Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы в детском саду
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе
Давидюк О.Н. Учитель-логопед МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
На тему: "На помощь к Дяде Мише"
Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В.Г. «Дядя Миша».
На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций.
Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия. К конспекту прилагается презентация PowerPoint.
Предназначено учителям – логопедам, воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно родителям. Цель занятия: автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях. Задачи:Кррекционно-образовательные:
Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте
общего звука.
Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
Совершенствовать движения мелкой моторики, сопровождая движения речью.
Совершенствование внимания и памяти. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности. Оборудование: телеграмма; игрушки: зайчонок, белочка, кот; плоскостной куст орешника с орешками; ведерко с рыбками; картинки овощей: лук, свекла, баклажан, помидор, морковь; грибочки с наклеенными картинками; корзинка; мягкие модули; зеркала, салфетки; презентация PowerPoint Ход занятия:
1. Организационный момент. Учитель-логопед: Как вы думаете, зачем я вас пригласила? (ответы детей ) Учитель-логопед: Я хочу прочитать вам необычную телеграмму, которую принес почтальон. Послушайте её внимательно, постарайтесь определить, что в ней не так:
Здравствуйте дети!
У дяди Миши случилась беда! Он хотел на зиму запасы сде-ать: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-….. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Мышонок Учитель-логопед: Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? (ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
Учитель-логопед: Верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к дяде Мише? (ответы детей)
2. Сообщение темы Учитель-логопед: Значит, сегодня нас ждет необычное занятие: мы постараемся помочь дяде Мише запасы на зиму сделать, а заодно повторим звук Л. Но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, и огороды все снегом засыпаны. (ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.) Учитель-логопед: Мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами с помощью волшебного экрана отправимся на сказочном теплоходе в сказочное плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно ? (ответы детей: Осень). Учитель-логопед: Конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы осень наступить?
- Назовите, какое время года наступает после зимы?
- После весны?
- После лета?
- Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
3. Артикуляционная гимнастика Учитель-логопед: Берите зеркала.
Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик»).
Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное (упражнение «Вкусное варенье»).
Нам пора поторопиться. Поспешим к волшебному экрану (упражнение «Индюк»).
Посмотрите, а вот и теплоход качается на волнах, покажем как (упражнение «Качели») (На экран проецируется Слайд с изображением кораблика )
Учитель-логопед: Слышите, он подает сигнал, наверное, приглашает на палубу. Покажите, как гудит теплоход (ы-ы-ы). Еще раз покажем, как гудит пароход, а язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л). Учитель-логопед: Посмотрите, нас встречает сам капитан . Он приглашает нас подняться по специальной лестнице, которая называется трап, на палубу теплохода. ( На слайде у корабля появляется трап)
(Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик, построенный из мягких модулей) Учитель-логопед: Будьте осторожны, трап раскачивается и слышен звук: л-л-л. Какой звук слышен? (ответы детей: л-л-л).
4. Закрепление артикуляции и характеристики звука Учитель-логопед: Все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать? ( дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)
Учитель-логопед: Конечно, имя капитана звук Л, тогда вы наверняка знаете, как его фамилия? (ответы детей:Согласный), какой характер у нашего капитана ?(ответы детей: твердый), а голос?(ответы детей:Звонкий) Учитель-логопед: Итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии .
5. Автоматизация звука на уровне слога
Все пассажиры на борту, занимайте свои места, выходим в открытое море. ( на экран проецируется слайд с изображением моря) Учитель-логопед: Посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны! (на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем) Учитель-логопед: Посмотрите, кто это? (ответы детей:чайки). Учитель-логопед: Вы слышите они нам что-то кричат: кла-клы-кло; плу-пло-плы; сла-слу-сло. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги) (на экран проецируется слайд с изображением весны)
Учитель-логопед: Посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей:Весна )
- Пора нам выходить? (ответ детей: Нет)
- Значит, плывем дальше. (на экран проецируется слайд с изображением моря)
6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук Учитель-логопед: Посмотри скорей мой друг, рыбки плавают вокруг. ( на экран проецируется слайд с изображением рыбок)
А мы с вами знаем игру про рыбок, сыграем? Покажите своих рыбок. (пальчиковая гимнастика)
Рыбки плавают в водице
Рыбкам весело играть
Рыбки, рыбки, озорницы,
Ты попробуй их поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную поймав
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. ( на экран проецируется слайд с изображением лета) Учитель-логопед: Посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей:Лето ).
