Развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР посредством пособия «Логический экран «ПОЗНАВАШКА»
Дидактическое пособие Логический экран «ПОЗНАВАШКА» (активизация познавательной и речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с задержкой психического развития. Одной из главных задач, стоящей перед коррекционными педагогами, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является активизация речевой и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта; способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего процесса социализации.
Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей данной категории. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Невозможно переоценить значение развития элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Защиринская О. В. указывает, что у детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, поэтому одним из актуальных направлений образовательной деятельности является поиск эффективных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность, низкий уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, недостаточное внимание к содержанию заданий, низкая познавательная и речевая деятельность.
В этом случае многочисленные исследования У.В. Ульенковой, С.Г.Шевченко, подтверждают идею о том, что ребенок с задержкой психического развития может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно- развивающей помощи, и использовании специальных средств обучения, к которым относится использование игровых технологий.
Используя дидактические игры в работе с детьми с ЗПР, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Для детей с ЗПР игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Потребность в игре у детей и желание играть, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством обучения и воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, они направлены на умственное развитие детей с ЗПР в целом.
Важным аспектом современного образования является положение «Научить учиться самому». Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено.
Исходя из этого, была поставлена цель: способствовать развитию элементарных математических представлений, развитию речи, формированию познавательной активности, познавательной мотивации и развитию самостоятельности дошкольников с ЗПР посредством применения развивающих игр математического содержания.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста;
-разработать пособие Логический экран «ПОЗНАВАШКА» и апробировать комплекс развивающих игр математического содержания в работе с дошкольниками с ЗПР.
Основные этапы работы над созданием пособия
Первый этап – изучение и анализ литературы, постановка целей и задач.
Второй этап – создание пособия Логический экран «ПОЗНАВАШКА», разработка развивающих игр математического содержания.
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным. Используемый материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного.
Проведение комплексных занятий с использованием нестандартного оборудования дает широкие возможности использования различных анализаторных систем ребенка с ЗПР в процессе выполнения и контроля над деятельностью в игровой и необычной форме. В частности, яркая наглядность, в виде доступных для ребёнка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.
Разрабатывая многофункциональное, дидактическое пособие Логический экран «ПОЗНАВАШКА», а именно блок «Веселая математика» с приложениями: «Весёлый счёт», «Весёлая геометрия», «Такие разные размеры», «Время и пространство», «Азбука цвета», я старалась отобрать разнообразный по содержанию материал, который был бы доступен ребёнку, удовлетворял его познавательные интересы и способствовал:
-Развитию умения работать с информацией.
-Развитию самостоятельности, пытливости ума.
-Развитию умения учиться (понимать учебную задачу, добиваться результата, контролировать себя).
-Систематизации элементарных математических представлений.
-Развитию умственных действий: классификации, сравнения, обобщения.
-Развитию речи.
На прозрачном экране наклеены 9 липучек с 4-мя фишками для ответов к заданиям. Таблично-рисуночный принцип построения игры делает ее занимательной и не сложной в использовании, а поставленные в ней вопросы учат ребенка рассуждать и аргументировать свои ответы.
Отметив фишками предполагаемый результат, ребёнок легко может проверить правильность своих ответов с помощью рисунков на обратной стороне каждой игровой карточки и при необходимости исправить ошибку. Это способствует развитию интереса к познавательной деятельности и формированию правильной самооценки. Самоконтроль способствует развитию обучаемости. «У меня всё получается!» – так развивается уверенность в себе, интерес к обучению.
После выполнения ребёнком всех заданий каждой серии можно использовать их ещё раз. Для этого можно рассказать ребёнку, как выполнил задание Незнайка или другой сказочный персонаж. Конечно же, дети ошибаются, отмечая фишками картинки, и затрудняются отвечать на вопросы. В этой ситуации взрослый предоставляет ребёнку возможность самоутвердиться, рассказывая и показывая, почему задание выполнено неправильно, в чём состоит ошибка. Так взрослый вновь стимулирует мыслительные операции и речь ребёнка.
Играть с ним ребёнок может не только в детском саду, но и дома с родителями. Игры с пособием также могут быть включены в структуру индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Список литературы:
1.Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно- методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
2.Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
3.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002.
4.Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов/ В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. – Москва: Сфера 2015.
5.Гороховцева, Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017
6.Защиринская О. В., Хрестоматия Психология детей с ЗПР / – М.: Изд.: Спб.: Речь, 2003.
7.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2015.
8.Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
9.Монтессори, М. Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет [Текст] / М. Монтессори, Ю. И. Фаусек. – Народная книга, 2013.
10.Серикбаева, Г.А. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения. – Алматы, 2016.
«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»
Цель: Развитие представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах, активизация речевой деятельности.
Задание: Найди картинки, на которых неверные неравенства и равенства.
Задание: Найди картинки сказок, в названии которых есть число три.
Задание: Найди картинки, на которых спряталась цифра шесть.
«ВЕСЕЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Цель: Развитие представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях, активизация речевой деятельности.
Задание: Найди картинки, на которых есть две фигуры прямоугольной формы.
Задание: Найди картинки, на которых круг находится за треугольником.
Задание: Найди картинки, на которых предметы состоят из треугольников.
Задание: Найди картинки, на которых предметы не круглой и не овальной формы.
«ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО»
Цель: Развитие навыков восприятия пространства и времени, активизация речевой деятельности.
Задание: Найди картинки, на которых звери едут налево, а солнышко справа.
Задание: Найди картинки, на которых признаки осени.
«АЗБУКА ЦВЕТА»
Цель: Развитие представления о цвете, активизация речевой деятельности.
Задание: Найди картинки, на которых художник раскрасил предметы в неправильные цвета.
Задание: Найди картинки, которые раскрашены красным, синим и желтым карандашами.
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ РАЗМЕРЫ»
Цель: Развитие представления о различных величинах, их сравнения и измерения, активизация речевой деятельности.
Задание: Найди картинки, на которых предметы расположены в порядке возрастания (маленький, средний, большой).
Задание: Найди картинки, на которых предметы расположены в порядке убывания (большой, средний, маленький).
Рекомендуем посмотреть:
Профилактика дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста
Досуг для старших дошкольников с ЗПР «Прогулка в лес». Сценарий