Образовательный проект «Домашние животные» в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Автор: Жура Татьяна Андреасовна, воспитатель МКДОУ д/с №44 комбинированного вида «Мозаика», г. Новосибирск
Описание материала: предлагаю вам проект для детей подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Домашние животные». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Проект “Домашние животные?” был направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Аннотация к проекту:
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.
Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Цель проекта: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта:
1. Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
3. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь
4. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
5. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.
Вид проекта – информационно-практический
Время реализации проекта: 13.01.2014-1.02.2014г.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Звёздочки», родители воспитанников, воспитатели, учитель логопед.
Предполагаемый результат:
В результате проектной деятельности у детей:
- сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.
Этапы проекта.
Этап выбора темы.
После новогодних праздников, дети стали делиться своими впечатлениями о том, как провели выходные, какие подарки им подарил Дед Мороз. Ребята рассказывали о телефонах, планшетах, поездке в Таиланд, игрушках, а Серёжа вдруг сказал: « А мне подарили - собаку!». Дети заинтересовались, они стали расспрашивать Серёжу о собаке: как её зовут, какая она, умеет ли бегать, прыгать, играет ли он с ней? Ребята стали рассказывать о своих кошках, собаках и даже о козе, которая живёт у бабушке в деревне. Возникло обсуждение между детьми. В процессе обсуждения нам стало понятно, что дети уже знают о домашних животных и что ещё их интересует по этому вопросу. Отсюда возникла тема «Домашние животные»
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели « трёх вопросов».
Что мы знаем о домашних животных?
|
Что хотим узнать?
|
Где мы можем это узнать?
|
-Домашние животные живут в доме, сарае.
-Животных кормит хозяин и ухаживает за ними.
-Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей.
- Лошадь может перевозить грузы.
-Корова даёт молоко.
-С собакой, кошкой и даже коровой нужно разговаривать.
-
|
-Зачем лошади грива?
-Почему у кошках на лапках мягкие подушечки?
-Как появились животные?
-Для чего свинье пятачок?
-Почему свиньи всегда грязные?
- Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает?
- Почему у животных разные хвосты?
- Кто такой пастух?
|
- В садике, у воспитателя
- Из книг, мультфильмов.
-Спросить у мамы, у папы.
|
Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:
· Каких животных можно назвать домашними?
· Каких животных человек приучил первыми?
· Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)
· Чем питаются домашние животные?
· Как называют детёнышей домашних животных?
· Повадки, условия содержания домашних животных
· Как называются жилища домашних животных?
· Профессии людей, ухаживающие за домашними животными
· Какие экзотические животные стали домашними?
· .Как ухаживать за домашними животными?
· Какова роль домашних животных в жизни людей?
· Что мы можем дать домашним животным?
· В каких сказках говорится о домашних животных?
Этап сбора сведений.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д.
Источники информации:
Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы.
Художественная литература:
· Л. Толстой «Пожарные собаки»
· М. Кривич «Что за служба у собак»
· Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок.
· С. Михалков Три поросёнка
· С. Маршак Сказка о глупом мышонке
· С.Маршак Усатый – полосатый
· Братья Гримм Бременские музыканты
· Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
· Э.Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот
· Р.Киплинг Кошка, гулявшая сама по себе
· С.В. Михалков «Как старик корову продавал»
· К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
· А.Барто Котёнок
· И.Васильева «Ферма»
· Е.Благинина Корова
· Н.Костарёва «Щенок»
· В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»
· В.Сутеев «Кот рыболов»
· В.Сутеев « Три котёнка»
· Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.
Видеотека мультфильмов:
· «Кошкин дом»
· «Домашние животные и их дети»
· «Котёнок по имени Гав»
· «Просто так»
· «Твои первые животные»
· «Кот, который гулял сам по себе»
· «В стране домашних животных»
· « Волк и семеро козлят»
· «Волк и телёнок»
· «Доктор Айболит»
· «Кот в сапогах»
· «Хаврошечка»
· «Кот в сапогах»
· «Белка и Стрелка»
· «Альма и Мурка»
Аудиозаписи:
«Звуки природы», «Голоса животных»
Этап реализации проектов
Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.
Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Закрепить правила при обращении с домашними животными.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Рекомендуем посмотреть:
Практико-значимый проект в ДОУ
Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края
Проект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников