Подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонематических функций в старшей группе детского сада с презентацией
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций
Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Лиственничный Тема: "В гости к Лунтику" Цель занятия: Совершенствование фонематического слуха и восприятия Задачи: Коррекционно - образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Закрепить понятие звонкий согласный звук.
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным и акустическим признакам.
• Активизировать словарь по теме «Насекомые».
• Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал). Коррекционно - развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствование внимания и памяти. Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности. Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация».
«Здоровье».
«Физическая культура».
«Познание». Методы и приемы: Наглядный, Практический, Игровой Оборудование: 2 деревянных ложки; картинный материал: цветы: гладиолус, фиалка, ландыш, колокольчик, одуванчик, ромашка; предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся. (Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы Учитель- логопед: Ветерок весенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка Даша, посмотри,
Что там прячется внутри? (Ребенок открывает конвертик). Учитель- логопед: О, да здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей) Учитель- логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну! До скорой встречи».
- Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? ( ответы детей).
- Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
- Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
- Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).
- Ребята, а как вы думаете звук Л гласный или согласный?(ответы детей: согласный)
- Почему ?(ответы детей: звук Л согласный, потому что при произношении звука в ротике образуется преграда).
- А если мы поставим руку к горлышку и произнесем звук, что мы еще сможем про него сказать? Какой это звук? (ответы детей: звонкий). Молодцы !
4. Развитие мелкой моторики Учитель- логопед: Путь нам предстоит не близкий, и поэтому я предлагаю вам взять с собой что-нибудь вкусненькое. Вы любите торты. Тогда мы с вами сейчас их быстренько приготовим. (пальчиковая гимнастика)
Тесто ручками помнем,
Вкусный тортик испечем,
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой мы украсим торт немножко.
5. Фонетическое упражнение Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко) ( Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
6. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов: Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть с ложками: я буду произносить звуки, вы внимательно слушать, как только услышите звук л, ложки передаете соседу, если не слышите ударяете в ложки. Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з , в, л, м, н, л; му, лу, ……; кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание) Учитель- логопед: Ребята, самолет - то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья. (на экране слайд с изображением поляны)
Учитель- логопед: Кто у Лунтика друзья?(ответы детей: Кузя, Мила, Пчелёнок…).
- Как их можно назвать одним словом? (Ответы детей: насекомые).
- Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка, бабочки, пойдем за ними. (на экране появляется анимация «бабочки»)
Мы за бабочкой пойдем
Скоро Лунтика найдем,
Выше ноги поднимай,
И уверенно шагай. Учитель- логопед:Ребята, вы знаете кто это?(на экране слайд с изображением Милы)
- Бабочки мне сказали, что Мила ищет цветы, в названии, которых есть звук Л. Поможем ей?.. А Мила нам подскажет, где Лунтика найти. (дети выполняют задание, выбирая цветы со звуком Л. После выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши появляются цветы. После второго - бабочки) Учитель- логопед: Посмотрите- ка, Мила позвала бабочек, они нам покажут дорогу.
Отправляемся вперед,
На полянке Лунтик ждет. (Щелчок мыши)
Мы цветочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (прыжки на месте)
7. Слоговой анализ слова: Учитель- логопед: Вот и Кузя. (на экране слайд с изображением Кузи)
- Что это он делает? (ответы детей)
- Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
- Они все одинаковые? (ответы детей)
- Чем же они отличаются ? (ответы детей)
Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. ( ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
- Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога - в большую. ( после выполнения задания проверяем на слайде: после щелчка мыши – из корзинок появляются картинки). Смотрите-ка бабочки, нам пора идти дальше.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (После щелчка мыши появляется пчелёнок).
Учитель- логопед: Ой, что это за пчела такая большая? (ответы детей)
- Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
8. Физминутка: Учитель- логопед: А я предлагаю научить его танцевать ( музыкальная физминутка)
Звонко капли с крыши скачут,
Кап, кап, кап.
Под окном сосульки плачут,
Кап, кап, кап.
Звонко скачут мне в ладошку,
Кап, кап, кап.
И на бабушкину кошку,
Кап, кап, кап.
На ступеньки, на перила,
Кап, кап, кап.
Кошка даже рот открыла,
Кап, кап, кап.
Звонко капли скачут с крыши,
Кап, кап, кап.
К нам весна идет, мы слышим .
Кап, кап, кап. (щелчок мыши- появится улыбка) Учитель- логопед: Вы так весело танцевали, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. (после щелчка мыши- Пчелёнок улетает)
Нам пора идти дальше: По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли? (на слайде изображение Лунтика)
Учитель- логопед: А Лунтик почему-то грустный. Может он не рад нам, как вы думаете? (ответы детей)
9. Игровое упражнение «Исправь ошибку» Учитель- логопед: Мне бабочки подсказали, что это Вупсень и Пупсень виноваты. Они перегрызли травинку на бусах и отдельные бусинки потерялись. Чтобы найти бусинки, нужно исправить ошибки в словах. Готовы помочь Лунтику? Тогда внимательно слушайте: . ыжи, . ожка, бе . ка, фиа . ка, сто ., сту . , с . он. ( после каждого ответа ребенка - щелчок мыши – появляется бусинка)
10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида Учитель- логопед: Лунтик очень рад , что мы ему помогли и хочет раскрыть нам секретик про звук Л. (на экране слайд с меняющимися картинками)
- Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
- Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей: нет).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей: прочитал книгу).
- Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (Ответы детей: есть).
- Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (аналогично рассматриваются все картинки).
Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.
Пришла пора сказать волшебные слова: Лет- лет –лет появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
- Занимайте свои места, мы возвращаемся в детский сад.
11. Итог Учитель- логопед: где мы сегодня побывали?
- С кем понравилось играть?
- Какой звук нам помогал?
Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях. Вы ему очень понравились, и он решил подарить вам вот такие подарки (раскраски).
Презентация на тему: Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций
Спасибо за занятие.Очень грамотно построено, понравилось, что сказочные герои сопровождают детей на всём занятии, думаю, дети с удовольствием отвечали, выполняли задания в игровой форме.Голос.