Конспект занятия в старшей группе. Мой город Ярославль
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет с презентацией
Цель: формирование представления о городе Ярославле, его достопримечательностях. Задачи:
1. Обучающие:
1) Расширять и углублять знания об истории возникновения города Ярославля.
2) Знакомить детей о прошлом и настоящем родного города, символике, о людях.
3) Совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением.
2. Развивающие:
1) Развивать внимание, память, мышление, связную речь, кругозор.
2) Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения.
3) Поддерживать детскую инициативу.
3. Воспитательные:
1) Воспитывать патриотические чувства к малой Родине, бережное отношение к строениям и памятникам. Предварительная работа:
1) Рассматривание иллюстраций, открыток с видами города Ярославля.
2) Рассказы об историческом прошлом города, его достопримечательностях.
3) Слушание песен о родном городе, чтение стихотворений.
Ход ООД
Дети входят в зал, здороваются, встают полукругом. Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои-
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг. Воспитатель: Ребята, послушайте песню В. Матусовского «С чего начинается Родина». (Звучит песня) Воспитатель: Ребята, о чем эта песня? Дети: Эта песня о Родине. Воспитатель: Что мы называем Родиной? Дети: Родина – это страна, где мы живем, город в котором родились и живем. Воспитатель: Как называется наша страна? Дети: Наша страна называется Россия. Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм про наш замечательный город. (мультфильм из серии «Гора самоцветов» Ярославль) Воспитатель: Ярославль — это малая часть нашей большой Родины. Нам, ярославцам, дорог каждый уголок нашего города. Воспитатель: Кому обязан Ярославль своим рождением? Дети: Князю Ярославу Мудрому. (Слайд «Памятник Ярославу Мудрому) Воспитатель: Ребята, расскажите, что произошло на берегу реки Волги 1000 лет назад. (один из детей по желанию рассказывает легенду о зарождении города Ярославля) Воспитатель: Про Ярославль говорят так: «Город древний и вечно молодой». Почему так говорят? Педагог обобщает ответы детей: У нашего города тысячелетняя история, и в тоже время с каждым годом он становится краше: строятся новые дома, детские сады, школы, парки и скверы. Воспитатель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию по нашему городу? Дети: Да. (Садятся на стулья) Воспитатель: Откуда начнется наша экскурсия узнаете, если отгадаете загадку:
Шумят повсюду поезда,
И едут люди- кто куда,
Со всех сторон, со всех концов
Кто ждет прибытия поездов?
Того мы приглашаем в зал,
Что называется …(вокзал) (Слайд здание вокзала Ярославль-Главный) Воспитатель: От привокзальной площади идет центральная улица – улицы Свободы (слайд улица Свободы). На ней находится известное вам здание. Это цирк. (слайд «Цирк») Воспитатель: Экскурсовод (ребенок) сообщит нам интересные сведения о Ярославском цирк.
Ребенок: Первое здание цирка было деревянное. Во время войны оно было разрушено. Здание цирка, которое мы видим сейчас было построено в середине 20 века. К юбилею города оно было отремонтировано. Воспитатель: Ребята, кто из вас был в цирке? Ответы детей. Воспитатель: За что вы любите цирк? Ответы детей. Воспитатель: Мы идем дальше по улице Свободы и видим красивое современное здание, которое любят посещать маленькие ярославцы. (слайд «Театр юного зрителя»). Вы узнали? Дети: Да, это театр юного зрителя и кукольный театр. Воспитатель: Кто был в театре и какой спектакль вы смотрели? Ответы детей. Воспитатель: Наша экскурсия продолжается, и вот мы уже на знаменитой площади Ярославля. На этой площади театр. (слайд «Театр им. Ф. Г. Волкова»). О театре нам расскажет (Ребенок).
Ребенок: Ярославль- родина первого русского театра. Его основал Федор Григорьевич Волков. Теперь театр носит его имя. Площадь, на которой стоит театр также носит имя Федора Волкова.
Ярославль спортивный.
Воспитатель показывает детям слайд и фотографией прохождения эстафеты олимпийского огня в Ярославле. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста о каком событии в нашем городе рассказывают эти фотографии? Дети: Эти фотографии рассказывают о прохождении олимпийского огня через наш город. Воспитатель: Ярославцы любят заниматься спортом. Среди них есть известные спортивные команды: «Шинник», «Локомотив». Наши земляки Павел Кротов и Илья Буров вошли в сборную команду олимпийских игр в Сочи по лыжной акробатике.
А вы любите заниматься спортом? Какими видами спорта вы занимаетесь?
Дети рассказывают о своих спортивных достижениях.
Проводится игра «Море волнуется…»
В процессе игры педагог просит детей изобразить спортсменов: лыжник, фигурист, хоккеист, конькобежец. Воспитатель: Отправляемся дальше и попадаем на любимое место отдыха жителей нашего города – Волжская набережная. (слайд «Волжская Набережная») Воспитатель: Отсюда открывается великолепный вид на реку Волгу. (слайд) Воспитатель: Экскурсовод…(ребенок) поделится своими знаниями.
Ребенок: Вся история нашего города связана с этой рекой. На ее берегу начал строиться Ярославль. По Волге прибывали в город гости. Летом можно увидеть на речном вокзале туристические теплоходы. Воспитатель: Особо чтят ярославцы военные подвиги своих земляков. Помнят они и тех, кто сражался на фронтах ВОВ. (слайд «Памятник боевым и трудовым подвигам ярославцев в годы ВОВ»).
Художественное слово.
Ребенок: Вечный огонь. Это место святое.
Здесь помолчать полагается стоя.
Венки возлагают в особые даты… Воспитатель: Ярославцы любят свой город и гордятся его историей и людьми, которые прославили его. (Слайды)
1) Н. А. Некрасов – поэт. На набережной поставлен памятник поэту.
2) В. В. Терешкова – летчик-космонавт. Ее именем назван планетарий.
3) Ф. Г. Волков – основатель первого русского театра. Воспитатель: Наш народ никогда не забывает русские народные традиции, праздники, игры. Одним из таких праздников является «Масленица». Ярославль стал главным городом этого праздника. Отмечается он шумно и весело. (слайд «Главная Масленица страны). Воспитатель: Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». После игры дети садятся на стулья. Воспитатель: Ребята, скажите, как называется район, в котором находится наш детский сад, и мы с вами живем? Дети: Наш район называется Заволжский. Воспитатель: Как нам из центра города доехать до нашего района? Дети: По мосту через реку Волгу. Воспитатель: Как называется новый мост, который построили ко дню рождения Ярославля? Дети: Мост называется «Юбилейный». (слайд «Мост Юбилейный») Воспитатель: Итак, по новому мосту мы попадаем в Заволжский район. Он славится широкими улицами, новостройками и, конечно, чистым воздухом.
Хорошо ли вы знаете дома, здания в нашем районе мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Угадай какое это здание». (слайды с изображением зоопарка, детского сада, ледового комплекса) Воспитатель: Поэты и композиторы посвятили Ярославлю свои произведения: стихи и песни.
Дети читают стихи об Ярославле. Воспитатель: Наша экскурсия подходит к концу. Какие добрые слова вы скажете о нашей малой Родине – Ярославле, что пожелаете городу и его жителям?
Дети берут цветок и с добрыми пожеланиями ставят в вазу. Воспитатель: Вот какой красивый букет мы подарим нашему Ярославлю. Ребята, что увозят с собой на память гости города? Дети: Сувениры, подарки. Воспитатель: О нашей экскурсии я тоже хочу вам подарить небольшой сувенир.
Презентация на тему: Путешествие по родному городу. Ярославль