Консультация для воспитателей ДОУ «Виды занимательного материала»
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого до конца, поиск ответа до получения результата).
Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нём условно
3 основные группы:
- Развлечения;
- Математические игры и задачи;
- Развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Математические развлечения – это головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Например,
головоломки могут быть:
• арифметическими – угадывание чисел;
• геометрическими – разрезание бумаги, сгибание проволоки;
• буквенными - анаграммы, кроссворды, шарады.
Очень интересны детям игры на воссоздание силуэтов. В одних играх составляются плоские фигуры – «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», Волшебный круг», «Листик», «Пентамино» и.т.п., в других – требуется составить объёмную фигур – «Кубики для всех», «Куб – хамелеон» и т.п.
Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
Например,
игра «Отгадай число».
Цель этой игры: закрепить умение детей сравнивать числа.
По заданию ведущего ребёнок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6 или больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребёнок, выполнивший условие игры, получает звёздочку. При делении детей на 2 группы, ответивший неправильно – выбывает из игры.
Эта игра проста по содержанию и поставленной задаче – назвать требуемое число на основе знания последовательности чисел и отношений между ними.
Разновидностью математических игр и задач являются
логические игры,
задачи и
упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются», «Мельница» и др. Игры «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» предполагают строгую логику действий.
Дидактические (логические) игры и упражнения – направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике.
Таким образом, самые простые задачи и упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, являются эффективным средством обучения детей, развития их самостоятельных игр и развлечений.
Литература:
1. Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой, С-П. «Детсво-пресс»
2. «Математика от трёх до семи» З.А.Михайлова, С-П. «Детсво-пресс», 2010 г.
3. «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова, р.Л.Непомнящая, С-П. «Детсво-пресс», 2000 г.
4. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, М. «Просвещение», 1990 г.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей