Конспект занятия по математике в старшей группе «Страна знаний и умений»
Цель: знакомство детей с нестандартным дидактическим материалом.
Задачи:
• Развивать у детей представления о цвете, о длине;
• Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки;
• Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое числовое значение;
• Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов;
• Способствовать формированию смекалки и сообразительности;
Материал:
1. Комплект палочек Кюизенера: белого, розового, голубого, красного и желтого цвета;
2. Комплект логических блоков Дьенеша;
3. Счетные палочки;
4. Веселый фигуренок – игрушечный человечек, сделанный из деталей большого конструктора.
5. Карточки для игры «Рассели блоки» из книги Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю отправиться в Страну знаний и умений. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, если отгадаете
загадку.
Что за чудо?
Дом большой,
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Подвожу детей к конструкции из стульев).
- Вот наш автобус. А это необычные билеты
(блоки Дьенеша). На спинке каждого стульчика прикреплена картинка с изображением вашего билетика. Вам нужно найти свое место и занять его. Почему ты сел именно на это место?
(спросить 2-3 детей)
- Мы приехали в мастерскую. Садитесь на стульчики. Возьмите поднос с разноцветными палочками. Какого цвета палочки вы видите? Чем еще отличаются палочки? Ну, конечно же, длиной. Какого цвета самая длинная палочка? Какого цвета самая короткая палочка? Какую игрушку можно построить из этих палочек узнаете, когда
загадку отгадаете.
Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу - шире, сверху - уже.
- Молодцы. Давайте теперь попытаемся сделать пирамидку из этих разноцветных палочек. Какого цвета палочка будет внизу?
(Желтая).
- А следующая палочка какого цвета?
(Красная).
- Молодцы. А теперь продолжите составлять пирамидку сами.
- Какую будем строить следующую игрушку узнаете, когда
загадку отгадаете.
Братцы в гости снарядились
Друг за друга ухватились
И отправились в путь далек
Лишь оставили дымок.
- Правильно - это паровоз. Возьмите паровозик и приставьте к нему по порядку вагончики – палочки, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Кто быстрее справиться с заданием, тот получит фишку. Получилось?
Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон стоит между белым и голубым? Какого цвета вагон стоит левее желтого? Какого цвета вагон стоит правее красного?
- Решили в этом поезде покататься веселые белые зайчишки. Возьмите коробочку, на которой нарисован зайчик. Да, это белые веселые зайчишки. Сколько же зайчишек поместится в каждый вагон? Давайте поможем зайчишкам занять места в вагонах. Зайчиков нужно размещать в вагонах плотно друг другу, чтобы поместились все зайчики. Кто быстрее справиться с заданием, тот получит фишку. Так сколько мест в белом вагоне? В голубом? И в желтом? А теперь около каждого вагона положите цифру, которая обозначает количество мест в вагоне. Кто быстрее справиться с заданием, тот получит фишку.
- А теперь все на место уберем и на полянку мы пройдем. Мы немножко отдохнем руки, ноги разомнем.
Физминутка
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружков,
Столько сделаем прыжков.
(Дети выполняют движения за педагогом по содержанию текста.)
- Глазками поморгали и к веселому фигуренку в гости попали.
- Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки! Рад вас видеть я в гостях. У меня есть друзья – веселые фигурята. Чем они отличаются друг от друга? Возьмите любого фигуренка, который вам больше всех понравился. Нужно помочь фигурятам вернуться домой. Живут они каждый в своей квартире. Какие фигурята живут на первом этаже? А на втором? Какие фигурята живут в первом коридорчике? А во втором? В третьем?
(Дети располагают блоки Дьенеша по соответствующим местам на своей карточке).
- Молодцы, справились с заданием. Я вас всех благодарю и спасибо говорю. Вот сюрприз для вас готов. Что в этой коробочке узнаете, если
загадку отгадаете.
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Учат нас они считать
И задачки решать.
(Счетные палочки)
- Эти палочки можно не только считать. Но с ними можно интересно играть, ум и мышление развивать. Поблагодарите фигуренка и попрощайтесь с ним.
- А сейчас вокруг себя повернись и в мастерскую возвратись. Садитесь на свое место. Возьмите коробочку со счетными палочками. Мы будем мастерить разные геометрические фигуры. Отсчитайте пять палочек, положите их перед собой. Задание такое: из пяти палочек нужно построить 2 треугольника. Так один построили. Как приложить эти две палочки, чтобы получился еще один треугольник. Кто быстрее справиться с заданием, тот получит фишку. Молодцы!
- Возьмите еще две палочки и составьте еще один треугольник. Кто быстрее справиться с заданием, тот получит фишку. Молодцы!
- Посчитайте ваши палочки, сколько их. Из этих 7 палочек постарайтесь построить 2 квадрата. Кто быстрее справиться с заданием, тот получит фишку. Молодцы!
- А теперь посчитайте свои фишки. Награда для победителя, а все участникам памятные призы. Уберите палочки. Вы очень умные ребята. Мне понравилось с вами играть. А вам понравилось? А что вам понравилось больше всего? Нам пора возвращаться в детский сад, занимайте места в автобусе, поедем домой.
Литература:
• З.А. Михайлова Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
• Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Ч. 2: сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
• Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – СПб.: Детство-Пресс» 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Необычное путешествие»