Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе "Стоит в поле теремок"
Цель и задачи:
- упражнять в счете до 5;
- формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой;
- учить различать геометрические фигуры;
- закреплять понятия «сначала», «потом», «узкий», «широкий», «длинный», «короткий»;
- учить сравнивать количество предметов.
Материал и оборудование:
Демонстрационный:
Игрушки: мышь, лягушка, заяц, медведь, лиса, картинки с изображением этих животных;
макет теремка; сюжетные картинки к сказке «Теремок»; карточки с цифрами от 1 до 5; бумажные круги для дорожки;
силуэтные изображения берез и елок; поролоновые подушечки- «кочки»; фланелеграф, мольберт.
Раздаточный:
«Собери бусы»; картинки с изображением камешков необычной формы; настольная логическая игра «Аналогии»;
картинки с изображением шубы; геометрические фигуры – «заплатки»; флажки, вырезанные из бумаги красного, синего, желтого, зеленого и голубого цвета; картинки с изображением теремка и двух разных по цвету, длине и ширине дорог.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними фланелеграф, мольберт, теремок.
Педагог:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, мышка бежала,
Теремочек увидала.
(достает игрушечную мышь)
К теремочку дорожка ведет
(обращает внимание детей на дорожку из кружков, выполненную на фланелеграфе). Посмотрела мышка на дорожку, огорчилась: немножко неправильно выполнена дорожка. Почему? Найдите ошибку и исправьте.
(дети выполняют задание)
Педагог:
Побежала мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут
(выкладывает на фланелеграфе силуэтные изображения 4-х ёлок и 2-х берез). Какие это деревья?
(Ели, березы) Сколько берез? Сколько елок? Каких деревьев больше?
(Ответы детей)
Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать, да песни распевать
(выставляет на мольберте картинку с изображением мышки). Сколько зверушек в теремке?
(одна). Найдите цифру один. Покажите её.
(Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой один).
Лягушка скачет из болота,
В теремке ей жить охота.
(Достает игрушечную лягушку)
Давайте попрыгаем с ней по кочкам.
Разминка
Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит педагог:
Один, два, три, четыре, пять –
Лягушка начала скакать.
С кочки на кочку прыгает,
Лапками весело двигает.
И говорит нам простые слова:
Ква-ква-ква!
Прыгают по поролоновым подушкам, разводят руки в стороны. На выдохе произносят «Ква-ква-ква»
Прыгают на месте
Педагог:
На какую геометрическую фигуру похожи кочки?
(на круг).
Пока Лягушка скакала,
Бусы потеряла.
Плачет, бедная:
Беда!
Помогите, детвора!
Педагог: Поможем лягушке бусы собрать?
Работа с раздаточным материалом: «Собери бусы»
На тарелке у каждого ребенка набор геометрических фигур. Воспитатель поочередно называет фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Затем педагог показывает образец, а дети сравнивают с ним свои работы.
Педагог:
Пока вы собирали бусы, лягушка нашла интересные камешки. Скажите, на что они похожи?
(сосулька, косточка, гантели, человек, цветочек)
Прискакала к теремочку Лягушка,
Пустила её Мышка-нарушка.
Стали они вместе жить,
Песни петь и не тужить.
Выставляет на мольберте картинку с изображением лягушки.
И вы не скучайте,
Зверушек посчитайте.
(Две)
Педагог:
Найдите цифру два. Покажите её.
Выставляет под картинкой карточку с цифрой 2.
Педагог:
Как по полю, полю
Зайка бежит.
(Достает игрушечного зайца)
У дверей остановился и кричит:
- Ой, беда, беда, беда!
Шубку я вчера порвал.
Вы пустите меня в теремок
Обогреться – я весь продрог!
Выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением шубы и образцы заплаток. Дети выбирают подходящие варианты. Зайка благодарит детей.
Педагог:
Зайка, Зайка, не зевай,
С детворою поиграй!
Логическая игра «Аналогии»
Педагог выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением пар предметов
(школьник – портфель, рыба – сеть, молоток – гвоздь, девочка – платье, заяц – морковь).
Под ними размещает картинки с изображением одного предмета
(малыш, муха, пила, собака, мальчик), к которым нужно подобрать картинки из расположенных внизу фланелеграфа картинок
(погремушка, паутина, бревно, кость, шорты).
Педагог:
Давайте с зайкой поиграем.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок.
(Педагог выставляет на мольберте картинку с изображением зайки). Сколько зверушек в теремке?
(три). Найдите цифру три. Покажите её.
(Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой три).
Педагог:
Тихо, тихо, не шумите.
Кто-то к нам идет сюда.
(Достает игрушечную лису)
Что за чудо теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
Вы пустите в теремок меня,
Будем с вами мы друзья.
Пустили и Лисичку в теремок жить.
Ведь она знает много игр.
Игра «Что сначала, что потом»
На фланелеграфе выложены сюжетные картинки к сказке «Теремок». Дети расставляют изображенные эпизоды в правильной последовательности.
Игра «Чего не стало»
Педагог:
Лисичка решила украсить теремок флажками
(выставляет бумажные флажки). Какого они цвета?
(Ответы детей). Наступила ночь, все закрыли глазки
(убирает один флажок). Утром все проснулись, открыли глазки и увидели, что одного флажка не стало. Какого?
Игра повторяется несколько раз.
(Педагог выставляет на мольберте картинку с изображением лисички). Сколько зверушек в теремке?
(четыре).
Найдите цифру четыре. Покажите её.
(Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой четыре).
Педагог:
А по лесу уж медведь идет,
Вдруг увидел теремок – как заревет.
(достает игрушечного медведя).
Хочет Мишка к теремку подойти,
Да болото у него на пути.
А через болото проложены две дороги
(выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением теремка и двух дорог).
Какого они цвета?
(желтого и зеленого).
Подскажите Мишке, какая дорога короткая?
(зеленая).
Желтая какая?
(Длинная).
А какая зеленая дорога по ширине?
(широкая).
А желтая?
(узкая).
Достает игрушечного медведя:
Подошел медведь к теремку и ревет:
Вы пустите меня в теремок!
Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок?
(нет).
Почему?
(ответы детей).
Что же делать? Ведь мишке плохо будет на улице.
(Дети решают построить большой теремок).
(Педагог выставляет на мольберте картинку с изображением мишки). Сколько зверушек в теремке?
(пять).
Найдите цифру пять. Покажите её.
(Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой пять).
Построим теремок вечером, а сейчас скажите, в какой сказке мы побывали? Понравилась ли вам сказка?
Играть со зверушками было интересно и весело.
Мы обязательно встретимся с ними в других сказках!
Литература:
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников»;
Т.Д.Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»;
Е.Н.Панова «Дидактические игры и упражнения в ДОУ»;
Е.Н.Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду»;
В.Волина «Праздник числа»;
Е.В.Соловьева «Моя математика»
А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД с использованием блоков Дьенеша в средней группе
Конспект занятия в средней группе "Путешествие в страну Математики"
Занятие по математике в средней группе детского сада на тему «Количественный и порядковый счёт. Числ
Конспект занятия по математике в средней группе. Счёт от 1 до 5
Похожие статьи:
Конспект НОД по образовательной области познание (математическое развитие) в средней группе