Консультация для родителей дошкольников "Артикуляционная гимнастика"
Речь отца, матери и всех членов семьи - это первый образец, которому подражает ребенок.
Родители! Вы - первые учителя родного языка своего малыша! Семья - его первая школа!
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может неправильно выговаривать или вообще не произносить некоторые звуки русского языка.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Артикуляционную гимнастику проводят и с целью профилактики нарушений звукопроизношения, для четкости дикции, укрепления мышц артикуляционного аппарата, для предупреждения ОРВИ.
К проведению артикуляционной гимнастики имеются противопоказания: любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде; острые и хронические заболевания кожных покровов; стоматиты; наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта.
Как организовать дома артикуляционную гимнастику?
Подготовить комплекс упражнений для произношения дефектного звука (СВИСТЯЩИХ (С, З, Ц), ШИПЯЩИХ (Ш, Ж, Щ, Ч), СОНОРОВ (Л, Р) и др.).
Приготовить зеркало, попробовать самостоятельно выполнить нужные упражнения перед ним.
Покажите ребенку правильное выполнение упражнения, скажите, как оно правильно называется.
Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.
Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.
Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал. В случае затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя чайную ложечку с закругленной ручкой или удерживая язык, губы или нижнюю челюсть чистыми руками.
Количество повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка. Если в начале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличивается до 5-10.
Все упражнения артикуляционной гимнастики имеют названия. Помощь родителей в дальнейшем заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнения. Добивайтесь правильного выполнения.
Если что-то не понятно - не стесняйтесь спрашивать у логопеда.
Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.
Подходить к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо.
Очень полезны упражнения на выработку сильной струи воздуха, необходимой для произнесения шипящих и свистящих звуков. С этой целью можно предложить ребенку сильно дуть на ватные шарики, одуванчики, легкие предметы, находящиеся в тазу с водой (кораблики, рыбки), сравнить, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. Полезно также пускать мыльные пузыри. Но при выполнении упражнений на дыхание будьте внимательны и осторожны, так как они могут вызвать головокружение. Будет достаточно выполнить их 5 раз.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Ваша помощь в проведении артикуляционной гимнастики, уважаемые родители,станет залогом успеха правильного звукопроизношения Вашего малыша. Только терпение и любовь к своему ребенку принесут желаемые результаты.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Консультация для родителей «Воспитание добротой» в старшей группе детского сада
Консультация для родителей. Общение с детьми в семье
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей 2-3 лет"