Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие по окружающему миру "Лекарственные растения". Старшая группа

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе "Лекарственные растения – зеленая аптека для человека"
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей по лексической теме «Лекарственные растения», упражнять в согласовании слов-предметов со словами-определениями, упражнять в составлении предложений на заданную тему.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
3. Экологическая игра «Узнай целебную траву». Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.
Предварительная работа: дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».
Материал к занятию: предварительно подготовленные лекарственные травы.
Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».
Содержание
Логопед предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня. (Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красной одёжке. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)

Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Но сначала мы сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло, (Закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки, (Вправо, влево)
Легких - две штучки, (Вверх)
Тяжелых - три штучки. (Вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало, (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Широко открыть глаза)

Логопед: Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края).

Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Логопед предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.

Физминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

Дидактическая игра «Зеленая аптека»
Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.
2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца.
3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары их лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.
Логопед угощает детей витаминным чаем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Экология в творчестве Бианки» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «Моя малая Родина» Конспект занятия "Наблюдения за облаками" в старшей группе
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика дома
Опубликовано: 126 дней назад (20 мая 2021)
Просмотров: 248
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!