения, всевозможные дыхательные гимнастики, пальчиковый игротренинг, физминутки (как я поняла, физминутку у вас заменяет подвижная игра «Перейди болото по кочкам»).
Желаю удачи, думаю, что всё у вас получится! Голос № 1!