Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ".
Автор: Гончарова И.И., воспитатель высшей категории КДОУ ВО «ОЦППМСП детям дошкольного возраста»
Описание: Нравственно-патриотическое воспитание – это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, ее благоустройству и безопасности.
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут. Дошкольный возраст от 3 до 7 лет является наиболее эффективным для закладывания и формирования нравственных ориентиров личности.
Назначение: материал предназначен для родителей и педагогов ДОУ.
Цель: повышение компетенции родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания, проводимом в ДОУ.
Задачи:
- познакомить родителей с целями и задачами ДОУ по формированию нравственно-патриотических чувств у детей;
- обозначить формы и методы работы с детьми;
- формировать у родителей потребность в сотрудничестве с ДОУ по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
В рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников. Воспитывать это чувство нужно с ранних лет, тогда оно станет неотъемлемой частью духовного мира человека.
При составлении плана работы ДОУ основывается на следующих документах: Закон РФ «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России; ФГОС ДО; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Цели нравственно - патриотической работы с детьми:
- воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине;
- бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну;
- поддерживание связей поколений;
- сохранение и пестование традиций своих сограждан.
Работа с детьми по реализации этих целей должна быть целенаправленной (содержать воспитательный компонент), систематической (проводиться регулярно, в контексте занятий, игр, праздников) и всеобщей (семья, сверстники, воспитатели).
Выделяют три этапа программы патриотического воспитания, каждый из которых несёт в себе определённые задачи. Они решаются в каждой возрастной группе с разницей в выборе форм и методов, объёма содержания.
I этап:
- Знакомство с понятиями и предметами ближайшего окружения.
II этап:
- Знакомство с жизнью общества страны.
III этап:
- Знакомство с местной природой.
Формы работы с детьми:
Тематические занятия; беседы (о родном крае, природе, знаменитых людях); чтение книг, подборка стихотворений, песен; просмотр научно-популярных фильмов, передач; игры; посещение выставок, местных музеев, библиотек; составление альбомов; проекты, презентации.
Особое место занимает организация праздничных мероприятий:
- Народные и фольклорные праздники (Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы);
- Международные праздники (День матери, Международный женский день);
- Православные праздники (Пасха);
- Бытовые и семейные праздники (Выпуск в школу, дни рождения).
Формы работы с родителями:
1. Совместная подготовка выставок, проектов, поделок, тематических утренников.
2. Тематические консультации, анкетирование.
3. Наглядно-просветительская информация.
Лучшим способом (со стороны семьи) прививать нравственно-патриотические ценности является собственный пример.
Дети – отражение своих родителей. С ними нужно постоянно заниматься, основываясь на собственном опыте и рекомендациях специалистов. Формированию личности способствует чтение сказок, просмотр соответствующих программ, путешествия, экскурсии. Такое взаимодействие обязательно принесёт свои результаты.
Работа педагогов по направлению «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ":
1. Изучение методической литературы, опыта передовых технологий.
2. Создание предметно-развивающей среды в группах (создание центра по нравственно-патриотическому воспитанию, разработка дидактических и сюжетных игр, подбор художественной литературы).
3. Разработка моделей воспитания согласно возрастным группам через пять направлений развития ребёнка (образовательных областей).
4. Проведение мониторинга с целью выявления уровня воспитания.
5. Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Каждому человеку необходимо знать природу родного края, его историю и культуру, найти своё место в окружающем мире. Надо уважать себя, учить этому других. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
Литература:
1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005.
3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… — М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
4. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005.
5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия