Конкурсы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Загадки

Интегрированное занятие в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Загадки и отгадки»

Цель занятия: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков).

Оборудование и материалы: предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!»

Часть I. Выбери отгадку

Цели: формирование умения: разгадывать загадки, содержащие простое описание, формулировать цель и задачи предстоящей работы.

В гости к детям приходит Треугольник. Он приветствует ребят и воспитателя, показывает мешок с загадками, который принес с собой.

Треугольник. Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке.

Учебная задача: выяснить, как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе, научиться искать спрятанную в загадке отгадку.

Треугольник предлагает вниманию детей загадки-описания. Педагог учит детей выделять названные признаки и характерные для загадочного существа (предмета) действия. Учить рассуждать в поисках отгадки — лучше на примере загадок, не содержащих элементов усложнения описания (сравнений, метафор, слов в переносном значении, многозначных слов).

Снаружи — твердый, зеленый, полосатый.

Внутри — мягкий, сочный, красный.    (Арбуз.)

 

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет.    (Белка.)

 

Во дворе поставлен дом.

На цепи хозяин в нем. (Собачья будка и собака.)

 

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Заяц, кролик.)

 

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.   (Кошка.)

 

Вот свернулся он в клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (Еж.)

 

Зверь летает над лесами

С очень чуткими ушами.

Днем он спит вниз головой.

Что за странный зверь такой?   (Летучая мышь.)

 

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

 

В цирке он смешит ребят,

Встрече с нами очень рад.

Догадались ли вы, кто он?

Он забавный шумный... (клоун.)

Дидактическая игра «Выбери отгадку»

Детям 5 и даже 6 лет бывает трудно составить единую картину по нескольким признакам. Поэтому для начала будем предлагать им не представить загаданный предмет, а выбрать подходящий по описанию предмет или изображение. Сделав выбор, ребенок поясняет, какие признаки (действия) данного предмета или существа он услышал в загадке.

При знакомстве с игрой будем подбирать предметы и изображения, значительно отличающиеся друг от друга по описанию, ограничим их число 5—6. Затем количество карточек должно расти, нужно добавлять предметы, имеющие схожие с отгадкой черты (цвет, форму, составные элементы, качества, действия). По мере освоения детьми данной формы работы задание усложняется: комплект составляется из предметов, во многом похожих, и лишь один рисунок полностью отвечает описанию. В дальнейшем детям предлагается единый рисунок, на котором нужно найти сразу несколько отгадок.

Работу над любой загадкой несложно индивидуализировать, предлагая каждому ребенку набор карточек, соответствующий его потенциалу. Также важно предоставлять детям возможность давать ответ без опоры на карточки. Педагогу нужно помнить, что у некоторых загадок может быть несколько отгадок, поэтому верным признается любой обоснованный ответ.

Треугольник. А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках?

(Ответы детей.)

Треугольник. Давайте поиграем в игру «Кто я, угадай?» Подумайте, как в этой игре отгадка «рассказывает» о себе.

Подвижная игра «Кто я, угадай?» Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов (например, «Животные леса»). Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия.

По окончании игры Треугольник обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать.

Часть II. Умные руки

Цели: дальнейшее формирование представлений о форме и размере предметов, материале, из которого они сделаны; развитие сенсорных возможностей, речи, образного мышления, внимания.

Треугольник. А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него?

Дидактическая игра «Умные руки». Выслушав предположения детей, Треугольник предлагает им на ощупь определить, что лежит в мешке. При этом дети не только дают отгадку, но и как можно подробнее описывают предмет. Также можно поделиться на команды. В этом случае победит команда, давшая больше правильных ответов.

При знакомстве с игрой стоит использовать заведомо знакомые детям игрушки. По ходу игры педагог задает уточняющие вопросы, которые помогут детям определить, какие свойства предметов они смогли выявить при помощи пальцев (форма, размер, качества поверхности, материал, из которого они сделаны), а какие нет (цвет).

Треугольник. Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе?

С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Предложим каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего.

Последующая работа

Правильно организованная встреча с загадкой приносит детям радость, оказывает развивающее воздействие. Она уместна и на прогулке, и на занятии, и в свободном общении взрослых и детей.

Освоив тактику работы с загадками-описаниями, содержащими только признаки предметов, дети могут приступать к знакомству с более сложными видами загадок. Это могут быть загадки-описания, в которых приводятся характерные для загаданного предмета или существа действия:

Воет, свистит,

Пыль поднимает,

С ног всех сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.   (Ветер.)

 

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось —

Нет сухого уголка.    (Полотенце.)

Затем вниманию детей можно предлагать загадки, содержащие признаки, действия и другие характеристики отгадки. Чтобы разгадать их, требуется оперировать разными категориями представлений.

Под землей он обитает,

Длинные ходы копает.

В черной шубке дорогой.

Догадайтесь, кто такой?   (Крот.)

 

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет.   (Белка.)

 

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит.

Кочерыжку съест — и сыт.   (Заяц.)

Следующим этапом усложнения задачи по разгадыванию загадки может стать использование миниатюр, в которых описание спрятано в тексте среди другой информации. В этом случае нужно выделить из повествования признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину — «портрет» отгадки.

На гвоздику он похож

С синей головою.

В поле ты его найдешь

И возьмешь с собою.

Не могу понять никак:

Говорят, что он — сорняк.

(Сорняк, растущий в поле, похожий на гвоздику, синего цвета, — василек.)

Параллельно с обучением разгадыванию загадок организуется помощь детям в их составлении. Обучение составлению и анализу описаний является важным разделом работы по развитию связной речи, а определенный уровень сформированности соответствующих умений — необходимая база для обучения детей разгадыванию и созданию загадок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Нет комментариев. Ваш будет первым!