Работа дошкольного образовательного учреждения по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
1 год работы
В этом учебном году наш детский сад вошел в число 10 садов города, реализующих программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую грамотность в детском саду.
Хочу рассказать историю из своей жизни.
Однажды мой старший сын (ему тогда было 6 лет) в рассуждениях о том, кем он хочет стать, заявил – я хочу работать в банке. На порос почему, он ответил: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке и у мня будет много денег». И я никак не могла ему объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Мои дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе.
Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Обо всем об этом и рассказывает программа, на основе которой дети изучают финансовую грамотность в нашем детском саду.
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.
Изучению данной программы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в неделю в старших и подготовительных группах по вторую половину дня.
Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда групп: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран».
При планировании данной работы с педагогами были проведены обучающие семинары-практикумы с целью разъяснения особенностей программы, использованию практических материалов, мультимедийному сопровождению.
При организации работы с детьми на начальном этапе проводилась диагностика для определения начальных знаний детей о финансовой грамотности. По результатам можно было сделать следующие выводы: многие дети старшего возраста имеют недостаточные знания о потребностях человека, о знаниях терминов «заработная плата», «продукт труда», «цена». Таким образом необходимость данных занятий стала очевидна.
Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса могут оказать родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.
Целесообразно параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т. д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и служить основой грамотного финансового поведения в будущем.
Методические рекомендации предусматривают выполнение детьми совместных домашних заданий, где родителям отводится важная роль консультанта, помощника.
Работа в детском саду в данном направлении только начинается, промежуточные результаты можно будет подвести в конце учебного года.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятие по экономике в старшей группе. Природный и рукотворный мир
Конспект занятия по экономике в старшей группе. Потребности
Конспект НОД по экономике для детей старшей группы в детском саду
Экономическое воспитание дошкольников
Похожие статьи:
О профессии банковского работника для детей