Современный урок музыки "Ведущий композитор советского Востока".
(урок музыки для 4 класса; учебник музыки Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, раздел "В музыкальном театре")
Цель:
- обобщение представлений учащихся о личности и творчестве композитора А, Хачатуряна с использованием межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство).
Задачи:
- формировать навыки игры на музыкальных инструментах в оркестре, умение анализировать музыкальное произведение, овладевать элементарной нотной грамотой;
- развивать творческие способности учащихся, развивать память и воображение;
- воспитывать эстетический вкус учащихся на примере музыки Арама Хачатуряна, уважительное отношение к культуре разных народов.
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Добрый день всем, добрый очень!
День пришёл и всех обнял!
Добрым быть, добрым очень,
Он с улыбкой пожелал.
Моделирование проблемной ситуации.
Постановка цели и задач урока.
Учитель –
Ребята, хотите ли вы успешно решить тест о российском и армянском композиторе Араме Хачатуряне и правильно выбрать его музыкальные произведения?
Ответ учащихся - хотим!
Учитель -
А как вы думаете, что нам для этого нужно сделать?
Предполагаемый ответ учащихся - повторить всё, что мы знаем об этом композиторе и послушать его музыкальные произведения.
Комментирование слайдов.
1 слайд
1 ученик –
Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе в семье переплётчика. С детства он любил импровизировать на фортепиано.
2 слайд
2 ученик –
В 19 лет Хачатурян переезжает в Москву и поступает в музыкальное училище, где занимается по композиции у Михаила Гнесина. Затем продолжил обучение в Московской консерватории. Его учителем был русский композитор Мясковский.
3 слайд
3 ученик –
Свои первые произведения А. Хачатурян писал для фортепиано. Среди них особенно известны «Скакалка» и «Токката».
4 слайд,
4 ученик –
В 30-е годы Арам Хачатурян сочиняет оркестровые произведения, и сам дирижирует оркестром.
5 слайд
5 ученик –
В начале 1941 года Хачатурян пишет музыку к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Учитель –
Вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» до сих пор пользуется неизменной любовью у широкой аудитории слушателей.
Ученик 4 класса читает
Стихотворение «Вальс-Маскарад»
(автор – Молокова А. В.)
Зал огнями сияет, слепит яркий свет.
Как стремительно кружатся пары!...
И сверкает до блеска натёртый паркет,
Звуки флейт прерывают фанфары!
Волны музыки сладкой уносятся ввысь,
Словно птицы кружат над землёю!
И под пение скрипок спускаются вниз,
Увлекая опять за собою…
Маскарад! Бал в разгаре давно
В быстром темпе мелькающих масок.
И на небе, кружась, звёзды смотрят в окно,
В разноцветие звуков и красок!
Учитель –
Сейчас мы исполним с вами в оркестре Вальс Хачатуряна.
Выступление оркестра
Исполняется фрагмент 1 части вальса. Учитель играет на фортепиано, а учащиеся – на металлофонах, триолах, треугольниках и бубнах.
6 слайд
6 ученик–
В 1942 году Хачатурян завершает балет «Гаянэ». Это был первый армянский балет, который до сих пор с большим успехом ставится во многих музыкальных театрах.
Учитель –
Главная тема балета – дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского воина. На небе восходит солнце, и его свет передает мажорное звучание арфы. В сиянии солнечных лучей танцуют свой изящный танец розовые девушки.
Звучит оркестровая запись танца розовых девушек из балета «Гаянэ».
Ученица читает своё стихотворение
Розовые девушки с бубнами в руках
Весело танцуют высоко в горах.
Тонкий стан свой изгибая,
На носочки привставая, -
Они солнце прославляют
И зарю его встречают!
Учитель –
Ребята, откройте учебник на странице 104. Давайте споём по нотам начало из «Колыбельной Гаянэ».
Сольфеджирование по нотам.
7 слайд
Учитель –
В финал балета «Гаянэ» Хачатурян включил несколько народных танцев, среди которых - знаменитый «Танец с саблями».
Просмотр видео эпизода балета.
Анализ музыкального произведения А. Хачатуряна "Танец с саблями".
Учащиеся делятся на группы и отвечают на вопросы по карточке
Карточка для работы в группах
1. Что вы можете сказать о характере танца?
2. Расскажите о звучании и темпе танца.
