Конкурсы

Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края

Исследовательская деятельность для дошкольников

Описание и применение личного опыта в развитии дошкольников.

Исследовательский проект по теме «Природа  родного края».

Автор: Ящишина Елена Владимировна

Педагог дошкольного отделения «Гимназии №8» Иркутской области города Ангарска

Название проекта: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».

Участники  проекта: Ящишина Елена Владимировна (воспитатель дошкольного отделения), Изюмников Максим.

Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев.

Актуальность проекта: Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время обращают большое внимание. Проектирование становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко сокращается.

В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних условиях из кедрового  орешка  росток кедра», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.

Цель проекта: Создание условий для обогащения знаний об особенностях сибирского кедра, узнать какое место кедровая сосна занимает в жизни человека и в народной медицине, изучить особенности выращивания ростка кедра в домашних условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание любви и бережному обращению к живой природе.

Задачи проекта:

1. Обогащать и закреплять знания об особенностях сибирской кедровой сосны.

2. Выяснить, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

3. Выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в домашних условиях.

4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).

5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о кедре.

Результаты проекта:

1. Умение находить сведения совместно с родителями по данной теме (например, что росток кедра может вырасти в домашних условиях), это позволило узнать, как выращивают кедр в промышленной посадке, в питомнике. Консультацию провела агроном по лесоустроению  Лесного хозяйства по Иркутской области Викулова Галина Кимовна.

2. Огромное желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка росток кедра.

3. Использование различных источников информации, помогло узнать о тайнах кедра, как правильно вырастить росток кедра, обогатить связный рассказ ребёнка по теме проекта.

4. Тесное сотрудничество педагога и семьи значительно  помогло развитию творческой активности ребёнка.

5. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.  

ПРОЕКТ: «Как вырастить в домашних условиях  из кедрового  орешка росток кедра».

Руководитель проекта: Ящишина Елена Владимировна.

Участники проекта: дети, родители.

Возраст ребёнка, на которого  рассчитан проект: 6-й год жизни.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Образовательная область, в рамках  которой проводится работа по проекту: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Форма проведения: беседы, исследование, наблюдение, совместная и  самостоятельная деятельность ребёнка.

Продолжительность: долгосрочный, 5 месяцев.

Цель-результат: сообщение на тему: «Как вырастить в домашних условиях  из кедрового орешка росток кедра», фотопрезентация исследования.

Этапы проекта:

1 Этап.

Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проведение предварительной работы по теме «Как вырастить в домашних условиях росток кедра». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта:

- Что ещё интересного, нового, неизвестного ты бы мог рассказать о кедре?

Проблемы вопрос: как можно в домашних условиях  из кедрового орешка вырастить росток кедра?

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители, воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор источников информации.

2 этап.

Организация исследования в рамках проекта.

Деятельность по реализации проекта

✓ Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, использование интернет – ресурсов.

✓ Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».

✓ Экскурсии в хвойный лес на территории дворца культуры «Современник», и территории детского сада.

✓ Подбор и чтение легенд, историй и стихотворений  посвящённые  Сибирскому кедру.

✓ Изучение народных примет о тайнах кедра.

✓ Консультация специалиста лесного хозяйства по Иркутской области.

✓ Проведение исследования «как в домашних условиях можно из кедрового орешка вырастить росток кедра, чтоб собирать урожай прямо возле дома.

✓ Наблюдение за экспериментом.

✓ Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдений.

✓ Обобщение результатов эксперимента.

✓ Обсуждение и составление рассказа «Как вырастить из кедрового орешка росток кедра в домашних условиях».

✓ Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.

✓ Составление лозунгов о защите кедра  всеми участниками проекта.

Практическая  часть:

Эмпирическое исследование.

Направление - «Живая  природа».

Область знаний - «Биология».

Тема: «как в домашних условиях можно из кедрового орешка вырастить росток кедра».

Выполнили исследование: Изюмников Максим, Ящишина Елена Владимировна (воспитатель дошкольного отделения).

Гипотеза:  если дома создать условия  максимально приближенные к природным,  то наверняка  кедровый орешек может  дать пригодный  к жизни росток.

Условия выращивания кедра:

❖ крепкие тёмно-коричневые орешки;

❖ водный раствор марганцовокислого калия, для обработки  орешков  от  бактерий  и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;

❖ вода для поддержания  влаги, холодное место

❖ песок и земля, для посадки  в цветочный горшок

Проведение  исследования:

Для проведения опыта мы отобрали самые крепкие тёмно-коричневые орешки и промыли их в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий  со скорлупы орехов и грубой  тряпкой  удалили чёрную оболочку, затем замочили их  в тёплой воде.

  

Подготовленные семена намачивали несколько суток, меняя воду ежедневно. За этот период семена набухли.

Страницы: 1 2

Наталья Геннадьевна # 18 марта 2013 в 13:26 +1
Актуально, познавательно! Мне понравилось!!!Спасибо!
Наталия Арсентьевна Дробатун # 19 мая 2013 в 17:48 +1
Замечательный проект!!Молодцы!!
Олеся Александровна Степанюк # 20 мая 2013 в 18:16 +2
Какая вы молодец! Объем работы огромный. Представляю как всё это было интересно вашему помощнику. В ходе работы дети узнали много нового об этом растении. Думаю у многих из ваших воспитанников возрос интерес к исследовательской деятельности. Так держать!
Анна Иванова # 29 июля 2014 в 15:15 +1
замечательный проект, Елена Владимировна! Меня прельщают именно такие долгосрочные проекты. Имеется много времени в запасе для сбора информации по проекту. Такие проекты более основательные, что ли..серьезные.
Вы, в результате проекта, вырастили целое дерево. К тому же ваш юный помощник получил неоценимый опыт в области агронимии, экологии, почвоведения и пр.
Замечательный проект! Возьму к себе в закладочки и воспользуюсь обязательно!
Оксана Владимировна Морозова # 29 июня 2015 в 15:23 0
Очень понравилась идея. Мы в своём детском саду проводили исследовательский проект с продуктами питания. Дети узнали много о вредности для здоровья некоторых любимых продуктов.
Шумилова Светлана # 18 февраля 2017 в 17:21 0
Елена Владимировна, проект просто - чудо!Сам проект оформлен грамотно, структура выдержана. Читать одно удовольствие Представляю, какой интерес был у ребят: прорастет или не прорастет. Так они в лупу заглядывают! Проделана большая работа, но я думаю, что на этом Вы не остановитесь.
Нина Михайловна Малыхина # 8 сентября 2018 в 19:33 0
Очень интересный проект. Много полезной информации получили дети, да и, наверное, Вы сами пока готовили материал к нему.Ведь мы всегда учимся вместе с детьми. Возьму за основу идею проекта.