Материал, содержащийся в данном разделе, представляет собой опыт работы педагога с детьми шестого года жизни.
Конспекты занятий ориентированы на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на занятиях уделяется поиску самостоятельных путей для решения поставленных задач.
Конспекты занятий с детьми шестого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только обучению дошкольников, но и совершенствованию их познавательной деятельности, общему умственному развитию.
Главными задачами в развитии математических способностей ребенка следует считать:
• активизацию мыслительных процессов;
• стимулирование активных познавательных интересов;
• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
• совершенствование речевых умений.
Пособие содержит немало примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультфильмов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — частые гости занятий. Их использование вызывает интерес к процессу познания математики.
Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.
Занятия желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сможет осуществлять индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития. Для детей, имеющих более высокий уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) увеличится. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст меньшую нагрузку.
Организация занятий предполагает различные варианты объединения детей. В зависимости от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания.
Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и первая неделя января.
Для закрепления математических знаний и умений не следует ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.
Если программная задача сложна для усвоения детьми, нужно организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.
Не все задачи математического раздела программы можно решить на занятиях. Некоторые из них лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр или на прогулках.
Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать педагогам полностью. Вы можете брать или не брать конкретную игру, можете добавлять или убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на своих детей, на их способности. Что можно провести с одной аудиторией, то невозможно с другой.
Надеюсь, что данное пособие поможет вам в работе по формированию у детей математических способностей.
Свойства
1. Сформировать представления:
• о длине предмета;
• ширине предмета;
• высоте предмета;
• геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;
• геометрических телах: шар, куб, цилиндр.
2. Дать представление:
• о весе предмета;
• об объеме, глубине;
• о вершинах, углах, сторонах геометрических фигур;
• о понятиях «четырехугольник», «треугольник».
3. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.
Отношения
1. Учить:
• упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;
• видеть отношения между числами;
• определять свое местонахождение среди объектов окружения;
• ориентироваться в пространстве.
2. Сформировать представление:
• об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;
• о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве.
3. Закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя, месяц.
Числа и цифры
1. Закрепить:
• количественный счет предметов в пределах первого десятка;
• порядковый счет предметов в пределах первого десятка;
• знание цифр от 0 до 9;
• знания о составе числа из единиц;
• знания о монетах.
2. Дать представление о числе как результате измерения длины, веса, времени.
3. Учить устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно).
Сохранение количества, величины
Дать представление:
• о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;
• о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания;
• о неизменности веса в результате осуществленного действия перекладывания;
• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения объема;
• об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения количества.
Последовательность действий
Учить:
• выполнять действия с ориентировкой на символ (стрела, стрелки);
• обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.
Речевые умения
Учить:
• использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все и др.;
• называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная и др.);
• отражать в речи основания группировки и классификации;
• самостоятельно высказываться о количестве, способах и результатах действий;
• объяснять последовательность и этапность выполнения.
В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических способностей у детей старшей группы, которые включают в себя игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.
Материал, содержащийся в разделе, ориентирован на стандартное дошкольное образование и может быть применен в детских садах, работающих по различным программам.
Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Конспект занятия по математике в старшей группе «Страна знаний и умений»Цель: знакомство детей с нестандартным дидактическим материалом. Задачи: • Развивать у детей представления о цвете, о длине; • Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; • Формировать навык самоконтроля и самооценки; • Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое числовое значение; • Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов; • Способствовать формированию... |
Конспект занятия – игра по математике на тему: «Экскурсия сказочный город»Описание материала: Данный материал предназначен для проведения занятия по математике со старшими дошкольниками. Цель: Закрепление навыков счета, и сложения. Развития внимания, внимание и логического мышления, повторение понятий «меньше и больше» Оборудование: Интерактивная доска. Карточки с цифрами от 1 до 10 для каждого ребенка. Демонстрационные картинки с заданием на интерактивной доске.Ход занятия:Воспитатель: Реб... |
Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе «Путешествие за елкой»Цель и задачи: - закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; - совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; - развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук; - закреплять навыки счета до 10; продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами. Ход занятияВос... |
Конспект по формированию элементарных математических представлений на тему: «Цветик-семицветик». Старшая группаЗадачи: - упражнять детей в счете и отсчете предметов в пределах 7; - продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине листа); - упражнять детей в различении геометрических фигур; - формировать представление о последовательности дней недели, о временах года. Демонстрационный материал: письмо, цветик-семицветик, наборное полотно, з... |
Конспект игрового занятия по математике в старшей группе. Квест -игра «В поисках Книги Знаний»Автор: Коваль Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 88"г.о.Самара. Описание работы: Я предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие выстроено в форме квест-игры. Дети отправляются на помощь индейцам племени "Пираха",не умеющим считать. Злой колдун спрятал Книгу Знаний, и вождь племен... |
Конспект интегрированного занятия в средней группе: «Пять волшебных сундучков»Задачи приоритетной образовательной области: Образовательная область «Познавательное развитие»: - Закрепить знания детей о геометрических фигурах; представление об их признаках и свойствах (цвет, форма, размер); счет в пределах 5; цифры 1-5. - Упражнять в раскладывании предметов по величине; в умении выбирать из множества фигур необходимую по двум и по трем свойствам; в умении видеть из частей целое; в умении декод... |
Конспект занятия по математике в старшей группеАвтор: Колесникова Светлана Александровна, воспитатель МКОУ «Березовская СОШ им Героя Советского Союза Г. А. Рубцова» структурное подразделение детский сад с. Березовка Аннинского района Воронежской области Назначение: Конспект предназначен для воспитателей старшей группы, для закрепления знаний о днях недели, фигурах, числах. Цель: учить детей решать математические задачи в игре. Задачи: - Закрепить знания о днях недели. - Закреплять счет в пр... |
Занятие по математике. Тема: «Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца март, логическая задача». Средняя группа. КонспектГруппа: средняя Цель: - продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; - записывать и читать запись; - познакомить с названием месяца – март; - закрепить знания о зимних месяцах; - учить решать логическую задачу на сходство и различие; - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - формировать навык самоконтро... |
Конспект НОД детей в старшей группе по теме «Занимательная математика»Тип занятия: закрепление нового материала. Форма занятия: занятие - сказка Возраст обучающихся: 5 лет Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Цель: Продолжать формировать представление обучающихся о счете в пределах 10, о решении занимательных задач. Задачи: Образовательные: - обучать счету в пределах 10, в прямом и обратном счете; - формиро... |
Математический КВН в детском саду. Старшая группаЗадачи: - Закрепить навыки количественного счета предметов в пределах 10; - Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов; Развивать умение в согласовании числительных с существительными; - Развивать логическое мышление, интерес к математике; - Воспитывать самостоятельность. ХодВоспитатель: Внимание, внимание! Клуб веселых и находчивых пригласил девчонок и мальчишек на веселый праздник математики. Вы не забыли взять с собой быс... |
Конспект квест – игры по ФЭМП в разновозрастной группе для детей (3 – 7 лет) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)Тема: «В поисках клада» Для воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования. Можно использовать как итоговое занятие или развлечение по формированию элементарных математических представлений. Интеграция с образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое Возра... |
Конспект по ФЭМП «Подарки от Снегурочки». Старшая группаЦель: Закрепить навык сравнивать две группы предметов путем наложения, обозначая результат сравнения словами: столько-сколько, поровну, одинаково, счет до 5. Задачи: Образовательные: - Закреплять навык правильно выполнять действие наложения: правой рукой в направлении слева на право, не пропуская ни одной картинки. - Закреплять знания согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным, различать процесс счета и его и... |
Конспект игры-занятия в детском саду «В поисках волшебного сундучка». Старшая группаЦель: показать знания и умения детей, полученные в образовательных областях в течение учебного года. Обучающие задачи: • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. • Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года. • Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Развивающие задачи: • Создать условия для развития логичес... |
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группеПрограммное содержание 1. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). 2. Познакомить с цифрами 1 и 2. 3. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. 4. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. Дидактический наглядный материал Демонстрационный материал: Фланелеграф... |
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 5 - 6 лет. Тема: «Состав числа 5».Образовательная область: познавательное развитие. Цель: дать представление о составе числа 5 из двух меньших чисел. Задачи: Образовательные: формировать представление о временных отношениях (день, неделя, времена года); закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; определять геометрическую фигуру по её словесному описанию (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); Развиваю... |
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 7
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве
Елена # 6 февраля 2023 в 13:11 0 |
Все изложено достаточно интересно, учебная образовательная деятельность для детей практична в применении ДОО. |