Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие познавательного интереса у младших дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»
Стремление к исследованию окружающего мира – естественная потребность ребёнка. Культурная среда в которой живёт и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Всё чаще дети получают готовую к применению информацию.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития. Дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, проектная и т.д. Особенно важна в дошкольном учреждении - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в исследование объектов окружающего мира и экспериментировании с ними. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Современный подход к познавательному развитию дошкольника ориентирован на поддержку взрослыми его познавательной активности, стимулирование познавательных интересов и потребностей, на фоне которых будет происходить процесс расширения представлений об окружающем.

Познавательную активность мы рассматриваем как состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Сначала проявляющаяся как любопытство, затем как любознательность и наконец, как устойчивый познавательный интерес.

Для реализации данной цели выделяю ряд основных задач:
- изучить и проанализировать данную проблему в научно-методической литературе;
- выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности младших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности
- создать предметно-пространственную среду стимулирующую развитие познавательной активности
- повысить компетентность родителей и педагогов в развитии познавательной активности младших дошкольников.
Направления работы:
- организация взаимодействие с детьми;
- организация предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности;
- взаимодействие с педагогами и родителями.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности реализуется в разных формах:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе самостоятельной деятельности в различных видах детской деятельности;
- в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

В процессе познавательно исследовательской деятельности (обследования, опыты, экспериментирование, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности -знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов, она пронизывает все сферы детской деятельности: режимные моменты (во время умывания расширяем представления детей о свойствах воды, организация питьевого режима «Будем пить водичку», «Помощники» предметы станут чище , если их помыть водой), занятие, игра (используем множество дидактических игр «Помоем руки», «Поймай ручки», подвижные игры «Солнышко и дождик», пальчиковые игры «Кораблик» , «Стираем бельё», прогулка (организация наблюдений «Какая лужа высыхает быстрее мелкая или глубокая», наблюдение за солнцем, небом ,облаками, ветром, почвой (почва может быть сухая и рассыпчатая ,после дождя становится мокрой и тёмной), в процессе самостоятельной деятельности (в центре экспериментирования «Ловля рыбок», «Испечём угощения»).

Одно из направлений познавательно-исследовательской деятельности которое мы активно используем – опытно-экспериментальная деятельность. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи, сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

В течении года знакомили детей с такими природными явлениями, как дождь, снег, снегопад, град. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Наблюдали за ветром, узнавали по каким признакам можно узнать есть ли ветер, определяли при помощи вертушки и мыльных пузырей направление ветра.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из крана – чистая. Если воду из крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей.

Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды «Узнаем, какая вода». Дети узнали, что вода - жидкое вещество, прозрачная («Найди игрушку»), может быть тёплой, холодной (опыт «Тёплая-холодная-горячая»), «Прятки» (вода может быть прозрачной и мутной), «Вкусная водичка» (узнали, что вода имеет вкус если в ней растворить некоторые вещества) и т.д.

Провели опыты с песком. Сравнивали цвет и свойства сырого и сухого песка. Сравнивали песок и почву: они намокают, сохнут под воздействием солнечных лучей, можно лепить; отличаются составом (песок однороден, почва нет).

Очень заинтересовали детей опыты из раздела «Воздух – невидимка» - «Поймай воздух», «Буря в стакане» - малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода выталкивает воздух», «Лодочка плыви» дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха, «Откуда дует ветер?» с помощью вертушки или мыльных пузырей узнавали направление ветра, а ветер - это движение воздуха.

В группе проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть, что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлении со свойствами льда. Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.

Очень интересна младшим дошкольникам исследовательская деятельность, направленная на объекты живой природы в ходе которой мы познакомились с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и удивительным миром насекомых. Опыт «Упорный муравей»: на пути следования цепочки муравьёв положить препятствия (щепочки, веточки). Муравьи с упорством будут переползать через них и возвращаться на свою тропинку, Опыт с сахаром: положить на землю кусочек сахара и посмотреть, как муравьи быстро его облепят, так как любят сладкое, «Потребность растений в воде»: обращаем внимание детей, что станет с растением, если его не поливать – оно постепенно начнёт засыхать, «Зелёный лучок» выращиваем из луковицы.

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста учитываю возрастные особенности, поэтому все мероприятия эмоционально окрашены, вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Обязательно сочетаю показ предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и активно использую опыт практической деятельности, игровой опыт. Для поддержания интереса к опытно-экспериментальной деятельности я практикую задания для детей, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного персонажа или куклы.

Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь. В группе разработан каталог опытов и экспериментов по временам года.

Для развития познавательной активности и поддержании интереса к экспериментальной деятельности мы с помощью родителей оборудовали и оснастили уголок экспериментирования. Учитывались требования при оборудовании уголка экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.

В уголке экспериментальной деятельности выделены:
- место для проведения опытов,
- место для хранения оборудования,
- место для хранения материалов (природного, бросовый),
- место для постоянной выставки (согласно перспективному плану).

Приборы - помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло) разнообразного объёма и формы, природного материала ( камешки, шишки, ракушки), материал для игр с мыльной пеной(губка, мыльные пузыри), красители(гуашь, акварель),набор резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде, мельница водяная, песочные наборы, бросовый материал, верёвки, тесьма, прищепки, пробки; дополнительное оборудование: фартуки, клеёнки, контейнера, салфетки. Мини –лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Первыми помощниками в решении задач по поисково - исследовательской деятельности являются родители. Ребёнок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подбираю практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты. Проводятся консультации по данной теме.

Познавательно – исследовательская деятельность позволяет младшим дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах и явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. Хотелось, чтобы мы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умей открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребёнок ещё раз хотел возвратиться».

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование Развитие познавательной активности в процессе подготовки детей к школе Развитие познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в волшебный лес» | Краткосрочный проект в детском саду в подготовительной группе. Путешествие в мир профессий
Опубликовано: 1008 дней назад (13 февраля 2022)
Просмотров: 877
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!