Конспект занятия по мнемотехнике на зимнюю тематику в старшей группе
Автор: Захарова Елена Александровна
Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Данный материал окажет практическую помощь в развитии связной речи детей. Простота и повторяемость, алгоритмизация коротких рассказов будет понятна для детей дошкольников, в данном случае старшей группы. Я хочу предложить два варианта оформления, я знаю, что участниками сайта являются не только россияне, я хочу поделиться опытом составления технологических карт, которые используем мы в Казахстане.
Вариант № 1
Технологическая карта организованной учебной деятельности
(3 неделя января) Старшая группа
Образовательная область: «Коммуникация»
Разделы: Развитие речи
Тема: "В гостях у Снежной Королевы"
Цель: обобщение и систематизирование знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.
Задачи: закрепление представлений о зиме, ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи; развитие общей моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе
словарная работа: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов; совершение синтаксической стороны речи.
Дидактический материал: смонтированная и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; видео артикуляционная гимнастика, магнитная доска; имитированные сугробы из поролона, выполненные из поролона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель-схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа, волшебные часы, книга, зеркало из картона на магнитной ленте, магнитная доска.
Этапы деятельн. Действия воспитателя Деятельность детей (материал вставляется в таблицу)
Мотивационно-побудительный этап:
Создание проблемной ситуации, требующей разрешения – сообщаю, что принесла книгу «Снежная Королева» ( Включается запись «Вьюги»)
Но книга исчезла. Включаю эпизод мультфильма (озвучивается текст, где герой сказки Снежная королева сообщает, что приготовила для детей трудные задания - собрать все осколки зеркала, только после выполнения их они получат обратно книгу.)
Осознание и принятие детьми проблемы как задачи, требующей разрешения. Дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки, произносит речь. Соглашаются выполнить задания, собрать осколки зеркала и вернуть книгу.
Организационно -поисковый этап:
Обыгрывание проблемной ситуации. Включаю второй эпизод
Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!!
(эпизод мультфильма озвучивается текст)
Артикуляционная гимнастика «Варенье», «Расческа» (видео)
Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу(вставляем осколок в рамку от зеркала).
На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).
Ворон загадывает загадку про зиму, дарит часы «Времена года»
- А какое сейчас время года?
– Какие приметы зимы вы знаете?
– А какие ещё времена года есть?
– А что бывает осенью?
– Какие признаки весны?
– А какие летние приметы вы знаете?
Предлагаю подойти к столу, взять символы с изображением времён года и прикрепить к волшебным часам.
После выполнения задания Ворон дарит осколок зеркала.
На экране появляется принцесса (эпизод мультфильма, озвученный текстом), она предлагает посмотреть на карты и рассказать о временах года.
Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна)
- Покажите, время года, которое следует за зимой?
- Покажите, какое время года бывает перед зимой?
– Покажите, какое время года между осенью и весной?
Получают ещё один осколок, который оставила принцесса.
Физминутка
На экране появляется Разбойница – ее задание - составить предложения по схеме о зиме.
Показываю мнемокарту, на которой схематично изображено действие.
Объясняю, что первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой.
Какое предложение можно составить по этой схеме? (Зимой идет снег.)
Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
Упражнение «Какой, какие, какое….»
- Зимой развлечения какие? –Погода какая?
– Настроение какое?
Получают ещё один осколок
Включается Мудрый Олень
Задание Мудрого оленя – нужно описать время года, изображенное на схеме – зима, чтобы получился целый рассказ.
Получают последний осколок зеркала.
Появляется на экране Снежная Королева со словами: «В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».
Включение в процесс познания.
Дети соглашаются выполнить первое задание от Герды, перемещаются на ковёр, садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.
Дети перемещаются к столам.
Участие в предложенной игре.
Дети работают по часам.
Дети перечисляют приметы зимы.
Исследование проблемы доступными путями и средствами
Дети берут примету-символ, которая соответствует времени года и прикрепляют ее.
Активный поиск ответа на поставленный вопрос, объяснение выбранного ответа. (Потому что за зимой наступает весна, т.п.)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети составляют предложения с опорой на модели: Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.
Участие в предложенной игре:
Зимние, зимняя, зимнее
Вместе с воспитателем вставляют осколок зеркала.
Дети с опорой на мнемокарту составляют рассказ о зиме. Дети встают, вставляют последний осколок.
Рефлексивно - корригирующий этап:
Фиксирование индивидуального шага каждого в ходе познания, поиска. Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга! – А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? – Что вам больше всего запомнилось?
Корректирование в ходе педагогической поддержки, помощи результатов собственной учебной деятельности.
Ожидаемый результат:
воспроизводить: Составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении.
понимать: составлять связные рассказы из 5-6 предложений
применять: умения составлять рассказы о зиме по набору картинок, правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.
Вариант № 2 с фото занятия
Конспект занятия:
Ход:
Воспитатель: Я сегодня для вас принесла книгу «Снежная Королева». Включается запись «Вьюги» на магнитофоне.
–Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!
включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма озвучивается текст)
Снежная королева:
Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить!!!
Ах! Где ж они? Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали?
Тогда держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.
Воспитатель: Вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? Где же герои – наши помощники?
Посмотрите, (включает второй эпизод)
– Да это же Герда! Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма озвучивается текст)
Герда: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.
Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику. (видео артикуляционной гимнастики)
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, за наши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.
Вставляют осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).
Ворон: Здррравствуйте дети! Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.
(загадывает загадку): Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льёт (Зима).
Воспитатель: Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон!
Дети работают по часам (часы магнитные).
А какое сейчас время года?
– Какие приметы зимы вы знаете? Дети перечисляют приметы зимы.
– А какие ещё времена года есть? Весна, лето, осень.
– А что бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д.
– Какие признаки весны?
– А какие летние приметы вы знаете?
Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам, примету-символ, которая соответствует времени года.
Воспитатель: Проверьте глазами, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!
На экране появляется Ворон
Ворон: Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
Воспитатель: Ребята кто-то к нам идёт! (На экране появляется принцесса, эпизод мультфильма, озвученный текстом)
Принцесса:Здравствуйте, дети! Вы на карты посмотрите, о временах года расскажите.
Воспитатель: Да! Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним справимся. (Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна)
– Перед вам лежат карточки с изображением времён года.
– Покажите, время года, которое следует за зимой? (Весна)
– Почему Витя, ты поднял эту карточку?
– Потому что за зимой наступает весна.
– Покажите, какое время года бывает перед зимой? (Осень) Почему, Данил, ты поднял осень?
– Потому что перед зимой бывает осень.
– Покажите, какое время года между осенью и весной? (Зима). Почему, Ира ты подняла зиму?
– Потому что зима между осенью и весной.
Молодцы ребята! И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса.
Физминутка со Снеговиком (видео)
Молодцы! А вот и осколок ещё один (на экране появляется Разбойница)
Разбойница:
Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять,
Вы предложения о зиме,
О снеге, санках и катке.
Воспитатель: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме. (показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие. )
Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?
Зимой идет снег.
Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
Дети составляют предложения с опорой на модели:
Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.
Выполнили такие сложные задания Разбойницы.
Разбойница:
Вот осколок, за старание,
В добрый путь вам, до свиданья!
Спасибо! А нам пора дальше.
Мудрый Олень.
Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю.
Воспитатель: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.
Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!
Рассказ о зиме
Дети встают, вставляют последний осколок.
Появляется на экране Снежная Королева со словами:
«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».
Итог занятия
Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!
– А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было?
– Что вам больше всего запомнилось?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе
Конспект НОД по физической культуре в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж