Исследовательская деятельность для дошкольников
Описание и применение личного опыта в развитии дошкольников.
Исследовательский проект по теме «Природа родного края».
Автор: Ящишина Елена Владимировна
Педагог дошкольного отделения «Гимназии №8» Иркутской области города Ангарска
Название проекта: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».
Участники проекта: Ящишина Елена Владимировна (воспитатель дошкольного отделения), Изюмников Максим.
Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев.
Актуальность проекта: Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время обращают большое внимание. Проектирование становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко сокращается.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.
Цель проекта: Создание условий для обогащения знаний об особенностях сибирского кедра, узнать какое место кедровая сосна занимает в жизни человека и в народной медицине, изучить особенности выращивания ростка кедра в домашних условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание любви и бережному обращению к живой природе.
Задачи проекта:
1. Обогащать и закреплять знания об особенностях сибирской кедровой сосны.
2. Выяснить, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.
3. Выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в домашних условиях.
4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о кедре.
Результаты проекта:
1. Умение находить сведения совместно с родителями по данной теме (например, что росток кедра может вырасти в домашних условиях), это позволило узнать, как выращивают кедр в промышленной посадке, в питомнике. Консультацию провела агроном по лесоустроению Лесного хозяйства по Иркутской области Викулова Галина Кимовна.
2. Огромное желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка росток кедра.
3. Использование различных источников информации, помогло узнать о тайнах кедра, как правильно вырастить росток кедра, обогатить связный рассказ ребёнка по теме проекта.
4. Тесное сотрудничество педагога и семьи значительно помогло развитию творческой активности ребёнка.
5. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.
ПРОЕКТ: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».
Руководитель проекта: Ящишина Елена Владимировна.
Участники проекта: дети, родители.
Возраст ребёнка, на которого рассчитан проект: 6-й год жизни.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Форма проведения: беседы, исследование, наблюдение, совместная и самостоятельная деятельность ребёнка.
Продолжительность: долгосрочный, 5 месяцев.
Цель-результат: сообщение на тему: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра», фотопрезентация исследования.
Этапы проекта:
1 Этап.
Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Проведение предварительной работы по теме «Как вырастить в домашних условиях росток кедра». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.
Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта:
- Что ещё интересного, нового, неизвестного ты бы мог рассказать о кедре?
Проблемы вопрос: как можно в домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра?
Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители, воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор источников информации.
2 этап.
Организация исследования в рамках проекта.
Деятельность по реализации проекта
✓ Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, использование интернет – ресурсов.
✓ Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр – богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».
✓ Экскурсии в хвойный лес на территории дворца культуры «Современник», и территории детского сада.
✓ Подбор и чтение легенд, историй и стихотворений посвящённые Сибирскому кедру.
✓ Изучение народных примет о тайнах кедра.
✓ Консультация специалиста лесного хозяйства по Иркутской области.
✓ Проведение исследования «как в домашних условиях можно из кедрового орешка вырастить росток кедра, чтоб собирать урожай прямо возле дома.
✓ Наблюдение за экспериментом.
✓ Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдений.
✓ Обобщение результатов эксперимента.
✓ Обсуждение и составление рассказа «Как вырастить из кедрового орешка росток кедра в домашних условиях».
✓ Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.
✓ Составление лозунгов о защите кедра всеми участниками проекта.
Практическая часть:
Эмпирическое исследование.
Направление - «Живая природа».
Область знаний - «Биология».
Тема: «как в домашних условиях можно из кедрового орешка вырастить росток кедра».
Выполнили исследование: Изюмников Максим, Ящишина Елена Владимировна (воспитатель дошкольного отделения).
Гипотеза: если дома создать условия максимально приближенные к природным, то наверняка кедровый орешек может дать пригодный к жизни росток.
Условия выращивания кедра:
❖ крепкие тёмно-коричневые орешки;
❖ водный раствор марганцовокислого калия, для обработки орешков от бактерий и грубая ткань, для удаления чёрного налёта;
❖ вода для поддержания влаги, холодное место
❖ песок и земля, для посадки в цветочный горшок
Проведение исследования:
Для проведения опыта мы отобрали самые крепкие тёмно-коричневые орешки и промыли их в водном растворе марганцовокислого калия, для удаления бактерий со скорлупы орехов и грубой тряпкой удалили чёрную оболочку, затем замочили их в тёплой воде.
Подготовленные семена намачивали несколько суток, меняя воду ежедневно. За этот период семена набухли.