Проект “Моя родина - Россия” “Народные костюмы”
Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ №12 «Березка», город Киржач, Владимирской области.
Описание материала: Данный материал может быть полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп и всем неравнодушным к собственной истории людям для возрождения культурных традиций русского народа. Предлагаю вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей и итоговый сценарий весенней ярмарки «Праздник русской рубахи».
Задачи:
Заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.
Раскрыть заложенный в ребенке потенциал через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды.
Познакомить с представителями разных народов нашей страны: жителями Крайнего Севера, народами европейской части России, Сибири и Алтая, юга России.
Рассказать о том, какой образ жизни они ведут, чем занимаются, во что одеваются.
Научить устанавливать зависимость одежды (костюма) разных народов России от природных условий их проживания.
Цель: Пробудить в детях чувство любви к своей Родине, через:
Создание книги “Русский национальный костюм”.
Смену экспозиции в музее, тема: “Народные костюмы”.
Организацию совместных с родителями посиделок “Уж я куколку свою обряжу” (изготовление тряпичных кукол и костюмов для них).
Подготовку номера к праздничному утреннику, посвящённому 8
марта с готовыми куколками.
Организацию весенней игровой ярмарки « Праздник русской рубахи».
Актуальность:
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный (январь, февраль, март, апрель).
Тип проекта: Творческий.
Участники: Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Возраст: Старшая группа.
Итоговое мероприятие:
Развлечение: “Праздник русской рубахи”.
Результативность: 90 % родителей приняли активнейшее участие в проекте (участие в сборе информации и книг, в создании рисунков, атрибутов и костюмов к мероприятиям, участие в совместных посиделках и создание прекрасных народных костюмов для кукол).
Дети познакомились с представителями разных народов не только нашей страны, но и зарубежья.
Познакомились с историей русского народного костюма и его элементами, предметами крестьянского быта.
Дети обратили внимание на изделия женских ремёсел.
У детей сформировались уважение и бережное отношение к народному костюму и предметам старины.
Дети научились рисовать народные костюмы.
В музее сменилась экспозиция: «Народные костюмы».
Была создана книга с рисунками детей.
Организованы посиделки «Уж я куколку свою обряжу».
Был подготовлен танец «Куколка моя».
Организована ярмарка – развлечение « Праздник русской рубахи».
Организована персональная выставка юного художника – модельера «Коллекция модной одежды «Весна»». Ренаты Н.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап:
Создание проблемной ситуации: в группу были внесены картонные куколки Алёнка и Иванушка и коробка с их костюмами. Дети заинтересовываются и начинают задавать вопросы.
Воспитатель записывает вопросы, обсуждает с детьми, дети решают ,кто и что может узнать вместе с родителями. Распределяются темы для сбора информации, планируется образовательная деятельность и развлечения по заданной теме.
Деятельный этап:
Организовывается работа по сбору иллюстративного материала.
С помощью детей и родителей меняем экспозицию в музее.
Образовательная деятельность проводится в соответствии с темой проекта.
Обсуждаем с родителями и детьми тему посиделок, возможности реализации идеи пошива кукол и костюмов.
Проводятся сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Древнерусский город».
Для развития внимания, памяти детей используются дидактические игры.
Завершающий этап:
Создаём книгу с рисунками детей «Русский народный костюм».
Меняем экспозицию в музее.
Организовываем посиделки «Уж я куколку свою обряжу».
Подготавливаем танец с готовыми куколками «Куколка моя».
Организовываем ярмарку – развлечение «Праздник русской рубахи».
Организовываем персональную выставку юного художника – модельера Ренаты Н. «Коллекция модной одежды «Весна»».
Представляю вашему вниманию сценарий весенней ярмарки – развлечения «Праздник русской рубахи»
«Праздник русской рубахи» Весеннее развлечение для старшей группы
Дети гурьбой входят в зал с музыкальными и шумовыми инструментами, одетые в русские народные костюмы. Поют на мелодию любой русской народной песни, приплясывают на месте, играют на музыкальных и шумовых инструментах.
Пришла матушка – Весна – отворяйте ворота.
Вот и первым март пришел, всех друзей с собой привел.
А за ним и апрель растворил пошире дверь.
А теперь пришел и май - сколько хочешь ты гуляй!
Ведущая – Здравствуйте родители дорогие.
Здравствуйте, здравствуйте гости!
Собрались мы весну встречать, закликать.
