Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Элективный курс по физике, 10 класс. Рабочая программа

Элективный курс «История техники»
Курс «История техники» предназначен для содержательной поддержки изучения основных предметов (физики, истории, мировой художественной культуры), способствует положительной мотивации, удовлетворению познавательных интересов школьников.

Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса «История техники» ориентирована на обучающихся 10 класса вечерней средней (полной) школы.
Данная программа разработана на основе Программы курса по выбору для обучающихся «История техники», составленная В.Ф. Хотеенковым, кандидатом исторических наук и Л.Ф. Ивановой, кандидатом педагогических наук (Журнал «Профильная школа», № 5 2005г.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Цель и особое значение курса определяется тем, что он предоставляет возможность выбора учащейся молодежи содержания обучения в зависимости от ее интересов, способностей, тем самым будет способствовать активизации познавательной деятельности и повышению информационной и коммуникативной компетентности старшеклассников.
Направленность курс – развивающая. Учитывая специфику данного образовательного учреждения, элективный курс «История техники» будет способствовать положительной мотивации, удовлетворению познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки учебного предмета физики. Уровень предоставления курса учитывает познавательные возможности обучающихся.
Место предмета в учебном плане школы. Элективный курс реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначен для содержательной поддержки изучения основных предметов (физики, истории, мировой художественной культуры). На прохождение программы отводится 35 часов, 1 час в неделю.
Данный курс обеспечен учебным пособием под редакцией П.С. Ревко «Введение в историю науки и техники».
Курс «История техники» позволяет создать условия для решения следующих задач:
- формирование у обучающих знаний (конкретно-исторических), касающихся различных аспектов развития науки и техники;
- формирование у обучающихся понимания роли физики в жизни современного общества и развития человеческой культуры в целом;
- развитие у обучающихся ценностного отношения к науке, научным знаниям, к деятелям науки и техники;
- формирование умений связанных с работой с научно-популярной и справочной литературой 9сотавление таблиц, схем, аннотирование и реферирование литературы по избранной теме или проблеме);
- формирование исследовательских умений, связанных с поиском и отбором , анализом и обобщением собранных данных, представлением результатов творческой деятельности.
Ведущей тенденцией педагогической науки является ее обращение к личности. Курс «История техники» отражает государственную политику в области образования, основывающую на принципах гуманизации и демократизации (приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, духовного воспитания). Необходимость органического соединения обучения с развитием духовно-нравственной личности, ясно осознающей свое место в жизни, заложена в основу концепции данной школы.
В процессе обучения данного курса обучающимся предоставляется возможность расширить представления о важнейших достижениях человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений развитии знаний о природных материалах и их свойствах, о техническом прогрессе цивилизации.
Курс «История техники» является межпредметным, поскольку наряду со сведениями из истории важнейших технических достижений, смелых изобретательских идей в его содержание входит изучение существа технических конструкций, воплощавших эти идеи. Важное место в содержании курса отводится знакомству с биографией отдельных важнейших изобретателей, создателей техники. Данные примеры позволяют раскрыть учащейся молодежи духовные богатства настоящей личности, ее нравственную чистоту, что имеет большое значение для данного поколения.
Курс не связан жестко с историей отдельных стран, он призван дать достаточно широкую панораму сведений из истории разных народов, эпох. Вместе с тем основные требования систематичности, чет принципа историзма – необходимые условия достижения историко-технической проблематики.
В содержании курса выделяются теоретический и прикладной аспекты. Последнее вызвано тем, что достижение технических идей невозможно без элементов моделирования, анализ чертежей, составления схем.
Итогом работы отдельных учеников или группы по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, сообщения, доклады, а также выполненные макеты, схемы, таблицы и их описание. В рамках данного элективного курса большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а старшеклассник (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.
Введение в содержание программы практической части, т.е. самостоятельной работы учащихся, повышает уровень информационной коммуникативной подготовки.
В процессе изучения курса используются следующие формы обучения: семинар, конференция, консультация, реферирование.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (учебная лекция, беседа, рассказ, дискуссия, диалог), наглядных (иллюстрационный и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работы обучающихся;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выполнения практических работ: изготовление портретов ученых и изобретателе, изготовление макетов, схем, таблиц, написание рефератов, эссе, докладов;
