Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по мнемотехнике (развитие речи) в старшей группе на тему: Зима

Конспект занятия по мнемотехнике на зимнюю тематику в старшей группе
Автор: Захарова Елена Александровна
Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Данный материал окажет практическую помощь в развитии связной речи детей. Простота и повторяемость, алгоритмизация коротких рассказов будет понятна для детей дошкольников, в данном случае старшей группы. Я хочу предложить два варианта оформления, я знаю, что участниками сайта являются не только россияне, я хочу поделиться опытом составления технологических карт, которые используем мы в Казахстане.
Вариант № 1
Технологическая карта организованной учебной деятельности
(3 неделя января) Старшая группа
Образовательная область: «Коммуникация»
Разделы: Развитие речи
Тема: "В гостях у Снежной Королевы"
Цель: обобщение и систематизирование знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.
Задачи: закрепление представлений о зиме, ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи; развитие общей моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе
словарная работа: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов; совершение синтаксической стороны речи.
Дидактический материал: смонтированная и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; видео артикуляционная гимнастика, магнитная доска; имитированные сугробы из поролона, выполненные из поролона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель-схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа, волшебные часы, книга, зеркало из картона на магнитной ленте, магнитная доска.
Этапы деятельн. Действия воспитателя Деятельность детей (материал вставляется в таблицу)
Мотивационно-побудительный этап:
Создание проблемной ситуации, требующей разрешения – сообщаю, что принесла книгу «Снежная Королева» ( Включается запись «Вьюги»)
Но книга исчезла. Включаю эпизод мультфильма (озвучивается текст, где герой сказки Снежная королева сообщает, что приготовила для детей трудные задания - собрать все осколки зеркала, только после выполнения их они получат обратно книгу.)
Осознание и принятие детьми проблемы как задачи, требующей разрешения. Дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки, произносит речь. Соглашаются выполнить задания, собрать осколки зеркала и вернуть книгу.
Организационно -поисковый этап:
Обыгрывание проблемной ситуации. Включаю второй эпизод
Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!!
(эпизод мультфильма озвучивается текст)
Артикуляционная гимнастика «Варенье», «Расческа» (видео)
Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу(вставляем осколок в рамку от зеркала).
На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).
Ворон загадывает загадку про зиму, дарит часы «Времена года»
- А какое сейчас время года?
– Какие приметы зимы вы знаете?
– А какие ещё времена года есть?
– А что бывает осенью?
– Какие признаки весны?
– А какие летние приметы вы знаете?
Предлагаю подойти к столу, взять символы с изображением времён года и прикрепить к волшебным часам.
После выполнения задания Ворон дарит осколок зеркала.
На экране появляется принцесса (эпизод мультфильма, озвученный текстом), она предлагает посмотреть на карты и рассказать о временах года.
Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна)
- Покажите, время года, которое следует за зимой?
- Покажите, какое время года бывает перед зимой?
– Покажите, какое время года между осенью и весной?
Получают ещё один осколок, который оставила принцесса.
Физминутка
На экране появляется Разбойница – ее задание - составить предложения по схеме о зиме.
Показываю мнемокарту, на которой схематично изображено действие.
Объясняю, что первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой.
Какое предложение можно составить по этой схеме? (Зимой идет снег.)
Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
Упражнение «Какой, какие, какое….»
- Зимой развлечения какие? –Погода какая?
– Настроение какое?
Получают ещё один осколок
Включается Мудрый Олень
Задание Мудрого оленя – нужно описать время года, изображенное на схеме – зима, чтобы получился целый рассказ.
Получают последний осколок зеркала.
Появляется на экране Снежная Королева со словами: «В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».
Включение в процесс познания.
Дети соглашаются выполнить первое задание от Герды, перемещаются на ковёр, садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.
Дети перемещаются к столам.
Участие в предложенной игре.
Дети работают по часам.
Дети перечисляют приметы зимы.
Исследование проблемы доступными путями и средствами
Дети берут примету-символ, которая соответствует времени года и прикрепляют ее.
Активный поиск ответа на поставленный вопрос, объяснение выбранного ответа. (Потому что за зимой наступает весна, т.п.)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети составляют предложения с опорой на модели: Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.
Участие в предложенной игре:
Зимние, зимняя, зимнее
Вместе с воспитателем вставляют осколок зеркала.
Дети с опорой на мнемокарту составляют рассказ о зиме. Дети встают, вставляют последний осколок.
Рефлексивно - корригирующий этап:
Фиксирование индивидуального шага каждого в ходе познания, поиска. Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга! – А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? – Что вам больше всего запомнилось?
Корректирование в ходе педагогической поддержки, помощи результатов собственной учебной деятельности.
Ожидаемый результат:
воспроизводить: Составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении.
понимать: составлять связные рассказы из 5-6 предложений
применять: умения составлять рассказы о зиме по набору картинок, правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.

Вариант № 2 с фото занятия
Конспект занятия:
Ход:
Воспитатель: Я сегодня для вас принесла книгу «Снежная Королева». Включается запись «Вьюги» на магнитофоне.
–Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!
включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма озвучивается текст)
Снежная королева:
Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить!!!
Ах! Где ж они? Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали?
Тогда держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.

Воспитатель: Вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? Где же герои – наши помощники?
Посмотрите, (включает второй эпизод)
– Да это же Герда! Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма озвучивается текст)

Герда: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.
Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику. (видео артикуляционной гимнастики)

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрите, за наши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.
Вставляют осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).

Ворон: Здррравствуйте дети! Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.
(загадывает загадку): Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льёт (Зима).

Воспитатель: Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон!
Дети работают по часам (часы магнитные).
А какое сейчас время года?
– Какие приметы зимы вы знаете? Дети перечисляют приметы зимы.
– А какие ещё времена года есть? Весна, лето, осень.
– А что бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д.
– Какие признаки весны?
– А какие летние приметы вы знаете?
Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам, примету-символ, которая соответствует времени года.

Воспитатель: Проверьте глазами, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!
На экране появляется Ворон
Ворон: Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
Воспитатель: Ребята кто-то к нам идёт! (На экране появляется принцесса, эпизод мультфильма, озвученный текстом)

Принцесса:Здравствуйте, дети! Вы на карты посмотрите, о временах года расскажите.
Воспитатель: Да! Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним справимся. (Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна)
– Перед вам лежат карточки с изображением времён года.
– Покажите, время года, которое следует за зимой? (Весна)
– Почему Витя, ты поднял эту карточку?
– Потому что за зимой наступает весна.
– Покажите, какое время года бывает перед зимой? (Осень) Почему, Данил, ты поднял осень?
– Потому что перед зимой бывает осень.
– Покажите, какое время года между осенью и весной? (Зима). Почему, Ира ты подняла зиму?
– Потому что зима между осенью и весной.
Молодцы ребята! И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса.
Физминутка со Снеговиком (видео)

Молодцы! А вот и осколок ещё один (на экране появляется Разбойница)

Разбойница:
Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять,
Вы предложения о зиме,
О снеге, санках и катке.
Воспитатель: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме. (показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие. )
Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?
Зимой идет снег.
Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
Дети составляют предложения с опорой на модели:
Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Выполнили такие сложные задания Разбойницы.
Разбойница:
Вот осколок, за старание,
В добрый путь вам, до свиданья!
Спасибо! А нам пора дальше.
Мудрый Олень.
Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю.

Воспитатель: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.
Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!
Рассказ о зиме

Дети встают, вставляют последний осколок.

Появляется на экране Снежная Королева со словами:
«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».

