Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."

Проект «Что в имени тебе моем...»
Для детей 6-9 лет.
Уважаемые насельники пед-копилки,предлагаю вам проект по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.В 2014 году празднуется 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, великого русского святого. Наш город Киржач что во Владимирской области неразрывно связан с этим святым именем (святой Сергий является основателем нашего города).Я решила познакомить детей с таким понятием, как "имя в истории", а заодно и "подогреть", возродить интерес к своему имени, роду, родословной. Я надеюсь, что проект будет интересен всем, кто не утерял интерес к родной истории. Очень буду рада, что кому-нибудь пригодятся в работе подобранные литературные тексты.

Проект подготовлен воспитателем МБДОУ №12 города Киржача, Владимирской области Княжевой Мариной Викторовной.
Информационная карта проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 месяц
Тип проекта: информационно – игровой
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Возраст детей: 6 – 9 лет
Цель проекта: возродить интерес к своему имени, роду, своей родословной, к имени в истории (в частности к истории основания нашего города Киржача).Создать благоприятные условия для саморазвития ребенка.
Задачи проекта:
•Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека.
•Научить вежливо обращаться друг к другу, используя ласковые имена; представляться другим людям, знакомиться.
•Познакомить с преподобным Сергием Радонежским – основателем города Киржача.
•Воспитывать любовь к родному краю, систематизировать и обобщить знания детей о том, в каком прекрасном и волшебном крае им посчастливилось родиться и жить.
Итоговые мероприятия:
Семейный праздник «Моя родословная»
Вечера – развлечения: «У семейного очага»
«Друг в беде не бросит»
«Семья вместе – душа на месте»
"Именины"

Продукты проекта:
•Исследования: «Значение моего имени и фамилии»
«Моя родословная»
•Рисунки: «Моя семья», «Мой друг», «Именные карточки»
•Постройки из крупного строителя
•Консультация для родителей «В имени - душа человека»
•Портфолио проекта
•Семейные праздники и вечера развлечений
Результаты проекта:
•В течение всего проекта наблюдалась большая активность и интерес к этой теме и у детей, и у родителей.
•Родители, как активные участники проекта, собирали данные по своей родословной, участвовали в исследованиях о значении имён и фамилий, принимали участие в семейном празднике и вечерах развлечениях.
•Дети познакомились с основателем родного города и малоизвестными фактами, легендами, преданиями из истории города.
•Участие детей в проекте заставило их задуматься и сделать выводы о том, что самая горячая и крепкая любовь на свете – это любовь к родному краю, к каждому кусочку его земли, к каждой травинке, каждой постройке.
•Дети и родители задумались о том, что имя – это не просто слово.

Работа в соответствии с образовательными областями
Познание
•Дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?»
•Задачи: учить детей различать тембр голоса своих сверстников. Развивать слуховое восприятие, способность концентрировать внимание.
•Рассматривание своих фотографий и фото членов семьи.
•Оформление страницы в личное портфолио: «Моё родословное древо».
•Решение проблемных ситуаций.
•Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Путешествие по городу».
•Совместное с родителями исследование: «Значение моего имени и фамилии».

Чтение художественной литературы
•«Добрыня и змей» былина
•Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»
•Русские народные потешки, скороговорки, считалки, дразнилки, частушки с именами
•Русские народные сказки: «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Рифмы»
•А. Барто «Вовка – добрая душа», «Сонечка», «Любочка», «Мы с Тамарой», «Милочка-копилочка», «Лялечка», «Катя».
•Перевод с валлийского К. И. Чуковского «Джек – покоритель великанов»
•Я. Аким «Мой брат Миша»
•Л. Кэррол «Алиса в зазеркалье»
•О. Кириллов «Книга ласковых имён»
•Т. Петрушина «Когда я был маленьким»
•Перевод с украинского С. Маршака – П. Воронько «Лучше нет родного края»
•Евгений Фёдоров, Вера Корольченко «Сказания о земле Киржачской»
•Евгений Пермяк «Пичугин мост»
•Виктор Голявкин «Яандреев»
•Роман Сеф «Ну и ну»
•Сергей Михалков «Котята»
•Михаил Яснов «Я придумываю фамилию»
•А. Суздальцев «Улыбка Бога»
Коммуникация
•Беседа на тему: «Кто я?»
Задачи: развивать самосознание детей; учить называть правильно своё полное имя, отчество, фамилию, адрес, страну, фамилию родителей. Учить понимать, какие социальные роли исполняет каждый человек.
•Беседы: «Моя семья»
«Для чего человеку имя?»
«Самые необычные имена»
«Значение имён в сказках, стихах и рассказах»
«Имя в истории человечества»
«История возникновения нашего города Киржача»
•Беседа на тему: «Моё имя»
Задачи: продолжать знакомить детей с историей возникновения имён, рассказать о значении имён детей группы. Расширять словарь детей, связную речь.
•Беседы – фантазии на тему: «Что произошло бы, ели бы все имена вдруг исчезли?», «Придумай фамилию и объясни её происхождение»
•Беседы: «Мой любимый город», «Старинные здания нашего города»
Задачи: познакомить детей с различными образцами архитектуры, обратить внимание на особенности строения и украшения зданий. Воспитывать бережное отношение к зданиям родного города.
•Разгадывание загадок
•Коммуникативная игра: «Весёлый – грустный»
Социализация
•Игры со строительным материалом: «Строим город»
•Интеллектуальные, развивающие игры: лабиринты, ребусы
•Пальчиковые игры
•Дидактические игры: «Угадай, кто позвал?», «Полное и неполное имя», «Назови ласково»
•Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад»
•Драматизация сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
•Разыгрывание этюдов «Ситуация знакомства», «Ситуация, когда нужно представить своего друга»
Музыка
•Песенное творчество: попевки «Музыкальное приветствие», «Ласковое имя»
Задачи: формировать у детей творческие способности, умение импровизировать при создании простых мелодий на заданные тексты.
•Игры с пением: «Как у нашей Дуни» (русская народная песня в обработке А. Жарова)
•Хороводные игры: «Савка и Гришка» (белорусская народная песня), «Где был Иванушка?» (русская народная песня)
Задачи: формировать у детей навыки инсценировки песен