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, dvd ), организационно-педагогические (раздаточный материал, карточки)
В состав данного курса входит: научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностные отношения личности, опыт творческой деятельности.
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль: беседы с обучающимися по итогам изучения тем, проблемам, аспектам развития техники, сущности технических идей, рецензирование докладов, сообщений;
- обобщающий (итоговый) контроль в формах презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности это - энциклопедические справки, доклады, устные и письменные сообщения, творческие работы.
Традиционная отметка в классный журнал не обязательна, реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения являются:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно – ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановки целей, планирование, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
• сформированность умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право человека на иное мнение;
• сформированность умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:
• должны знать:
• понятия: составные орудия, цивилизация, первобытное общество, техника, инструмент, монументальные сооружения, античные орудия, средства производства, прогресс, технология, двигатель (водный, паровой, тепловой, электро) машина, промышленный переворот, станок, насос, виды тепловых двигателей, машиностроение, доменная печь, аэростат;
• понимание роли российских и зарубежных ученых и изобретателей и влиянии на технический и социальный прогресс;
• особенности развития техники и производства на Урале.
Содержание курса
В структурном отношении курс состоит из 8 тем: 1. Природа и общественное производство. Труд и уклад общества, 2. Технические достижения первобытного человека. 3. Техника древних цивилизаций (4тыс. – 2 век до н. э.), 4. Техника античных цивилизаций, 5. Техника средневековых цивилизаций, 6. Техника периода индустриальной цивилизации (от ремесла к мануфактуре), 7. Техника периода становления индустриальной цивилизации (2-я пол. 18 в. – 1-я пол. 19 в.), 8. Техника индустриальной цивилизации (2-я пол. 19 в. – 20 век).
Тема № 1 Природа и общественное производство. Труд и уклад общества (1 час)
Тема № 2 Технические достижения первобытного человека (2 часа)
Техника периода палеолита. Составные орудия. Появление водного и сухопутного транспорта. Техника мезолита, неолита.
Тема № 3 Техника древних цивилизаций (4тыс. – 2 век до н. э.) (4 часа)
Технический комплекс древних цивилизаций Востока. С/х техника и инструменты. Техника строительства пирамид и других монументальных сооружений. Искусственное освещение.
Тема № 4 Техника античных цивилизаций (4 часа)
Характер античных орудий и средств производства. Строительство каналов. Пути и средства сообщений. Военная техника. Первые автоматические механизмы и реактивные приборы. Появление первых измерительных приборов.
Тема № 5 Техника средневековых цивилизаций /5в. – 15 в./ (5 часов)
Общая характеристика техники средневековых цивилизаций. Влияние техники стран Востока на западноевропейскую технику. Главные центры технического прогресс. Техника и технология литья. Металлообрабатывающие промыслы. Транспортная техник. Великие технические открытия средневековых цивилизаций: компас, механические часы, ветряные, водяные двигатели.
Тема №6 Техника периода индустриальной цивилизации (от ремесла к мануфактуре) (5 часов)
Паровые двигатели. Машина Ползунова. Горное дело на Урале. Зарождение рельсового транспорта. Создание российского морского флота. Первые технические модели: парашют, воздушные шары. Реактивные устройства. Подводные суда, скафандры.
Тема № 7 Техника периода становления индустриальной цивилизации (2-я пол. 18 в. – 1-я пол. 19 в.) (6 часов)
Развитие машинной техники в промышленности. Прядильные машины Дж. Харгривса. Текстильный станок с паровым двигателем. Паровые машина Дж. Уатта. ДВС. Электродвигатели. Электромагнитный двигатель Б.С. Якоби. Водный транспорт. Возникновение воздухоплавания. Аэростаты. Первый военный пароход. Подлодки.
Тема № 8 Техника индустриальной цивилизации (2-я пол. 19 в. – 20 век) (6 часов)
Особенности развития техники индустриальной цивилизации. Индивидуальный электрический двигатель. Паровые молоты. И гидравлические прессы. Подъемная машина. Вентиляторы. Насосы. Портативная электрическая лампа. Первые тепловые, гидроэлектростанции. Электротехника. Совершенствование паровых двигателей. Новые тепловые двигатели. Появление трамвая, автобуса, троллейбуса, автомобиля, мотоцикла, комбайна, трактора, метро. Военная техника. Ракетная техника.
Итоговое занятие «Защита творческих проектов» (1 час).
Резервное время (1 час).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по физике для 10 класса Итоговое занятие элективного курса в 5 классе на тему «Мой дом-моя школа» Конспект урока физики для 9 класса Рабочая программа элективного курса «Человек и выбор профессии» 9 класс

Похожие статьи:

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Среднесрочное планирование серии уроков физики по теме «Электромагнитная индукция» (10 класс)

Конспект урока по физике 10 класс по теме: Решение задач по теме «Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля»

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Викторина для школьников 10 класса. Из истории изобретений
Опубликовано: 2896 дней назад (18 декабря 2016)
Просмотров: 1782
Рубрика: Физика
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!