Конспекты занятий по математике в старшей группе

Занятия по математике для старших дошкольников в детском саду

Материал, содержащийся в данном разделе, представляет собой опыт работы педагога с детьми шестого года жизни.

Конспекты занятий ориентированы на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на занятиях уделяется поиску самостоятельных путей для решения поставленных задач.

Конспекты занятий с детьми шестого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только обучению дошкольников, но и совершенствованию их познавательной деятельности, общему умственному развитию.

Главными задачами в развитии математических способностей ребенка следует считать:

• активизацию мыслительных процессов;

• стимулирование активных познавательных интересов;

• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

• совершенствование речевых умений.

Пособие содержит немало примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультфильмов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — частые гости занятий. Их использование вызывает интерес к процессу познания математики.

Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.

Занятия желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сможет осуществлять индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития. Для детей, имеющих более высокий уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) увеличится. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст меньшую нагрузку.

Организация занятий предполагает различные варианты объединения детей. В зависимости от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания.

Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и первая неделя января.

Для закрепления математических знаний и умений не следует ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.

Если программная задача сложна для усвоения детьми, нужно организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.

Не все задачи математического раздела программы можно решить на занятиях. Некоторые из них лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр или на прогулках.

Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать педагогам полностью. Вы можете брать или не брать конкретную игру, можете добавлять или убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на своих детей, на их способности. Что можно провести с одной аудиторией, то невозможно с другой.

Надеюсь, что данное пособие поможет вам в работе по формированию у детей математических способностей.

Задачи математического развития детей шестого года жизни

Свойства

1. Сформировать представления:

• о длине предмета;

• ширине предмета;

• высоте предмета;

• геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;

• геометрических телах: шар, куб, цилиндр.

2. Дать представление:

• о весе предмета;

• об объеме, глубине;

• о вершинах, углах, сторонах геометрических фигур;

• о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

3. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.

Отношения

1. Учить:

• упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;

• видеть отношения между числами;

• определять свое местонахождение среди объектов окружения;

• ориентироваться в пространстве.

2. Сформировать представление:

• об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;

• о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве.

3. Закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя, месяц.

Числа и цифры

1. Закрепить:

• количественный счет предметов в пределах первого десятка;

• порядковый счет предметов в пределах первого десятка;

• знание цифр от 0 до 9;

• знания о составе числа из единиц;

• знания о монетах.

2. Дать представление о числе как результате измерения длины, веса, времени.

3. Учить устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно).

Сохранение количества, величины

Дать представление:

• о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;

• о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания;

• о неизменности веса в результате осуществленного действия перекладывания;

• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения объема;

• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения количества.

Последовательность действий

Учить:

• выполнять действия с ориентировкой на символ (стрела, стрелки);

• обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.

Речевые умения

Учить:

• использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все и др.;

• называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная и др.);

• отражать в речи основания группировки и классификации;

• самостоятельно высказываться о количестве, способах и результатах действий;

• объяснять последовательность и этапность выполнения.

В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических способностей у детей старшей группы, которые включают в себя игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.

Материал, содержащийся в разделе, ориентирован на стандартное дошкольное образование и может быть применен в детских садах, работающих по различным программам.

Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений и родителям.

Конспект ООД «Математическое соревнование» для детей старшей группы ДОУЦель: Создать эмоционально положительный настрой детей на интеллектуальную деятельность, условия для развития логического мышления, развивать смекалку, воображение, внимание. Задачи: Образовательные: Закреплять умение детей раскладывать предметы от самого длинного до самого короткого, группировать геометрические фигуры по определенным признакам: цвет, форма, величина, закреплять представления детей о геометрических фигур...

Конспект ООД по ФЭМП "Путешествие в космос". Старшая группаОбучающие задачи: - Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. - Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. - Закрепить...

Конспект по ФЭМП в старшей группе

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа "На выручку жителям Хохотании"Описание: конспект занятия подготовлен для детей старшей группы. Будет интересен педагогам данной возрастной категории. Группа: старшая. Тема: "На выручку жителям Хохотании". Цель: формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. Задачи: 1. Закреплять представления о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10 2. Учить делить на 2 и 4 части, употреблять выражения «поровну», «ра...

Конспект НОД по математике в старшей группе "Путешествие по сказке «Красная Шапочка»"Цель:повышать интерес детей к образовательной деятельности через путешествия по знакомым сказкам. Задачи: 1. Закреплять знание счета в пределах 10; знание цифр от 0 до 10 и умение работать с ними. 2. Совершенствовать представления детей о расположении чисел в числовом ряду. 3. Продолжать учить детей сравнивать числа первого десятка, используя знаки «<», «>», «=». 4. Способствовать освоению действия м...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 летАвтор: Таразанова Елена Борисовна Место работы: МАОУ СОШ № 16 г.Томск, Структурное подразделение «Наша гавань» Должность: педагог дополнительного образования Тема: «Праздничная гирлянда» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Виды деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская. Це...

Конспект тематического занятия по математике в старшей группе

Конспект занятия по математике в детском саду в старшей группе на зимнюю тему Автор: Рочева Ольга Ивановна, ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова" г. Сыктывкара Описание: Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимушка-зима". В нем использованы разнообразные методы и приемы стимулирования детей к выполнению разных видов заданий, активизации детей в процессе выполнения деятельности. Цель. Закрепить представления детей о ци...

Конспект НОД «Развитие элементов логического мышления» в старшей группе

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Развитие элементов логического мышления» в старшей группеОписание работы: данный конспект представлен для воспитателей, а также может быть интересен родителям и другим людям, занимающимся обучением и развитием детей. В данном материале можно найти задания и игры на развитие у детей мышления, умения классифицировать, устанавливать сериационный ряд по убыванию какого- либо признака, находить закономерности. Образовательная область: «Познава...

Конспект занятия по математике с детьми старшей группы "Путешествие в математическую страну"Задачи: 1. Закрепить умение различать понятия длинный – короткий. 2. Развитие мелкой моторики и координации движений руки. 3. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине). 5. Закрепить знания о последовател...

Цель: закрепить знания детей по математическому развитию, развивать умения работать сообща при решении поставленных задач. Задачи: - закреплять счет в пределах 10; - развивать логику; - развивать умение работать сообща для решения поставленных задач; - закреплять умение работать с расчлененными фигурами; - развивать анализ и синтез; - развивать умение решать арифметические задачи. Пособия: Игрушка-мяч, распечатки с шифром, распечатки с пособиями по Заку «сочетание одного хода гусеницы...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Число и цифра восемь"Программное содержание: познакомить детей с образованием числа 8 и цифрой 8. Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7. Закрепить пространственные представления: слева, справа, за, перед, между. Развивать логическое мышление, моторику рук. Воспитывать выдержку, умение выслушивать...

Конспект игры–занятия по математике в старшей группе «Веселые кладоискатели»Автор: Павленко Татьяна Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 128», г.Рязань. Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в старшей и подготовительной группе. Цель: Создание условий для закрепления математических знаний. Задачи: - Уточнить знания о геометрических фигурах; Продолжить формировать умение находить значение выражений; - Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, п...

Конспект формирования элементарных математических представлений в старшей группе на тему "По грибы" с использованием нетрадиционной техники рисованияАвтор: Мархель Ирина Алексеевна воспитатель МБДОУ ("Детский сад комбинированного вида № 5") п. Мга Ленинградская область Цель: Формировать математические способности счёта в пределах десяти в прямом и обратном порядке, используя нетрадиционную технику рисования. Задачи: - закреплять умение детей понимать отношения между числами в числовом ря...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»Автор: Рочева Ольга Ивановна, преподаватель, ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова" г. Сыктывкара Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности "Дошкольное образование" и "Специальное дошкольное образование", руководителям учебно-производственной практики студентов, воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций. Цель. Упражнять ...

Конспект НОД в старшей группе «Познавательное развитие» - ФЭМП по Теме «Деление на части»Описание материала: предлагаю вам непрерывной образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной групп. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп. Это конспект познавательного развития по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича. Конспект направлен на изучение деление на части и сравнение часте...

Конспект НОД по ФЭМП в ДОУ (старшая группа)Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги. 2. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета. 3. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10. 4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать. 5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. Демонстрационный материал: бук...

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 7

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»

Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве

Нет комментариев. Ваш будет первым!