Художественное творчество
•Совместно с родителями создание своего родословного древа с именами предков
•Рисование: «Изготовление именных карточек», «Моя семья», «Мой друг», «Рисование по мотивам картины В. М. Васнецова «Алёнушка и братец Иванушка»
•Аппликация: «Герб моей семьи»
Физическая культура
Русские народные старинные подвижные игры с именами:
•«Кого позвали, тот и ловит мяч»
•«Маша – Яша»
•«Как пошёл наш козёл»
•«Уля»
•«Кандалы»
•«Бабушка Пыхтеиха»
•«Орина»
•«Слепая Олёна»
•«Игровая»
•«В круги»
Труд
Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр
Здоровье
Беседа на тему: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт»
Задачи: выяснить у детей отношение к прозвищам, обзываниям. Дать толчок к размышлению о том, что имена – такие произведения из произведений культуры. Высочайшей цельности и потому высочайшей ценности, добытые человечеством. Поразмышлять о том, что здоровье бывает не только физическое, но и душевное и какое влияние прозвища могут оказать на здоровье человека.
Безопасность
Беседы о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людьми.

Используемая литература
1. Д. М. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва 2009 г.
2. Составитель Р. А. Жукова «Игра, как средство развития культурно – нравственных ценностей у детей 6-7 лет». Разработка занятий. Издательско – торговый дом «Корифей». Волгоград 2006 г.
3. А.Е. Писарева, В. В. Уткина «Живём в ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ, методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.
4. Православный женский журнал «Славянка» июль – август 2007 г.
5. Василий (Фазиль) Ирзабеков «Русское солнце или новые тайны русского слова». Даниловский благовестник, Москва 2013 г.
6. Автор – составитель Борис Ганаго «Навстречу детским сердцам». Минск, издательство Белорусского экзархата 2003 г.
7. Евгения Синицына «Умные пальчики». «Лист», Москва 1998 г.
8. Составитель Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия». Москва «Просвещение» 1992г.
9. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск первый. Младенчество и детство. Москва «Художественная литература» 1991 г., под редакцией В.П. Аникина, В. Е. Гусева, Н. И. Толстого
10. Н. М. Липская «Расту культурным» для детей 5-6 лет. Москва ЭКСМО 2013г. «Ломоносовская школа»
Примерные тексты бесед
***********************************
-Ребята, отгадайте – ка загадку. Предупреждаю, загадка сложная: «Без чего человеку жить нельзя? (предположения детей важно выслушать)
-Человеку нельзя жить без имени. Имя – это суть вещей. Имя есть жизнь. Только в слове мы общаемся с людьми и с природой. Имя – не просто звук, а сами предметы и их смысл.
У каждого человека есть имя. Как вы думаете, для чего оно даётся? (дети высказывают свои предположения)
Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого. Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? Предложить попробовать пересказать другому человеку не употребляя в речи имён, вот такую фразу: «Лена, Катя просила тебя зайти к Косте и передать ему вот эту кофту, он забыл её в саду». Или ещё проще: «Рома, иди домой».
Прочитать отрывок из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в зазеркалье»
-Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях.
Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.
Предложить детям изготовить свои именные карточки.
***********************************
После чтения рассказа О. Кириллова «Книга ласковых имён», предложить детям назвать друга всеми ласковыми именами (расколдовать). Зачитать производные имена от имён детей в группе.
А ещё предложить разгадать загадку этого стихотворения написанного
И. Снеговой.
Что в глазах ненастненько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия.
Просто жизнь – фантастика
Трёх матрёх вместила:
Ася, Стася, Настенька,
Все – Анастасии.
*********************************
После прочтения рассказа Т. Петрушина «Когда я был маленьким»
-Как тебя зовут дома и в детском саду?
-Как тебя будут звать, когда ты станешь взрослым?
Предложить поиграть с мячом, водящий называет неполное имя, а поймавший мяч – полное или наоборот.
***********************************
Разыгрывание этюдов:
1)Дети должны разыграть ситуацию знакомства. Можно использовать для знакомства разные формы обращения к другому человеку. Например:
-Разрешите (позвольте) представиться: Петя Иванов.
-Разрешите (позвольте) познакомиться: Катя Белова.
-Давай (давайте) познакомимся. Меня зовут Оля Тимофеева (Я Оля Тимофеева).
Ответы могут быть такими:
-Я рад (рада) с вами (тобой) познакомиться.
-Очень приятно. Меня зовут Света Васюкова.
2)Детям предлагается разыграть ситуацию, в которой нужно представить своего друга. Для этого можно использовать разные формы обращения.
-Разрешите (позвольте) вас познакомить: это – Саша, это – Никита.
-Рита, познакомься, пожалуйста, с Таней.
Важно использовать разные формы ответов:
-Очень приятно!
-Я много о вас слышал!
-Привет! Будем знакомы!
-Я очень рад (рада) знакомству!
***********************************
Вспомним, как завораживает нас родословие Иисуса Христа с первых же строк Евангелия от Матфея, как начинаются молитвы наши и церковные службы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!» и это не удивительно, ведь имя – это не просто слово, а ещё и мистический образ личности! Более того, наше отчество связывает нас с нашим отцом, а фамилия – с целым родом. Причём не просто звуковым и графическим образом.
Удивительно, но как только нарождается на свет Божий очередной крошечный человечек, тотчас же, после обычных расспросов о его весе и росте, возникают дискуссии о будущем его имени. И кто только не участвует в них, как это оказывается важно! А ведь когда – то ребёнок получал в Таинстве Крещения имя вовсе не по прихоти родителей, как нередко случается сегодня, а в честь святого, память которого отмечалась Церковью в ближайшие ко дню рождения восемь дней. Так святой становился небесным покровителем христианина, наречённого его именем. Отныне ему надлежит праздновать прежде не день своего рождения, а день памяти соимённого святого – именины. «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесех!»
Наречение имени, как выясняется, не просто действо, не заурядная традиция. Это ещё и символ некоей высшей власти. И совершенно закономерно поэтому, что в Священном Писании Господь благословляет Адама назвать, дать имена насельникам созданного Им мира. Таким образом, через звучание кого или чего – либо раскрывается их суть. Какая же высокая честь – если вдуматься – была оказана первому человеку, какое доверие, какая высокая миссия поручена, какое дадено превосходство!

А. Суздальцев.
Улыбка Бога.