А знает ли вы, ребята, пословицы, да заклички о весне?
1. Весна красна цветами, а осень – снопами.
2. Весна днем красна, да и то не сполна.
3. Матушка Весна – всем красна.
4. Весенний день – что ласковое слово.
5. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
С моря-океана,
1 ребенок
С острова Буяна,
Весна-красна идет.
Теплое лето несет.
А в лесах – то шумит,
В кустах трещит,
Бренчит роса в траве,
Звенит вода в роднике.
Хлещет солнечным лучом.
Что ременным бичом.
А в саду все цветет.
Соловей поет.
Птички – ласточки,
2 ребенок
Прилетайте к нам.
Весну ясную
Весну красную
Принесите нам.
Солнышко – колоколнышко,
3 ребенок
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать.
Ведущая – А и правда, ребята, ведь пора и весну позвать.
Исполняется «Весна – весеница» Русская народная закличка
Весна – весеница,
Красная девица,
Ты к нам приди.
Ты к нам приди.
Входит Весна.
Дети - Ой, Весна, ты, Весна,
Что ты нам принесла?
Ой, люли – люли
Что ты нам принесла?
Весна – Молодым, молодушкам
По шалевому платку.
Ой, люли- люли.
По шалевому платку.
Дети - Ой, Весна, ты, Весна,
Что ты нам принесла?
Ой, люли – люли
Что ты нам принесла?
Весна - А малым ребятам –
По красному яйцу.
Ой, люли- люли,
По красному яйцу.
Дети – Ой, весна, ты, весна,
Что ты нам принесла?
Ой, люли – люли
Что ты нам принесла?
Весна – А красным девушкам
По золотому кольцу.
Ой, люли – люли,
По золотому кольцу.
Дети – Ой, весна, ты, весна,
Что ты нам принесла?
Ой, люли – люли,
Что ты нам принесла?
Весна – Солнышко теплое,
Песенку звонкую.
Ведущая – Чирикают воробушки и скачут по кустам.
И возвратились скворушки к своим родным местам.
Звенят в траве кузнечики, очнувшись ото сна.
Раскрылись почки-свечечки. Идет – поет Весна!
Исполняется песня
«Идет – поет Весна!»
Музыка и слова Т. Прописнова
Весна – Как хорошо у вас, друзья!
Так с вами рада быть здесь я!
А я еще много сказок знаю! Хотите одну из них вам расскажу?
Звучит народная музыка, на середину выдвигается стол, у стола скамейка. Под стол прячется домовенок Кузя. Маменька садится за стол, на скамейке спит Ванюша.
Весна – На пригорке стояла деревня. Жили там одна семья – Ванюша да маменька.
Маменька встает, будит сына.
Маменька – Ванюшенька, сынок, просыпайся! Ведь уж день на дворе!
Ваня – Мамань, я еще полежу, подремлю.
Весна – Ребята, давайте вместе Ванюшку будить!
Дети будят Ваню.- Ванюша, вставай. Ванюша, вставай.
Ваня тянется, зевает.
Весна – Вот как смогли разбудить Ванюшку, хоть он большой лежебока!
Мама – Ваня, вот и каша поспела, поскорей просыпайся.
Ваня – Где моя большая ложка?
Мама – Так вот же она, на столе! Ты пока ешь, а я по воду схожу.
Мама уходит. Ваня садится за стол и начинает есть кашу.
Ваня – Хороша каша, рассыпчата да масляна!
Из-под стола раздается голос: «Дай кашки! Ну, что ты жадничаешь, дай!»
Ваня оглядывается и никого не видит.
Ваня – Кто это там?
Кузя – (из-под стола). Это я, домовенок Кузя. Дай, пожалуйста, кашки, так вкусно пахнет!
Кузя вылезает из-под стола и встает.
Ваня – (загораживает миску) Мне самому мало!
Кузя – Если дашь, я тебе секрет расскажу.
Ваня – Какой?
Кузя – Расскажу тебе, где можно будет летом много грибов да ягод набрать! Вот!
Ваня – А зачем мне твой секрет? Маманя и без тебя знает, где набрать.
Кузя – Ну, не хочешь про грибы, тогда покажу, где самые вкусные да крупные овощи будут расти.
Ваня – И это мне не интересно, я и так знаю. На нашем огороде осенью.
Кузя – (расстроено). Эх, чем же тебя удивить! (думает, чешет рукой затылок). А хочешь, я тебя на ярмарку провожу! Эх, ярмарка! Весенняя ярмарка!
Ваня – Это можно! (подвигает миску с кашей Кузе) Так и быть, садись, поешь, да на ярмарку пойдем.
Кузя садится за стол, ест кашу, прихваливает.
Кузя – Ну и кашка! Просто смак! Из тарелочки лаковой, да ложечкой хохломской. Ох, и вкусно! Наелся! Теперь пойдем на ярмарку!
Кузя и Ваня уходят за занавес, стол и скамейка убираются.
Ведущая – Так уж повелось на Руси, что два раза в год, весной и осенью, бывают праздничные ярмарки: весенняя и осенняя.
Звучит веселая музыка, выбегают два скомороха.
1 скоморох – Внимание! Внимание! Ярмарка открывается
Приходите, приезжайте, все, что надо покупайте!
2 скоморох – Эй, прохожие! Сюда! Сюда! Все приглашаются!
Весенняя праздничная ярмарка открывается!
Ведущая – Затевай честной народ
Развеселый хоровод.
Исполняется хоровод
«Земелюшка-чернозем»
Дети встают полукругом.
1 ребенок – Всех гостей сегодня вместе мы не зря собрали,
Танцы, песни, прибаутки снова в этом зале!
2 ребенок – Добро пожаловать, друзья, к нам на ярмарку сюда!
Здесь продаются смех и шутки, небылицы, прибаутки,
Танцы, игры, песни, чтоб было интересней!
В середине двое детей делают воротца. Через них проходят дети-продавцы и встают на свои рабочие места. Проходят остальные дети, как бы гуляя по ярмарке. Садятся на места. Выходят под веселую музыку Кузя и Ваня с корзинкой.
Кузя – Ну, что, Иванушка, не желаешь ли пройтись по веселой ярмарке, людей посмотреть, себя показать!
Под музыку Кузя и Ваня идут мимо ребят-продавцов, рассматривают товары. Ваня в корзинку покупает курочку, уточку, барашка и корову, как бы торгуясь с продавцами, но музыка звучит громко и этого не слышно. Пройдя по всей ярмарке, Ваня и Кузя останавливаются в центре зала, музыка затихает, и продавцы начинают расхваливать товары.
1. Здесь на ярмарке игрушки, конфеты и погремушки!
Есть красивые флажки, расписные сундучки.
2. Загляните к нам в палатку. Вот конфеты, шоколадки,
Булочки да калачи, все румяны, горячи!
3. А вот орешки! Хороши орешки!
Вкусные, на меду, давай в шапку накладу!
4. А вот кукла Малаша!
Неслыханное чудо, невиданное диво!
5. Ай да квас! С медком, с ледком!
И густой и забористый!
6. Ну и смех! Ну и смех! Продается сладкий смех!
Смех пломбир и смех - брюле, слаще нету на земле.
Хватит ли стаканчиков для девочек и мальчиков?
7. Иголки не ломки, нитки, тесемки, румяна, помада!
Кому что надо? Булавки, иголки, стальные приколки,
За один пучок плати пятачок!
8. Матрешки, платочки, веночки, цветочки,
Брошки, сережки, да деревянные ложки!
Вот деревянные ложки, кому ложки?
Ложки деревянные, золоченые,
Узоры на них крученые!
Подбегают дети.
Девочка – Продай нам ложки, а мы тебе за это на них сыграем! Иванушку повеселим!
Дети берут ложки, а Иванушка корзинку и встают на песню. Дети-продавцы и скоморохи садятся на свои места.
Дети – Где был Иванушка?
Ваня – На ярмарке!
Дети – На ярмарке?
Исполняется инсценировка песни
«Где был, Иванушка»
Русская народная песня в обработке М. Иорданского
Ведущая – Сколько ты Иванушка накупил товаров.
И какую красивую рубашку!
Ваня – Вот она под вашим взором.
Вся покрыта узором.
Не кафтан и не папаха,
А простая русская рубаха.
Да еще и пояс.
Ведущая – А знаете ли вы, что раньше на Руси ходить не подпоясанным считалось позором. Предлагаю вам поиграть.
Проводится игра «Подвяжи пояс»
Дети по команде разбегаются по залу, собирают пояса, быстро завязывают их поверх рубашек и встают в две команды – по цвету пояса.