3. Сколько частей в танце?
4. Какие части повторяются?
5. В какой части звучит саксафон?
6. Как вы думаете, для чего Хачатурян использовал звучание ксилофонов в первой и третьей частях танца?
Работа с учебником. Знакомство с картиной М. Сарьяна и армянским наигрышем.
8 слайд
Учитель –
Арама Хачатуряна не случайно называют композитором советского Востока. Ведь в его музыке соединились интонации русских и армянских напевов. Давайте рассмотрим картину М. Сарьяна «Армения» на странице 105. Кисть художника смогла передать неповторимую красоту армянского пейзажа. Теперь послушайте армянский наигрыш, который созвучен этому пейзажу.
Ученик исполняет на фортепиано армянский наигрыш (сольное выступление одарённого ученика).
Учитель –
В 1943 году Хачатурян сочинил симфонию №2, которую посвятил событиям Великой Отечественной Войны. В 50-е годы композитор сочиняет музыку к театральным постановкам, в том числе к сказке "Чиполлино". В 1956 году Хачатурян создаёт свой второй балет - "Спартак".
9 слайд
7 ученик –
Последние годы жизни А. Хачатурян занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московской консерватории. В это время появляется его вокальное произведение "Баллада о Родине".
10 слайд
8 ученик –
Арам Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве, но похоронен в городе Ереване – столице Армении.
Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель -
Теперь, ребята, я раздам вам карточки, и вы напишете ответы на 4 вопроса. Под цифрой 5 вы напишете всего одно слово, о вашем ощущении после урока (метод словесной ассоциации).
Индивидуальная карточка для учащихся
1. Чем тебе понравилась музыка А, Хачатуряна?
2. Какое музыкальное произведение тебе понравилось больше всего?
3. Хочешь ли ты снова услышать музыку этого композитора?
4. К какому музыкальному произведению Хачатуряна ты сделаешь рисунок?
5. Слово об уроке:
Домашнее задание - тест
(разработан учителем музыки Молоковой А. В.)
ТЕСТ
Вопросы.
1. В каком году родился Арам Хачатурян?
• 1840
• 1903
• 1873
• 1891
1. Где родился Арам Хачатурян?
• В Воткинске
• В Тихвине
• В Зальцбурге
• В Тифлисе
1. В какой семье родился А. Хачатурян?
• В семье горного инженера
• В семье переплётчика
• В семье придворного музыканта
• В семье военного моряка
1. У кого учился А. Хачатурян?
• У Зверева
• У Леопольда Моцарта
• У Мясковского
• У Танеева.
1. Кем является А. Хачатурян в музыкальном мире?
• Композитором-сказочником
• Художником-новатором
• Крупнейшим симфонистом
• Ведущим композитором «советского Востока»
1. Кем был А. Хачатурян?
• Русским композитором
• Русским советским композитором
• Австрийским композитором
• Российским и армянским композитором
1. Фортепианная пьеса А. Хачатуряна
• Клоуны
• Болезнь куклы
• Скакалка
• Парень с гармошкой
1. Какой из перечисленных балетов сочинил А. Хачатурян?
• «Гаянэ»
• «Золушка»
• «Щелкунчик»
• «Спящая красавица»
1. Какой марш сочинил А. Хачатурян?
• Марш деревянных солдатиков
• Марш Чиполлино
• Марш Царя-Гороха
• Турецкий марш
1. Сколько лет прожил А. Хачатурян?
• 53
• 64
• 75
• 35
1. Где похоронен А. Хачатурян?
• В пригороде Вены в могиле для бедняков
• В столице Армении – Ереване
• В Америке
• В Петербурге
1. Вокальное произведение А. Хачатуряна
• «Александр Невский»
• Реквием
• «Баллада о Родине»
• «Колыбельная в бурю»
Ответы.
1. 1903
2. В Тифлисе
3. В семье переплётчика
4. У Мясковского
5. Ведущий композитор «советского востока»
6. Российский и армянский композитор
7. Скакалка
8. «Гаянэ»
9. Марш Чиполлино
10. 75
11. В столице Армении – Ереване
12. «Баллада о Родине»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока музыки в 4 классе
Конспект урока музыки, 4 класс. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Конспект урок музыки для 4 класса. Танцы
Конспект урока музыки для 4 класса на тему «Музыкальные инструменты»