Когда ослик узнал, что Адам будет давать имена животным, он решил спрятаться. «Вот еще, — сказал Ослик, обращаясь к ближайшему дереву, — сначала он узнает, как меня зовут на самом деле, потом будет называть мое имя вслух и я стану делать все, что ему захочется». И он спрятался в кустах. Но мы-то с вами понимаем, почему он это сделал: ослики всегда были самым упрямым народом на свете. И все же любопытство победило, и когда Ослик услышал, что к Адаму стали собираться звери, он высунул морду из кустов и стал наблюдать за всем, что происходит.
Первой к Адаму подбежала белка. Она быстро вскарабкалась к нему на руки и подняла к его лицу свою острую мордочку. Казалось, она прислушивается. И тут Адам улыбнулся и сказал: «Здравствуй, сестрица Белка».
«Он услышал ее настоящее имя, — важно сказал Ослик, снова обращаясь к ближайшему дереву. — Теперь она будет ему служить, теперь ей придется плохо».
Но с белкой происходило что-то непонятное

После того как Адам назвал ее, она преобразилась: шкурка на ней стала совершенно золотой, хвост пушистым, а глаза... глаза такими счастливыми, как ни у кого из зверей на земле. Белка засмеялась, подняла мордочку к лицу Адама и посмотрела на него. Она ничего не сказала вслух, но все ясно расслышали слова: «Здравствуй, брат мой Адам! Как хорошо, что ты назвал мое имя, потому что теперь мы вместе, а быть вместе — всегда хорошо».
Адам называл других животных: носорогов, мартышек, змей, фламинго, ласточек, и те тоже преображались: они становились светлыми и красивыми, как переводная картинка, и уже не ссорились между собой, потому что поняли, что если Адам их брат, то и они братья друг другу.
Когда Адам назвал всех зверей, а это было довольно трудно, ведь они шли к нему три дня и три ночи, так вот, когда он назвал их всех, он подошел к краю опушки. Опушка была так вытоптана копытами, лапами, лапками, лапищами, так изрыта когтями, что на третий день выглядела не очень празднично, и куст, который рос с краю, был весь обломан и оборван.
Адам подошел к бедному кусту, ласково на него посмотрел и сказал: «Роза». И тут в небе, казалось, заиграла прекрасная музыка: это пели легкие белые ангелы, а куст расцвел. Распушились листья, и среди них появились прекрасные душистые цветы. «Спасибо тебе, брат мой Адам, — услышали все слова Розы, — я теперь каждый день буду цвести для тебя».
Ангелы в небе пели все прекрасней, восхваляя Бога, а звери начали танцевать вокруг Адама.
Когда Ослик увидел, как веселятся звери, ему стало немножко досадно, что про него забыли. И тогда, пересилив свое упрямство, он вышел из кустарника, в котором прятался, и подошел к Адаму. Взгляд Адама стал совсем синим и ясным. «Я ждал тебя, — ласково сказал он и, внимательно заглянув в глаза Ослика, добавил: — Я ждал тебя, братец Ослик». Ослик понял, что Адам узнал его имя, но от этого испытывал не досаду, а самую настоящую радость, да такую, что облизал руку Адама своим большим мягким языком. Ему еще никогда не было так хорошо. «Тебя я ждал особенно, брат мой Ослик, — сказал Адам, — потому что через много-много лет ты повезешь на себе великого Царя — Спасителя мира Иисуса Христа». И Ослик понял, что впереди его ждет самое настоящее чудо. Он еще не знал, как именно оно случится, но уже понял, что это чудо будет радостным для всех людей, для всех животных, для всех ангелов и роз, какие есть на свете. И он радостно «бежал в круг танцующих зверей. И весь день не стихал над Раем танец легких ангелов и золотых звезд, не умолкала чудесная музыка. И вдруг все почувствовали, что Господь улыбнулся. Никто этого не видел, но это было и без того понятно. И если ты внимательно поглядишь в глаза любого котенка или ослика, ты непременно увидишь, что до сих пор они не забыли об этой радостной, светлой, удивительной улыбке Бога на заре творения.

************************************
Вот и в храме Божием, чуть не с порога, имена, имена, имена… И записки, записки: о здравии, об упокоении, где имена наши на радость полнозвучны, а потому и благозвучны. Их оглашает батюшка на Божественной Литургии, а ещё на молебне: святые наши имена, а не Петьки, Васьки да Машки, и не эти пресловутые Вованы и Димоны. Вспомним, в старину на Руси только знатные и заслуженные люди обладали правом именовать себя полными именами. Нечиновные же люди записывались в деловых бумагах, как, скажем, Митя или Павлик. Что же касается «чёрного люда», то он и вовсе писался, как Никитка, Дунька, Марфутка.
В именах мерцают судьбы,
Как в полях мерцают дали…
По случайности ль, по сути -
Имя нам с рожденья дали.

Основательность Степана
И сноровка Михаила,
И удачливость Ульяны -
На Руси - большая сила.

Мудрость Софьи, радость Дарьи,
Доброта простой Прасковьи,
Красота Светланы - право,
Сам Господь глядит с любовью
На украсные селенья...

Только что случилось с нами?
Имена под настроенье
Разрываем, будто знамя:

Не Степанушки, а Стёпки,
Мишки, Ваньки, Васьки, Петьки -
Не цари, а недотёпки
Начинают жить на свете...

Подзываем кличкой брата,
И дразнилками - детишек.
И всё ищем виноватых
В том, что нас Господь не слышит...
Н. Е. Мартишина.
***********************************
Фамилия и отчество – это обязательные элементы русской именной системы.
Слово «фамилия» латинское по своему происхождению, оно означает «семья». Фамилия – это наследуемое наименование, указывающее на принадлежность человека к определённой семье.
Большая часть фамилий образована от личных имён, когда людей называли по имени их отца: Иванов, Петров, Васильев, Савельев. Другая часть фамилий образована от названия местности, где жил человек, нередко жители целой деревни носили одну фамилию. Некоторые фамилии называли род занятий человека: Кузнецов, Водовозов, Гончаров; другие образованы от названий животных и птиц, с которыми сравнивали людей: Ястребов, Волков, Соловьёв. Ещё одна часть фамилий напоминает о личных качествах человека или об особенностях его личности: Красавин, Богомолов, Носов, Рыжов, Горбачёв. Отдельные фамилии образованны от прозвищ. В Сибири семьи были большие, нередко целая деревня состояла из родственников и носила название всего рода. Каждый человек, принадлежавший к этому роду, на вопрос: «Чей ты?» - отвечал: «Семёновых, Григорьевых».
Отчество – это особым образом оформленное имя отца данного человека. Отчество пришло к нам из Древней Греции.