- А мы плывем искать ? (ответы детей: Осень). Учитель-логопед: Продолжаем наше путешествие. ( на экран проецируется слайд с изображением дельфинов)
7. Упражнение на развитие словаря антонимов Учитель-логопед:Посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины).
- Что они делают? (ответы детей:Они играют в мяч). Учитель-логопед: Правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит ). Учитель-логопед: Давайте и мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное ….. (на экран проецируется изображение осени) Учитель-логопед: А вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег осторожно, потому что трап под ногами раскачивается. ( на экран проецируется слайд с изображением мышонка) Учитель-логопед: Кто это нас встречает? ( ответы детей: Мышонок). Учитель-логопед: Наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
8. Физминутка «Море волнуется» .
9. Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия Учитель-логопед: Мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе. Учитель-логопед: Вы догадались что это? (ответы детей: может это карта). Учитель-логопед: Конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала?( Зайчика), затем пойдем к кому …. (к ежику). Дальше мы пойдем искать…. (белочку). А потом … (кота). Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика) Учитель-логопед: Здравствуй Зайчик! Ты не поделишься с нами овощами? Учитель-логопед: Зайчик разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла). Учитель-логопед: Скажем зайчику спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежика.
- Не забудьте поздороваться. (дети находят ежа и здороваются с ним)
- Кто попросит у ежика грибов? (дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками?). Учитель-логопед: Ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам.
- Посмотрите, чем корзинки отличаются?
- Вы догадались, в какую корзинку нужно положить грибок, если на нем картинка со звуком Л в начале слова. (Ответы детей) Учитель-логопед: Если на грибочке картинка со звуком Л в начале слова, складываем грибок в корзинку, где синий квадратик в первом окошечке, если звук в середине в корзинку с квадратиком в среднем окошечке и если звук в конце слова , то и квадратик в последнем окошке. (дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)
10. Автоматизация звука в предложении Учитель-логопед: Молодцы! И ежику помогли и для дяди Миши грибов набрали. Идем дальше. Ищем кого? (ответы детей: Белочку). Учитель-логопед: А вот и куст с орешками, и называется он орешник. Кто готов у белочки орешков попросить? (дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками) Учитель-логопед: Белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. Кто первый будет орешки собирать?
Тогда слушайте:
Дятел долбит клювом дуб.
Белочка щелкает вкусные орешки.
Ласточка свила теплое гнездо.
Учитель-логопед: Молодцы! Справились с заданием.
11. Автоматизация звука в связной речи Учитель-логопед: Нам пора отправляться дальше. К кому мы идем? (к коту).
Посмотрите-ка, кот уже рыбки наловил. Может он с нами поделиться?
Оказывается котик большой любитель загадки отгадывать, особенно про овощи. За каждую загадку он даст по рыбке. Дети загадывают коту загадки:
Лето целое старалась
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили в бочонок.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая. Учитель-логопед: Ну что же овощи собрали, грибов набрали, орехов нарвали, рыбки наловили, давайте отнесем запасы дяде Мише. Он, наверное, нас уже заждался, а вот кстати и он. (на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)
Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему теплоходу. (на экран проецируется слайд с изображением кораблика) (дети подходят к кораблику из модулей) Учитель-логопед: Поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. Курс на детский сад. Какое время года у нас ? (ответы детей: Зима). (на экран проецируется слайд с изображением моря)
12. Итог Учитель-логопед: Вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Чье задание для вас было трудным?
Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л. (на экран проецируется слайд с изображением зимы). Учитель-логопед:Ну вот мы и дома. Какое у нас здесь время года? Всем спасибо и до встречи!
Презентация на тему: Логопедическое занятие по автоматизации звука Л