Итог занятия
Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!
– А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было?
– Что вам больше всего запомнилось?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима
Опубликовано: 3654 дня назад (22 ноября 2014)
Просмотров: 22626
+13
Голосов: 13
Альбина Галиулловна Насырова # 22 ноября 2014 в 18:44 +2
Материал очень интересный и содержательный. Думаю, многие педагоги могут воспользоваться данным конспектом. Только по ФГОС ДО нет области "Коммуникация", она теперь называется "Речевое развитие".
Елена Александровна # 22 ноября 2014 в 19:11 +1
Спасибо за комментарий, я из Казахстана, я пометила в начале, что этот вариант мы используем у себя, у нас раздел - "Коммуникация"
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 ноября 2014 в 19:00 +4
Добрый вечер Елена Александровна! Познакомилась с вашим конспектом занятия по мнемотехнике (развитие речи)"В гостях у Снежной Королевы". Да вы правы использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Материал окажет практическую помощь в развитии связной речи детей. Простота и повторяемость, алгоритмизация коротких рассказов будет понятна для детей дошкольников. Очень интересное и нужное занятие вы провели. Замечательные задания, но с осколками зеркала по технике безопасности, их нужно заменить чем-то другим например (открытками). Во время такого занятия у детей развивается речь, внимание, память. Замечательные картинка из мультфильма взяты. По поводу оформления у меня к вам есть подсказка. Пока у вас есть время исправьте формулировку цели. Цель отвечает на вопрос Что? И две последние фотографии сделайте через пробел. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Исправляйте цель я к вам еще загляну. С уважением Г.Е.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 ноября 2014 в 19:16 +3
Елена Александровна! Поздравляю вас с первой публикацией на Портале. Вы молодец все исправили и дали мне интересную подсказку по поводу зеркала. Еще раз спасибо. Примите мой голос.
Елена Александровна # 22 ноября 2014 в 20:22 +2
Я рада что моя работа пригодиться и вам в работе с детками)))
Елена Евгеньевна Голобородько # 22 ноября 2014 в 19:04 +2
Спасибо большое за приглашение Елена Александровна! Очень интересное занятие по развитию речи!Проголосовала с большим удовольствием!
Пока у вас есть еще 3 часа на то чтобы устранить мелкие недостатки в оформлении- например заголовок (Конспект занятия по мнемотехнике (развитие речи)) запишите, используя шрифт Н1 или используя шрифт Н2. Используя шрифт В, выделите в публикации - там где эпизод мультфильма озвучивается текст, слова- снежная королева, разбойник, воспитатель, чтобы предать презентабельность публикации.Задачи пронумеруйте)
Желаю вам успехов и творческих побед!Поздравляю с дебютом!
Елена Александровна # 22 ноября 2014 в 19:12 +1
Спасибо, мне очень важны ваши подсказки, ведь я впервые выставляю свою работу))))
Елена Евгеньевна Голобородько # 22 ноября 2014 в 19:29 +2
Елена Александровна, я не точно выразилась наверное и вы меня не поняли...я имела ввиду не речь выделить а само слово- Снежная королева, разбойник..И у вас в самом начале лишний значек-[/h1], уберите его)
Елена Александровна # 22 ноября 2014 в 20:24 +1
Вроде все исправила, спасибо! В первый раз всегда страшно и не уверенно, shock благодарю! smile
Елена Дмитриевна Шадрина # 22 ноября 2014 в 19:46 +2
Добрый день, Елена Александровна! Ваш конспект очень интересный и насыщенный. Все замечания коллег вы исправили. Цели и задачи поставленные вами достигнуты. Фотографии использованы качественные. Ваша работа полезна воспитателям, учителям начальной школы.
Творческих вам успехов!
Примите голос.
Елена Александровна # 22 ноября 2014 в 20:21 +1
Мне лень написать слова благодарности, поэтому я размещу эту картинку, которых полно в интернете
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Елена Александровна # 23 ноября 2014 в 19:49 +1
Спасибо большое! Про пункт 3 пользовательского соглашения я незнада, видно не внимательно читала)))
Вера Николаевна Стецюк # 22 ноября 2014 в 20:13 +2
Елена Александровна! Мне больше понравился второй вариант с использованием икт. Более наглядный для дошкольников старшего возраста. Ведь многие в этом возрасте визуалы. Публикация может и первая, зато чувствуется большой педагогический опыт. Удачи в ваших начинаниях на этом сайте!
Елена Александровна # 22 ноября 2014 в 20:21 +1
Спасибо всем за комментарии. Занятие конечно получилось очень интересным, дети были в восторге, задания выполняли с желанием и с нетерпением ждали следующего. А озвученный и смонтированный мультфильм очень помог в достижении целей и вовлечении детей в процесс. Первый вариант я написала для педагогов Казахстана, так как многие испытывают сложности в написании карт. А конспектом пользоваться конечно понятнее и привычнее))) Спасибо за голоса! smile
Светлана Алексеевна Шевченко # 22 ноября 2014 в 20:36 +2
Здравствуйте, Елена Александровна!Посмотрела Ваше занятие для детей по развитию речи, Вы такую работу проделали, интересную и познавательную. Да ещё смонтировали и озвучили, мой голос Вам +1.
Я сама родом из Казахстана, родилась в Кустанайской области. И мне вдвойне приятно посмотреть Вашу работу. Желаю Вам новых творческих идей и удачи!
Елена Александровна # 23 ноября 2014 в 19:50 +1
Здравствуйте, спасибо, землячка!!! joke
Ираида Анатольевна Толстопятова # 22 ноября 2014 в 22:10 +2
Добрый вечер Елена Александровна! Познакомилась с вашим конспектом занятия по мнемотехнике (развитие речи)"В гостях у Снежной Королевы".Занятие очень интересное, используется очень много разных методов, технологий. Вы молодец! Даю голос!
Елена Александровна # 23 ноября 2014 в 19:53 +1
Выражаю вам огромную благодарность за комментарии.
Вера Николаевна Малявина # 22 ноября 2014 в 23:50 +2
Елена Александровна, очень интересный конспект. Использование инновационных технологий - это здорово. Поздравляю Вас с первой публикацией! Голос. Если возможно, помогите поднять карму. Спасибо.
Елена Александровна # 2 декабря 2014 в 19:35 +1
Спасибо за комментарий!
Елена Валерьевна Полякова # 23 ноября 2014 в 02:28 +2
Елена Александровна,отдаю Вам свой голос. Мне понравился ваш конспект. Я тоже в работе использую мнемотехнику. Очень помогает в обучении детей составлению рассказа. Сюжет занятия интересный, всё логично, дети любят волшебство. Желаю успехов!!!
Татьяна Михайловна Ченцова # 23 ноября 2014 в 09:32 +2
Елена Александровна! Познакомилась с вашей работой!Очень замечательно! Использование мнемотехники действительно в нашем современном мире актуально. Вы предложили интересные идеи.Спасибо! Примите мой голос.
Раиса Владимировна Коломыцева # 23 ноября 2014 в 13:44 +2
Добрый день, Елена Александровна! Большое спасибо за приглашение на такое замечательное и интересное занятие по мнемотехнике. Самый любимый вид просмотра - это мультфильм и вы использовали в своей работе, думаю, что дети были в восторге от такого занятия. Спасибо, что показали вариативность работы и приложили фото.+1, желаю успеха! v
Галина Николаевна Долидзе # 23 ноября 2014 в 19:13 +2
Добрый вечер, Елена Александровна! Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Вы, Елена Александровна, на своих занятиях оказываете таким детям огромную помощь. На занятии Вы используете разнообразный наглядный материал. Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемокарт на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Мне очень понравилась Ваша разработка. Примите голос.
Елена Александровна # 23 ноября 2014 в 19:56 +1
Хорошие мои, спасибо вам всем за добрые комменты. Вы - самые чудесные читатели из всех существующих)))
Елена Александровна # 23 ноября 2014 в 19:57 +1
Соберутся друзья возле блога,
И работы мои почитают ...
Мне напишут, с душою, ответы.
Как всегда, я почувствую это…