Михаил Яснов «Я придумываю фамилию»
Утёнок – Уточкин!
Цыплёнок – Курочкин!
Щенок – Собачкин!
Жеребёнок – Клячкин!
Барашек – Овечкин!
А я?
-Человечкин!
В. Голявкин. «Яандреев»
Всё из-за фамилии происходит. Я по алфавиту первый в журнале; чуть что, сразу меня вызывают. Поэтому и учусь хуже всех. Вот у Вовки Якулова все пятёрки. С его фамилией это нетрудно — он по списку в самом конце. Жди, пока его вызовут. А с моей фамилией пропадёшь. Стал я думать, что мне предпринять. За обедом думаю, перед сном думаю — никак ничего не могу придумать. Я даже в шкаф залез думать, чтобы мне не мешали. Вот в шкафу-то я это и придумал. Прихожу в класс, заявляю ребятам:
— Я теперь не Андреев. Я теперь Яандреев.
— Мы давно знаем, что ты Андреев.
— Да нет, — говорю, — не Андреев, а Яандреев, на «Я» начинается — Яандреев.
— Ничего не понятно. Какой же ты Яандреев, когда ты просто Андреев? Таких фамилий вообще не бывает.
— У кого, — говорю, — не бывает, а у кого и бывает. Это позвольте мне знать.
— Удивительно, — говорит Вовка, — почему ты вдруг Яандреевым стал!
— Ещё увидите, — говорю.
Подхожу к Александре Петровне:
— У меня, знаете, дело такое: я теперь Яандреевым стал. Нельзя ли в журнале изменить, чтобы я на «Я» начинался?
— Что за фокусы? — говорит Александра Петровна.
— Это совсем не фокусы. Просто мне это очень важно. Я тогда сразу отличником буду.
— Ах, вот оно что! Тогда можно. Иди, Яандреев, урок отвечать

Беседу о необычных именах можно начать с чтения стихотворения С. Михалкова «Котята», также зачитать иностранные имена в стихотворении Элеоноры Фарджен «Имена девочек и имена мальчиков». Вспомнить старинные русские имена, которыми сейчас редко называют детей.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз - котенок самый белый,
Два - котенок самый смелый,
Три - котенок самый умный,
А Четыре - самый шумный.

Пять - похож на Три и Два -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать. С. Михалков

НУ И НУ ! Роман Сеф
Шли однажды
НУ
И НУ
Через речку
По бревну.
-Ну, скорей, -
Сказало НУ, -
Я и так
Тебя тяну.

Разгорелась
Перебранка,
И какая-то гражданка
Головою покачала
И сказала:
-Ну и ну!
Имя у тебя одно...
Имя у тебя одно,
Навсегда оно
Дано.
Жизнь длинная,
И оттого
Ты
Побереги его.
А. Лаптева «Пик, Пак, Пок»
Отыскавши возле льдины
Тихий уголок,
Жили - были три пингвина:
Пик, Пак, Пок.
Вместе ели, вместе пили
Пик, Пак, Пок
Хорошо и дружно жили
Пик, Пак, Пок.
Как - то вышли на рыбалку
Пик, Пак, Пок
Зашагали вперевалку
Пик, Пак, Пок.
Наловили себе рыбы
Пик, Пак, Пок.
И еще поймать могли бы
Пик, Пак, Пок.
Съели дружно все до крошки
Пик, Пак, Пок.
Кроме маленькой рыбешки,
Пик, Пак , Пок.
Чтобы жить все время дружно,
Пик, Пак, Пок,
Уступать друг другу нужно,
Пик, Пак, Пок.

Беседу об имени в истории необходимо начать с чтения и обсуждения рассказа Евгения Пермяка «Пичугин мост»
-Что такое история?
-Что можно назвать именем или фамилией человека?
-Как мальчик, его имя и фамилия остались в истории?
-Как имя и фамилия может остаться в истории?
-Какой человек достоин того, чтобы его именем или фамилией что – то назвали?
-Вам хотелось бы, чтобы и ваше имя осталось в истории, истории сада, школы, города или страны? Что для этого нужно?
-А с каким именем связана история создания нашего города?
Евгений Пермяк «Пичугин мост»
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.
В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.
Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.
Решил Сёма приладить перильца из жердей. Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила, и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается.

Названия городов, в которых тоже есть имена:
Ярославль, Санкт Петербург, Екатеринбург, Сергиев Посад. Преподобный Сергий Радонежский прославил своё имя великими духовными подвигами и оставил потомкам заложенную им в те далёкие годы обитель. Сейчас она называется Троице – Сергиева лавра. Владимир, Севастополь (один Сева и аж сто Поль), Петропавловск. Юрьев Польский, Николаев, Александров. Львов, Иваново, Владивосток.
Пальчиковые игры
Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Гости
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Горшок
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Таки, Тики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Марина
Мимо маленькой Марины
Пробежал медведь с малиной.
Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждое слово или слог пальчики поочерёдно прижимаются к большому пальцу («туда и обратно»).
Константин
Константин (ладони обеих рук прижаты друг к другу и поставлены на ребро)
Констатировал (ладони ровно ложатся на стол)
Влас и Афанас
Влас – у вас (руки вытянуты вперёд)
Афанас – у нас (прижать руки к груди. Повторить)
Маша созывает гостей
Стала Маша гостей созывать: (вращение кистей рук к себе)
И Иван приди, и Степан приди, (поочерёдный массаж кончиков пальцев правой руки)
И Матвей приди, и Сергей приди,
И Никитушка – ну , пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: (вращение кистей рук от себя)
И Ивану блин, и Степану блин, (поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки)
И Матвею блин, и Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.

