Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей через игровые технологии в старшей группе на тему: Зима
Автор: Захарова Елена Александровна, воспитатель, ясли-сад № 8, г.Костанай, Казахстан.
Актуальность: Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Поэтому я на своих занятиях использую игровые технологии (развивающие игры В.В.Воскобовича, З. Дьенеша, Д. Кюизенера) и ИКТ-технологии.
Образовательные области: «Познание», «Социум»
Разделы: ФЭМП, ознакомление с окружающим.
Тема: Поможем сказочным героям.
Цель: Поддерживание интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Воскобовича «Прозрачный квадрат»», «Игровизор», проявляя настойчивость, целеустремленность. Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости, логического мышления, формирование качеств личности, необходимых для успешной социализации ребенка в коллективе
Дидактический материал: комплект палочек Кюизенера, комплект логических блоков Дьенеша, набор игры Воскобовича «Прозрачный квадрат», «Игровизор», силуэт елки, полоски картона, набор цифр, фломастеры, подносы, мультфильм «Маша и медведь», декорации леса.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю Вам отправиться к сказочным героям. Узнаем и увидим мы их, только тогда,когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!
«Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!»
Ну-ка, вспомни сказку, дружок:
Кто умнее был, ответь,
В сказке…(«Маша и медведь»).
Из какой сказки герои, ребята?
Ответы детей: - Маша и Медведь.
Воспитатель: - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они.
Видео –(приветствие Маши и Миши)
Герои сказки приглашают ребят присоединиться к подготовке к Новому году. Ребята, вы поможете Маше и медведю?
Ответы детей: - Да.
Воспитатель: - В лесу началась зима, поможем украсить елочку Маши и медведю к Новому году?
Сначала попробуем украсить елочку глазками, стойте прямо, не сдвигая с места ног, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика для глаз «Елочка» (видео запись)
Воспитатель: Предлагаю пройти к столу, у каждого елочка, на ней три нитки для бус.
На верхнюю нитку выложите цепочку из круглых, одинаковых по размеру и чередующихся по цвету: красный, желтый, красный, желтый блок.
На среднюю нитку выложите цепочку по символам...
На нижнюю нитку выложите вот такую цепочку так же по символам, (с отрицанием)
Слайд: Показ елки с наряженными бусами
Воспитатель: Посмотрим, правильно ли все выложили цепочки из бус.
Фрагмент мультфильма: Маша и медведь рады красивой елочке
Воспитатель: Мы помогли Маше и медведю, теперь они готовы встречать Новый год с красавицей елочкой!!! Но какой же праздник без гостей? А кого могут пригласить наши герои в гости??? (зверюшек)
Фрагмент мультфильма Маша ждет гостей
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и вы узнаете на чем приедут гости к Маше и медведю
Братцы в гости снарядились
Друг за друга ухватились
И отправились в путь далек
Лишь оставили дымок.
Показ слайда "поезд едет".
Предлагаю детям построить небольшой поезд из цветных палочек. (палочки Кюизенера)
Воспитатель: Мы приготовим из этих палочек наш поезд в путь - дорогу. Возьмите паровозик и приставьте к нему по порядку вагончики – палочки, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.
Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать
Сколько всего вагонов?
Каким по порядку стоит голубой вагон?
Вагон какого цвета стоит четвертым?
Какой вагон стоит пятым?
Какого цвета вагон стоит между голубым и черным?
Какого цвета вагон стоит левее желтого?
Какого цвета вагон стоит правее розового?
Вагон какого цвета самый короткий? Самый длинный?
Вагон какого цвета длиннее желтого, но короче розового??
Воспитатель: Решили в этом поезде поехать в гости к Маше и медведю веселые зайчишки и лисички. Возьмите зверюшек. Давайте поможем зайчишкам занять места в вагонах. Зайчиков нужно размещать в вагонах плотно друг другу, чтобы поместились все зайчики
Сколько же зайчишек поместится в каждый вагон? Посчитайте, сколько зайчиков или лисичек в первом вагоне? Голубом вагоне, в следующем….. и выложите под вагончиком цифру, обозначающую количество зверят.
На экране Маша ждет гостей, выглядывает, но вот и приехали гости (с помощью ребят)
Воспитатель: Как рада Маша, стали они играть и веселиться
Фрагмент мультфильма(катается паровозиком с ребятами)
Воспитатель:Спасибо, ребята за помощь!!!
Фрагмент мультфильма(Маша говорит спасибо, и предлагает потанцевать с ребятами)
Физминутка с Машей (видеофизминутка)
Воспитатель: Маша со своими друзьями любит рисовать прямо на снегу, вот она нарисовала домик, а ребята умеют рисовать как Маша? Покажите свое мастерство.
Фрагмент мультфильма (Маша рисует на снегу домик)
Предлагаю нарисовать вторую половинку домика на «Игровизоре» (по клеточкам)
Нацеливаю, что нужно считать клеточки внимательно и точно обводить стороны клеток.
Фрагмент мультфильма «Маша показывает «КЛАСС!»
Воспитатель: Маше понравились ваши домики, молодцы, постарались!!
Ну какой же Новый год и без подарков!!! Все ждут подарки!!!
Фрагмент мультфильма «Подарки под елкой!»
Воспитатель: На Новый год всегда в подарках можно найти много сладких и вкусных…. В ярких фантиках одетых (конфет)
Предлагаю порадовать лесных жителей, угостить конфетками, выложим их из наших волшебных нетающих льдинок
Показываю образцы, рассматриваем из каких фигур состоит конфета – в середине квадрат, по краям - треугольник.
Фрагмент мультфильма "Рады все подаркам, и зверята и Маша и медведь."
Маша говорит с экрана «Спасибо, ребята с вами было здорово поиграть и повеселиться и в награду за старания я приготовила для ВАС угощения, но их надо найти. Готовы? Угощения вы найдете под елочкой, которая стоит не первая и не вторая, она самая высокая и пушистая»
Дети ищут подарок с конфетами, угощаются сами и угощают гостей.
Благодарят Машу за угощения, высказывают свое мнение о время провождении, прощаются и возвращаются в группу.
Фрагмент мультфильма «Маша и медведь прощается с детьми» (машут и исчезают, звучит музыка.)
Ожидаемый результат:
воспроизводить: цифры до 5, узнавать и называть их, различать и правильно называать геометрические фигуры.
понимать: пространственные представления (слева, справа, вверху..)
применять: умения устанавливать размерные отношения между предметами разной длины,толщины; располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, навык ориентирования на листе бумаги. Испоьзовать в речи математические термины.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект развлечения по математике для детского сада. Старшая - подготовительная группа
Конспект НОД в старшей группе на тему: Снежинки
Методическое пособие по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Загадки
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Вершина, угол, сторона геометрической фигуры»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 7
Конспект занятия по математике «Цифра 6». Старшая группа