Логопедический досуг для детей подготовительных групп, занимающихся на логопункте, "Новогодняя тропинка"
Автор: Несынова Дина Юрьевна, учитель-логопед, ГБОУ Школа г. Москвы № 2087 "Открытие"
Материал будет интересен учителям-логопедам, педагогам дошкольных учреждений.
Идея проведения:
В нашем дошкольном отделении нет групповых логопедических занятий, время выделяется только на индивидуальные и подгрупповые занятия. Групповая форма работы бывает очень эффективна. Когда по ходу работы необходимо объединить детей, я выхожу из положения, используя формы досуга, праздника, занятия-эксперимента. Появляется возможность объединить большое количество воспитанников, не занимая много времени. Досуг, который я сегодня хочу вам представить, изначально создавался как итоговое предновогоднее открытое занятие в группах для часто болеющих детей с участием родителей. Затем мы стали работать в тесной связи с инструктором по физкультуре и придумали спортивно-речевой праздник «Новогодняя тропинка». Сейчас «Новогодняя тропинка» - это подведение предварительных итогов работы и настрой на занятия в каникулы.
Цель досуга: активизировать знания, полученные на логопедических занятиях, раздать индивидуальные тетради и создать позитивный настрой для закрепления материала в каникулы.
Необходимо отметить: задание даётся для родителей!
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Зима», практиковать словоизменительные навыки и умения, словообразовательную деятельность, синтаксические умения, совершенствовать слоговую структуру слова, навыки звукового анализа и синтеза, продолжать автоматизировать сложно произносимые звуки;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, артикуляционную моторику, длительный выдох;
- воспитывать вежливость, умение работать в коллективе, понимание того, что дружба помогает во всех делах; учиться объективно оценивать свою деятельность, поведение.
Форма проведения: путешествие – очень популярная форма проведения детских мероприятий. Дети находятся в движении, сама ситуация создаёт мотив деятельности, неослабевающий интерес с кульминацией в конце. Появляется возможность варьировать досуг, благодаря разнообразию наполнения (различные помещения, направления-стрелки, планы-схемы, герои, всевозможные сюжеты). Особенно приятно то, что педагог фактически заранее моделирует всё занятие, невозможно забыть или пропустить один из этапов.
Принцип проведения: от простого к сложному. Сначала формируется мотив, затем проводится разминка, задание на активизацию внимания и памяти, дальше: звук – слог – слово – словосочетание – фраза – текст.
Ход логопедического досуга «Новогодняя тропинка»:
1. Настрой: «Письмо Деда Мороза».
Учитель-логопед рассказывает детям, что сегодня утром на его имя в детский сад пришло письмо, да не обычное, а в удивительном конверте. Дети угадывают, что письмо от Деда Мороза.
Год от года письмо может видоизменяться, в зависимости от событий, происходящих в детском саду, конкретных задач педагога. Примерный текст:
«Дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я, Дед Мороз, спешу к вам на праздник. По голубиной почте ваши педагоги сообщили мне, что за прошедший год вы многому научились. Я, конечно, верю взрослым, но обязательно проверю! Даю вам предновогоднее задание: пройти по моей зимней тропинке и показать, чему же вы научились. Если справитесь со всеми заданиями, в ваших тетрадях появятся волшебные сувениры. До скорой встречи, ваш Дед Мороз, Великий Устюг».
2. Разминка.
Учитель-логопед говорит, что перед дальней дорогой необходимо немного размяться. По образцу дети выполняют: массаж ушных раковин, зрительную гимнастику (с помощью волшебной палочки Деда Мороза), длительный выдох «кто дольше всех удержит снежинку в воздухе», артикуляционные упражнения.
Далее детям предлагается маршрут движения. Можно разложить по ходу следования снежки, которые дети должны найти, расклеить снежинки, дать заранее подготовленный план и т.п.
3. Задача на активизацию внимания и памяти «Разбитая льдинка».