Прибегу, отложив горы быта,
В виртуальность, в которой открыто,
Моё сердце для тех, кто в реале,
Нашу встречу не раз представляли…

Нет дороже их слов во вселенной.
Я привыкла к друзьям постепенно…
Из других городов в этот вечер
Мчатся разные души на встречу…

Мы в онлайне друг друга читаем.
Если трудно - всегда помогаем,
Виртуально, но искренне, точно…
Снова встретимся тёмною ночью…
Спасибо всем!!!!!
Лариса Петровна Малкова # 2 декабря 2014 в 11:06 +2
Все красочно, иллюстрировано. Призывает к действию, хочется взять на вооружение и работать. Спасибо за настроение. Голосую.+1
Елена Александровна # 2 декабря 2014 в 19:37 +1
Спасибо! Я буду рада если мой труд пригодиться Вам в работе!Успехов!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 20 декабря 2014 в 20:52 0
Елена Александровна спасибо за приглашение. Ваш конспект просто СУПЕР!!! Все продумано, последовательно, а использование ИКТ просто находка. Вы используя мультимедийное оборудование привлекает внимание детей, побуждаете к деятельности, дети заинтересованы. В течение всей образовательной деятельности Вы меняете виды деятельности, что не утомляет, а наоборот пробуждает в детях все новый интерес. Вы просто МОЛОДЕЦ!!! Творческих Вам успехов Голосую +1.