Художественные тексты к теме
Мой брат Миша
Ох, до чего же он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я!
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом –
А он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Ничем не обделю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.
Я. Аким
Рифмы
Русская народная сказка

Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то-Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отечеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
— Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
— Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму; тебя как зовут?
— Меня зовут. Федя.
Дядька говорит:
— Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
— Если ты Степан,
Садись на ероплан.
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий.
Дядька говорит:
— Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».
— Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
________________________________________

«КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН»
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
- Ты чего горюешь? – спросил я.
- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:
- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.
- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.
- А разве они тоже? – спросил я уже на бегу.
- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имён:
- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.
- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.
О. Кириллов

Всему свету по секрету
Каштанка встретила Жужу:
"Послушай, что я расскажу,
Какие есть дела на свете!
Но только все держи в секрете."
Жужу молчать пообещала
И... все Трезору рассказала.
Трезор секрет два дня берег,
На третий день все знал Дружок.
Дружок решил:"Болтать не стану",-
Но тут же все сказал Полкану.
А от Полкана эта тайна
К Барбосу перешла случайно.
А пес Барбос - кудлатый нос
Разнес секрет на целый свет:
"Гав - гав - гав - гав!
Гав - гав - гав - гав!
С кошкой дружит волкодав!"

Загадки
Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)
Серый маленький Денис на верёвочке повис. (Паук)
Наша толстая Федора наедается не скоро.
Но зато, когда сыта, от Федоры теплота. (Печка)
Умный Ивашка, красная рубашка. Где пройдёт – коснётся, там след остаётся. (Карандаш)
Маленький Ерофейка утонул до шейки. (Гвоздь)
Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и глядит. (Подсолнух)
В огороде Тит стоит, ничего не говорит. Сам с грядок не берёт и воронам не даёт. (Пугало)
Хитрые загадки
Посадила бабка в печь
Пироги с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи – четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если сможешь, помоги
Сосчитать пироги.

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней.
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали с реки?
Наталья Кончаловская

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку, Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку, Манечке – копеечку.
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Мрусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
К. Чуковский
Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой отправились в лес.
В гнезде на берёзе, где не было птиц,
Нашли они пять розоватых яиц.
Им всем четверым по яичку досталось,
И все же четыре на месте осталось.
Разгадка
Хоть разные названы здесь имена
Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс,
Но так называлась девчонка одна.
Она и ходила с корзинкою в лес.
Из английского фольклора

Считалки
Тани, Вани,
Что за вами,-
Вы стоите все столбами?
Там за вами лавка есть,
На неё надо присесть:
Поскорее все беги,
А ты, мальчик, поводи!

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Двадцать пять рублей дуга.
Мальчик – девочке слуга.
-Ты, слуга, подай карету –
Я в ней сяду и поеду.

Шёл Володя из садочка,
Из садочка погулять.
Видит зайца у лесочка,
Стал он в зайчика стрелять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой – ой – ой!
Умирает зайчик мой.

Ягодка – малинка, медок – сахарок.
Вышел Иванушка – сам королёк!
Колыбельные песенки
Бай, бай, поскорее засыпай!
Баю, Васенька, баю, милованный.
Усни, ненаглядный!

Спи-тко, Манюшка, здорово,
А вставай-ко весело.
Уж ты спи камушком,
Вставай пёрышком.

Баю, баю, баиньки,
Купим Тане валенки,

Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет Танечка ходить,
Будет валенки носить.

Бай-бай, бай-бай
Я Костюшеньку люблю,
Костю розгой (прутиком) не секу.
Бай-бай, бай-бай!
Костю розгой не секу-
Лучше яичко испеку.

А баю, баю, баю,
Живёт Фёдор на краю.
Он не скуден, не богат,
У него трое ребят:
Первый-Гришка,
Второй-Мишка,
Третий-Ванюшка-сынок,
Сынок-милый паренёк.
Прибаутки
Чики-чики-чикалочки!
Едет Костя на палочке.
Люба на тележке-
Щёлкает орешки.

-Бабушка Ульяна! Голова твоя кудрява.
Садись-ка в сани, поедем-ка с нами.
Там на базаре коза в сарафане,
Утка в юбке, курочка в сапожках,
Корова в рогоже – нет её дороже.

Ты, Назар, ты, Назар, поди-ка на базар,
Купи мне сарафан: ни долог, ни короток,
Ни в лес ходить, ни зайцев ловить.

Катя, Катя, Катерина,
Катя по лесу ходила,
Катя лыко рвала,
Себе лапти плела,
Себе-двое, мужу-трое,
Детишкам-по лаптишкам.

Наш Егорка сено косит,
А Машенька воду носит,
Егорка-вспотел-
Пить водички захотел.

Ему Машенька дала-
Три ведёрка принесла.
Как по Каменке-реке
Плывёт Маша в решете,
А Егорка в коробу
Кричит: «Маша, загребу!»

Отдали Дуняшу в новую деревню,
В большую семью, где много скотины.
Всякой скотинке всё своя фамилья:
Кобыла-Ненила, жеребец-Данило,
Корова-Хавронья, а бычок-Ерёма,
Свинья-то – Оксинья, Боров-то – Василий,
Ярушка-Дарюшка, баран-то – Илюшка,
Курица-то – Машка, петух-то – Игнашка,
Он нагонит, потопчет: снеси Маше яичка.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, и приговаривают в такт прыжкам:
Оля, Оля – вылей воду
На дубовую колоду,
Чашки помыть, лошадей попоить.
Скороговорки
На горе, на пригорке стоят двадцать два Егорки.
Раз-Егорка, два-Егорка, три-Егорка….и так далее до стиха: «Двадцать два-Егорка»

Шёл Прокоп, кипел укроп;
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Архип осип, Осип охрип.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

В пруду у Поликарпа-три карася, три карпа.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Носит Сеня в сани сено, спать на сене будет Сеня.

Пошла Поля поливать в поле.

Несговорчивый удод
Шла Марина с огорода,
Под кустом нашла удода.
А удод ей: -Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду!
К старой бабке убегу,
Даст мне бабка творогу!

Дразнилки – утверждение через отрицание
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором-потешками, считалками, небылицами, скороговорками.
Жизнь детей пробуждает в их душе не только радостные, бурно весёлые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребёнку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребёнка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях – в дразнилках. Конечно назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило-собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и без кулачной расправы.
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, в привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребёнка утрачивают вкус, справедливость.
Алёшка – лепёшка

Андрей-воробей, не гоняй голубей.
Голуби боятся, на крышу не садятся.

Антошка – недопечёная картошка.

Аннушка – сердце!
Свари уху с перцем,
А я приду с хлебцем.

У Ермошки на носу кошки ели колбасу.

Иванушка – простота, купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться, привязал корытце.
Корытце мотается, жена улыбается.

Вова, Вова – карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается, Вова отпирается!
-Это, бабушка, не я! Это - кошечка твоя!

Машка – простоквашка! Мишка – еловая шишка! Зинка – корзинка!

Николай, Николай, сиди дома не гуляй, в балалаечку играй.

Федя – съел медведя.
Юлиан Тувим «Про пана Трулялинского»
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.

С ним и тетка - Трулялетка,
И дочурка - Трулялюрка,
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.
Есть у них еще котенок,
По прозванью Труляленок,
И вдобавок попугай -
Развеселый Труляляй!

На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.

Палочку-трулялочку
Поднимет дирижер -
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
«Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Тра-ля-ля да тра-ла-ла!
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!»
Трулялинский чуть не пляшет
Дирижерской палкой машет
И, усами шевеля,
Подпевает:
«Тру-ля-ля!»
«Тру-ля-ля!» - звучит уже
На дворе и в гараже,
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.

Все шоферы - Трулялеры,
Почтальоны - Труляльоны,
Футболисты - Трулялисты,
Продавщицы - Трулялицы,
Музыканты - Трулялянты
И студенты - Труляленты.
Сам учитель - Трулялитель,
А ребята - Трулялята!

Даже мышки, даже мушки
Распевают: «Трулялюшки!»
В Припевайске весь народ
Припеваючи живёт!

Элеонора Фарджен « ИМЕНА ДЕВОЧЕК»
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла — шелковый лоскут,
И Сильвия — листва лесная,
И Стелла — звездочка ночная,
И Флора — щедрая весна,
И Лола — плавная волна,
И Линда-Белл — звонок у двери:
«Дин-дон!» — «Кто там?..»
И просто Мэри.

ИМЕНА МАЛЬЧИКОВ
Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри — пушечный салют,
И Патрик — парус средь простора,
И Роберт — ровный рев мотора;
Том — стук копыт издалека,
И Питер — пенье пастушка,
И Чарли — чистой речки звон
По камушкам...
И просто Джон.
«Алиса в зазеркалье» Л. Кэрролл ( отрывок)
-Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
-Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
-Не знаю, не знаю,- пробормотал Комар. - Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» - И тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, а вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
-Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и всё равно придётся отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй», или ещё как-нибудь.

«Когда я был маленьким» Т. Петрушина
Когда я был маленьким, мама называла меня по разному: Пушей и Петушком, Солнышком и Котёнком, Петенькой и Одуванчиком. Я думал, что так и надо.
Однажды мы с мамой вышли во двор погулять. Я там увидел маленького щенка и пошёл за ним, даже моя мама не заметила, как меня во дворе не стало.
На дороге меня остановила чужая бабушка: «Куда ты, мальчик?»
Потом к нам подошла какая-то тётя, и бабушка ей сказала, что я, наверное, потерялся. Тётя спросила, как меня зовут. Тут я заметил, что пропал мой щенок, и стал оглядываться вокруг.
-Так как же тебя зовут, мальчик?- снова спросила тётя.
Я сказал ей, что меня зовут Солнышком. Тётя заулыбалась. А бабушка вслух подумала: «Куда же теперь девать это Солнышко?» И обе они захотели узнать, где я живу. Я сказал им, что живу во дворе, и хотел уйти, но тут к нам подошли другие тёти и дяди и все стали спрашивать: «Как тебя зовут, мальчик?» Я рассердился на них за то, что щенка не стало, и им ответил, что меня зовут Одуванчиком, Умницей, Петей, Котёнком и ещё по-разному. И пошёл вперёд. Но люди тоже за мной пошли.
И вдруг к нам подошёл милиционер. Он спросил: «Граждане, кто тут потерялся?» И тогда я сказал, что потерялся щенок. Все засмеялись. А милиционер повёл меня куда-то с собою.
Около магазина меня увидела мама. Она была очень взволнована. Милиционер ей сказал: «Спокойно, гражданка».
-Что случилось? – спросила мама у милиционера.
-Потерялся мальчик,- ответил милиционер.
-Это же мой Петенька!- громко сказала мама.
С тех пор я понял, что Петенька – моё настоящее имя.

Добрыня и Змей
Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:
- Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?
Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.
А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:
- Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!
Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:
- Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.
Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.
Приходит домой, а Киев-град печален стоит.
- Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.
Отвечают ему люди киевские:
- Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!
Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.
Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:
- Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.
Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая.
- Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?
Отвечал ей Добрынюшка:
- А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого!
И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.
Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.
- Выходите, - кричит, - люди русские! Убита Змея Добрынею!
Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел.
Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.
Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью:
Спасибо тебе, Добрынюшка, - один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!
И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

Русские народные подвижные игры с именами
«Уля»
Одна из играющих – Уля – садится, остальные кружатся кругом нее под песню:
Сидит Уля под кусточком, под орешничком.
-Что, тепло ли тебе, Уля? Студено ли тебе, Уля?
-Мне не так тепло, мне не так студено.
Приоденьте меня, приокутайте меня:
Со старой бабы онучку, со молоденькой полотенце,
С красной девицы венок, со (имя) поясок.
Поименованная в песне отдает Уле свой пояс. Песня поется, пока не будут отобраны пояса у всех играющих. Затем Улю ловят. Поймавшим ее она возвращает пояса.

«Кандалы»
Играющие становятся в два ряда, каждый лицом к противоположному, на расстоянии нескольких сажень один от другого.
-Кандалы! – кричит кто-нибудь из одного ряда.
-Скован! – отвечает кто-либо из другого.
-Раскуй.
-На кого?
-На друга твоего.
-На какого?
-На Серегу (например)
Серега тотчас же после того бежит из своего ряда в противоположный, и становится в другой ряд. После того из другого ряда кричат так же, и так далее.

«Бабушка Пыхтеиха»
«Сгорбленная бабушка Пыхтеиха» бредет с палочкой в руке. Играющие – ребята – обступают ее и спрашивают:
-Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?
-К обедне.
-Возьми нас с собой.
-Идите, да не свистите.
Ребята некоторое время идут позади бабушки Пыхтеихи смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится и бросается ловить их; поймав – «тузит палочкой».

«Орина»
Один из играющих становится спиной, другие подходят и кричат:
-Орина из овина, погоняй нас.
Орина кидается и хватает кого-нибудь. Кого схватит, тот становится Ориной.

«Слепая Олена»
Одному из играющих завязывают глаза платком и ставят его спиной к остальным. Это – слепая Олена. Остальные игроки подходят к нему и, ударяя его рукой, приговаривают: - Прощай, слепая Олена!
После того каждый быстро удаляется от него, стараясь не выдать своего местонахождения. Слепая Олена, прислушавшись к шороху игроков, встат со своего места и быстро идет туда, где по ее мнению, игроки находятся. Ели там действительно находится кто-нибудь из игроков, то слепая Олена старается всеми мерами рассмешить последнего, и если это действительно удается, то рассмеявшийся считается слепой Оленой. Если слепая Олена не найдет никого, то снова возвращается на свое место, и игра возобновляется.
Или еще вариант: Кидают жребий, кому ловить. Ему завязывают глаза и ставят спиной к остальным. Подле него остается один из играющих, а остальные садятся. Оставшийся возле Олены вызывает кого-нибудь из сидящих вымышленным именем. Вызванный подходит и ударяет слепую Олену ладонью по спине. Стоящий возле спрашивает ее, кто ее ударил. Если она угадывает, то ударивший становится слепой Оленой. Играют еще и так: слепую Олену один из играющих водит мимо сидящих и сажает ее то к одному, то к другому на колени. Слепая Олена должна угадать, у кого она сидит, и тогда тому завязывают глаза, и он становится слепой Оленой.

«Игровая»
Один из играющих находится в кругу. Поют:
У дядюшки Трифона,
У его было семеро детей,
У его было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все смотрели,
Разом делали, как я.
При последних словах все повторяют его жесты и слова.
«В круги»
Дети становятся в ряд, держась за руки, и ходят вокруг стоящего посередине с закрытыми глазами. При этом поют:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей полочкой коснись,
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а стоящий посредине ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг.

ЖМУРКИ «ЯША и МАША»
Выбирают водящими мальчика и девочку и назначают первого быть «Яшей», а вторую «Машей». Обоим завязывают глаза. Иногда еще и кружат вокруг себя, чтобы окончательно потеряли ориентировку.
Остальные играющие образуют вокруг водящих хоровод. «Яшу» отводят подальше от «Маши» и предлагают найти ее.
Вытянув руки вперед, «Яша» начинает искать и звать: «Где ты, Маша?» - «Я тут», - отвечает Маша, но сама не очень-то торопится встретиться с «Яшей» и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Когда «Яша» найдет «Машу», их обоих заменяют новой парой желающих.
Правила игры:
1. Окружающие не должны подсказывать, кто, где находится.
2. Чтобы поймать «Машу», достаточно коснуться ее рукой.
3. Если «Яша» не может долго поймать «Машу», надо предложить им
поменяться ролями или уступить место новой паре.

АРМЯНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА
«Цепи кованые»
Дети делятся на две команды. Встают в шеренги друг против друга на расстоянии примерно 7-8 метров. При этом все игроки в команде держатся за руки, образуя "цепь". Затем одна из команд начинает обращаться к другой: "Цепи!", вторая отвечает: "Кованые". Первая продолжает: "Раскуйте нас", те, что напротив, спрашивают: "Кем?". Соответственно первая команда называет игрока (по имени), задача которого побежать по направлению к противоположной команде и "разорвать" один из узлов (т.е. постараться разъединить руки держащихся игроков первой команды). Если это удается, то игрок-победитель уводит в свою команду одного игрока из тех, чьи руки он "разбивал". Дальше игра продолжается, но начинает другая группа. Побеждают те, кто наберет больше человек в свою "цепь".

Саша (Александр) – мужественный, защитник.
Леша (Алексей) – помощник, защитник.
Сережа (Сергей) – высокий, высокочтимый,
почтенный, ясный. В церковной речи (и торжественно-официальной речи прошлого) произносилось и произносится как Сергий.
Валентин – быть здоровым.
Слава (Вячеслав) – наиславнейший.
Алина – благородная.
Матвей – Божий дар, дарованный Богом.
Тимур - железный.
Егор (Георгий) – земледелец.
Светлана – светлая, чистая.
Маша (Мария) - святая, высокая.
Арсений - мужественный.
Богдан – данный Богом.
Семен – надежный.
Влад (Владислав) – владеющий славой.
Соня (Софья) – мудрая.
Антон – вступающий в бой.
Татьяна – устроительница, учредительница.
Лариса – чайка.
Стихи про имена мальчиков и девочек
АЗБУКА ИМЁН
автор Ирина Горюнова
А
Аня, Анечка, Анютка,
Глазки, словно незабудки.

Аленушка, Алёнка — Красивая девчонка.

Анастасия, Настенька, Настюша
Так любит папу с мамой слушать.

Алла, Аллочка, Алёнка — Нет послушнее ребенка.

Ангелина, Гелечка — Славненькая девочка.

Андрей, Андрюша, Дрон
Хорош со всех сторон.

Алексей, Алешка, Леха — Он ведет себя неплохо.

Александр, Шура, Саша — И любовь, и гордость наша.

Аркадий он или Аркаша — Нет никого на свете краше.

Б
Боря, Боренька, Борис,
Ты куда девал ирис?

В
Владимир, Володечка, Вовка
Со всем управляется ловко.

Виктор, Витенька, Витюша,
Ты опять не хочешь кушать?

Валерий есть и Валерия,
Для бала и для кавалерии.

Василий, Васенька, Васятка,
Он бьет без промаха в десятку.

Валентин и Валентина — Что за чудная картина.

Варя, Варенька, Варюша
Любит бантики и рюши.

Вероника, Вероника,
Как поспевшая клубника.

Вера, Вера, Верочка,
Ласковая девочка.

Г
Галя, Галочка, Галина
Очень любит апельсины.

Глеб серьезный, очень важный,
И послушный, и отважный.

Георгий, можно просто Жора,
Он лакомка, но не обжора.

Гаврила или Гавриил
Гулять нисколько не любил.

Герман, Гера, Герочка — Мальчик, а не девочка.

Григорий или Гришка — Мальчишка-шалунишка.

Д
Дарья, Даша, Дашенька,
Её сестренка — Машенька.

Дмитрий, Митя, Дима
Не бросит мячик мимо.

Данилка, Данечка, Данила,
Иди обедать, все остыло.

Е
Екатерина, Катенька, Катюша — Любимый фрукт у Кати — груша.

Елизавета, Лизонька
Сидит от мамы близенько.

Ева, Ева, Евочка — Послушненькая девочка.

Елена, Лена, Леночка,
А на «М» — Миленочка.

Евгений и Евгения,
А может, оба гении?

Егор, Егорушка, Егорка
Сидит у папы на закорках.

Евдокия, Дунечка
У нас такая умничка.

Ж
Жанна, Жанночка, Жаннет,
Передай друзьям привет.

Имя есть Жасмин для дочки,
Так зовут еще цветочки.

З
Зинаида, Зиночка,
В волосах — резиночка.

Захар, Зиновий — имя для мужчины,
Его носить нужна причина.

И
Илья, Илюша, Иленька,
Какой же мальчик миленький!

Игорь, Гарик, Игоряша — И любовь, и гордость наша.

Ирина, Ира, Ирочка,
А на колготке — дырочка.

Инна, Инночка, Иннуля,
Уж такая красотуля!

Иннокентий или Кешка
Очень любит грызть орешки.

Ванюша, Ванечка, Иван — Растет могучий великан.

К
Костя, Костик, Константин — Самый смелый из мужчин.

Кирилл, Кирюша, Кир
Предпочитает мир.

Ксеня, Ксюта, Ксюша
Любит сказки слушать.

Кариночка, Карина,
А можно просто Рина.

Капитолина или Капа
В пальто из серенького драпа.

Клара, Клара, Кларочка
Зажгла свечи огарочек.

Л
Леня, Леня, Леонид,
Он буянит и шумит.

Лариса, Лара, Ларочка,
Играет ей гитарочка.

Людмила или Милочка
Держать умеет вилочку.

Лиля, Лиля, Лилия
Читает уж Вергилия.

Лида, Лида, Лидия,
Читает уж Овидия.

Лана, Лана, Ланочка,
Возить не любит саночки.

Лолита, сокращенно — Лола
И два вершка всего от пола.

М
Маргарита, Рита, Рита,
Всех мужчин сердца разбиты.

Мария, Машенька, Маруся,
Нигде она у нас не трусит.

Макс, Максим, Максимка.
Храбрый? Поглядим-ка!

Михаил, Мишаня, Мишка
Очень любит есть коврижки.

Н
Натали, Наташа, Тата,
Красоты, ума — палата.

Нина, Ниночка, Нинуша
Любит музыку послушать.

Коля, Коля, Николай,
Выйди с нами, погуляй!

О
Ольга, Оля, Оленька,
Подрастай-ка скоренько!

Олег, Олеженька, Олежка
Покрепче крепкого орешка.

Оксаночка, Оксана — Встает девчушка рано.

Рекомендуем посмотреть:

Значение имени - Любовь (исследовательская работа в начальной школе) Проект для детей старшего дошкольного возраста «Научные забавы» Проектная деятельность в изобразительном искусстве Творческий проект для школьников

Похожие статьи:

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Проект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы

Образовательный проект «Домашние животные» в подготовительной к школе группе

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Проект в старшей, подготовительной группе: Моя родина Россия. Народные костюмы | Консультация для родителей. Обряды и обычаи русской культуры
Опубликовано: 3675 дней назад (31 октября 2014)
Просмотров: 7401
+7
Голосов: 7
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 31 октября 2014 в 09:13 +5
Здравствуйте Марина Викторовна! Познакомилась с вашим проектом для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Очень интересный и познавательный проект вы нам предлагаете. Подобрано много интересного материала. Многое узнала для себя нового. Замечательные игры с именами, загадки, стихи, песни. Мне ваш материал очень понравился. Единственное мне очень жалко, что время уже у вас на редактирование давно закончилось. Хотелось вам подсказать, цель отвечает на вопрос Что? Замечательный проект. Примите мой первый голос.
Марина Викторовна Княжева # 1 ноября 2014 в 23:26 +1
Уважаемая Галина Евгеньевна, спасибо за подсказку, исправляюсь. Значит цель моего проекта написанная правильно будет звучать так: 1.Возрождение интереса к своему имени, роду, к своей родословной, к имени в истории. 2.Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка. При написании следующего проекта ошибки не допущу.
Ольга Анатольевна Купцова # 12 ноября 2014 в 23:55 +2
Какой большой и интересный материал вы подготовили! Работа проделана не маленькая,а главное она напоминает нам о ценности и значении нашего имени,что всё что нам даётся при рождении не просто так! Прекрасная работа! +1
Альмира Идрисовна Хамидулина # 13 ноября 2014 в 04:22 +1
Доброе утро, Галина Евгеньевна! Столько богатого , раззнообразного материала вы перелопатили! Спасибо Вам за приглашение!Важно, что в результате проекта появидись продукты- рисунки , исследования,и т.д! Согласна с коллегой, только цель в следующий раз сформулируйте по другому! Новых удач Вам и успехов в таком интересном деле! Голосую!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 13 ноября 2014 в 12:14 +1
Уважаемая Марина Викторовна,познавательный,развивающий проект у вас получился.Тема проекта очень актуальная,многообразная,развивает знания у детей,повышает мотивацию к учебной деятельности,каждый ребёнок через проект будет успешным через ваши игровые упражнения.Желаю Вам дальнейшего творчества,успехов.
Мария Чукмарёва # 15 ноября 2014 в 08:35 +1
С удовольствием беру ваш материал в закладки! Такая задумка провести подобный проект был у меня давно, но никак не хватало времени, а здесь уже готовый, содержательный, проработанный проект! Спасибо вам за вашу ценную и важную разработку! Видно, что вы приложили очень много времени и знаний для подготовки данного проекта! Удачи! +1
Ольга Анатольевна Сироткина # 22 сентября 2015 в 09:41 +1
Марина Викторовна, спасибо за полезную информацию. Труд огромный. Вы, молодец! Многое взяла на заметку для своей работы. Родители думаю очень довольны. Тема волнующая многих, действительно значение имени важно.Дальнейших успехов. Голосую!
Марина Викторовна Княжева # 25 сентября 2015 в 19:59 0
Ольга Анатольевна, спасибо, что заглянули и оценили.