Ведущая – Рубахи носили все: и мужчины, и женщины. Сначала рубахи шились широкими, длинными. Вот посмотрите (одеть взрослую рубаху). С рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно, отсюда и выражение
«работать спустя рукава» – т. е. плохо, кое-как. А человека несуразно одетого на Руси называли пугалом огородным.
Проводится игра «Пугало»
По разным сторонам встают два «пугала». Одеты в отрепья, на головах шапки. Перед ними корзины с «картошкой» (мячи маленького размера). Задача «пугала» - мешать детям брать «картошку» из корзинок.
Дети: В поле пугало стоит и на нас оно глядит. Не боимся мы его.
Дети пытаются вытащить «картошку» из корзинок и переложить в ведро. Тот, кого коснется «пугало», выбывает из игры.
Ведущая – Поверх рубахи или сорочки девушки одевали сарафаны – длинную одежду без рукавов. Весна, зови своих красавиц.
Выходят девочки в русских сарафанах и встают в полукруг.
Ваня – Да, красиво.
(замечает на прилавке игрушки)
Ой, игрушки, да какие нарядные. Эту я покупаю. Кто продавец?
Выбегают девочки, расхватывают куколок встают на танец.
Исполняется танец
«Куколка моя»
Музыка и движения З. Я. Роот
Ведущая – Каждый знает, что портной – это (ответы детей). Это человек, который шьет одежду. А вот почему его так называли? А потому, что в Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Один из первых московских князей Иван Калита так написал в завещании сыну: «А из порт моих сыну моему Семену: кожух червленый жемчужный, шапка золотая…»
Это была та самая шапка, о которой потом скажут: «Тяжела ты, шапка Мономаха». А портные, в зависимости от того, что они шили, называли шубниками, кафтанниками, рукавичниками…Но прежде чем сшить рубаху, необходимо сначала соткать ткань из пряжи. Это делали пряхи. Они наматывали нить на веретено.
Ребенок – Без веретена - не пряха,
Без иглы – не портной.
У ленивой прялки нет про себя и рубахи!
Чтоб рубаху нам соткать,
Надо пряжу намотать.
Ведущая – Предлагаю поиграть в игру «Веретено»
Проводится игра «Веретено»
Взрослый встает на конец веревки, другой взрослый берется за ее конец. И бегая вокруг первого взрослого, наматывает на него веревку(веретено). Наматывая, то поднимает ее вверх, то опускает. Игроки в это время перепрыгивают, перешагивают, подлезают под веревку. Кто ошибся, тот выходит из игры. Затем веревка разматывается. В какой команде останется больше игроков, та побеждает.
Ведущая - Ох, сколько ниток намотали, сколько холста наткали.
Ребенок - Пусть не будет в доме скучно,
Мы умельцы на все руки.
А ну, народ, скорей вставай,
К нам на русский разгуляй.
Исполняется русская народная песня
«Во саду ли в огороде»
Ведущая – А еще я предлагаю поиграть в игру «Тяни холсты»
Проводится игра «Тяни холсты»
Середина холста отмечена яркой бумагой. Дети тянут так, чтобы середина холста оказалась на их половине. Эта игра очень похожа на перетягивание каната, только вместо каната – полотно ткани с пришитой посередине полоской бумаги или яркой лентой. Дети встают по трое с каждой стороны.
Дети сопровождают игру стихом:
Тяни холсты, потягивай!
В коробочку поскладывай.
Тяни холсты, тяни холсты,
На рубашечку, на столешницу!
Тяни холсты, потягивай.
Да поперек подкладывай!
Это маме холст, это тете холст.
А Танечкин холст с мышиный хвост!
Тяни холсты на покроичку!
Тяни холсты на рубашечку!
Ведущая – Дети, как же нам было весело! Вы доказали, что не перевелись еще на Руси крепкие телом и духом люди, и узнали много нового про простую рубаху!
Команды награждается национальным русским угощением – баранками и приглашаются все на чай.Используемая литература:
Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет. Разработки занятий. Составитель Р. А. Жукова.
Литературно-музыкальный альманах. №3, 1999г. «Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах.
Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ методическое пособие.
А. Е. Писарева, В. В. Уткина.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе «Отчего идет дождь»
Проект в детском саду «Эти разные мячи»
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Информационно- исследовательский проект в подготовительной группе
Похожие статьи:
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края
Практико-значимый проект в ДОУ
Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»
Проект в детском саду по теме: Что я знаю о себе