Дети подходят к столу, на котором лежит альбом с нарисованной на обложке льдиной. Логопед рассказывает, что на льдине гномики готовят новогодние подарки. У каждого гномика своё место, которое он обозначает своим определённым знаком. Раскрывает альбом и показывает, как человечки отметили свои места.
Педагог просит ребят запомнить , где находятся значки гномов, переворачивает страницу: «Начался ледоход! Помогите гномикам восстановить свои рабочие места, расставьте по порядку значки».
4. Проговаривание часто нарушаемых звуков «Снежки».
Дети подходят к двум корзинам, в одной из которых лежат «Снежки»: круги, на одной стороне написана буква, обозначающая часто нарушаемый звук, на другой – картинка на зимнюю тематику, имитирующая данный звук.
Логопед сообщает детям, что они должны переложить все снежки из одной корзины в другую, но для этого необходимо чисто назвать каждый звук. Спрашивает тех детей, кто научился в этом году произносить данные звуки. Обычно каждый звук мы сопровождаем соответствующим действием.
5. Слоговой конструктор «Снеговик».
На следующей остановке детям предлагается составить слово из написанных на больших белых кругах разного диаметра слогов: -го-, -вик-, -сне-. Дети складывают слово «снеговик», одновременно составляя круги, получают фигуру Снеговика.
6. Подбор слов начинающихся со звука «С», связанных с зимой.
Дети подходят к стенду с десятью установленными картинками, прикрытыми изображениями зимних окон.
Логопед говорит, что Дед Мороз заморозил здесь слова, связанные с зимой, и начинающиеся со звука «С». Разморозить их можно, только назвав каждое слово. По мере называния слов, картинки раскрываются: снег, снегопад, Снегурочка, снежок, снежинка, снегокат, снегоход, сосулька, санки, снеговик. Главная задача педагога – запомнить, в каком окошке, какая картинка скрыта
Чтобы раскрыть все картинки, можно задавать наводящие вопросы.
7. Составление словосочетаний со словом «снежный(-ая, -ое)».
Около этого же стенда логопед спрашивает, какое слово спряталось в большинстве названных слов?
- Снег.
- Как мы назовём сделанное из снега?
- Снежное.
- что может быть снежным?
- Снежная зима, снежный день и т.д.
8. Составление предложения из отдельных слов.
- Вот мы и подошли к дверям нашей волшебной комнаты (украшенный кабинет), посмотрите, под ёлочкой на шкатулке сидит Снегурочка (кукла). Как же интересно, что лежит в шкатулке! Давайте вежливо попросим Снегурочку подсказать нам главное заклинание, которое откроет двери!
После вежливых просьб детей, Снегурочка «отдаёт» шкатулку.
Коробочка «волшебная», в ней есть потайное отделение, в котором спрятаны отдельные слова пословицы. При первом открывании слова спрятаны за перегородкой.
- Ребята, неужели мы не справились с заданиями Деда Мороза, и он не положил нам главное пожелание на Новый год, которое должно открыть волшебные двери?.. Скажите, вы дружно выполняли все задания? Никто ли не вредничал? Никто ли не ленился, отвлекался? Если вы всё делали дружно, давайте ещё раз проверим шкатулку!
Теперь логопед незаметно отклоняет перегородку, и дети видят слова, из которых складывают пословицу «Дружба да братство дороже всякого богатства».
Дружно и громко проговаривают пословицу хором. Логопед просит детей запомнить эти слова, которые открывают многие двери.
9. Вручение призов. Домашний рассказ про путешествие (текст).
Дети входят в нарядно украшенный кабинет (тихо звучит новогодняя музыка, горят фонарики), где их ждут тетради с необычным новогодним заданием и сувенирами от Деда Мороза. Сувениры стараюсь подбирать недорогие и со смыслом, например, коктейльные трубочки с султанчиками, которые можно использовать и по назначению за праздничным столом, и для выработки направленного выдоха различной интенсивности.
Перед расставанием прошу ребят обязательно рассказать родителям, какие испытания приготовил для нас сегодня Дед Мороз, и как мы с ними справились.
Желаю всем замечательного Нового года! Счастья, успехов и здоровья!!!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе