Статья «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?»
Автор: Павленко Татьяна Дмитриевна воспитатель детский сад № 128 город Рязань
Слово «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.
Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны, тот, кто их знает. Дошкольники очень чувствительны к разному роду воздействиям. Ребенок, как губка, впитывает впечатления, знания, стиль поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийно, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складывается необходимые качества и свойства личности.
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, показывают, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста - глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни. Экономика может быть преподнесена детям в
форме элементарных сведений:
• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
• с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена – с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость –с другой;
• научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней;
• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Нам стало очень интересно, каков же будет результат, если мы начнем работать над темой «Формирование основ экономического воспитания у детей дошкольного возраста». Изучая литературу и различные информационные источники (Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников». Творческий центр М; 2002 г.; А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики». Санкт-Петербург, «Детство пресс», 2002 г.; А.А. Смоленцева. Учебное пособие Ниж. Новгород. Изд-во НГТУ 2000 г. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»; Б.А. Райзберг «Экономика для детей». Издатель И.Ю. Орлова «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; И.А. Сасова «Экономическое воспитание детей в семье». Издательство «Ось-89»), мы решили начать работу со средней группы. Проведя и сравнивая результаты диагностики, мы увидели, что является наиболее слабым звеном. Что позволило сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашей работы. Для того чтобы дети получали поэтапно необходимую информацию по этой теме как во время занятий, так и в повседневной жизни, мы разделили
план работы на пять блоков.
1. БЛОК. Потребности.
2. БЛОК. Производство и ресурсы.
3. БЛОК. Выбор. Цена. Цена выбор.
4. БЛОК. Основные экономические понятия.
5. БЛОК. Золотые правила экономики.
Таким образом, возникла необходимость создания пространства для развития ребенка и воспитателя в едином проблемном контексте. В адаптированном пространстве группы создали «Уголок Экономики», в котором собраны необходимые интересные материалы: игры, пособия, книги, иллюстрации и т.д. На видном месте, на полке, расположили новые тематические игры «Чёрный ящик», «Из чего сделано», «Расскажи о профессии», игры путешествия, также уголок пополнялся самими детьми, дети приносили модные сейчас экономические игры «Монополия», «Семейный бизнес», «Банк». В уголке мы сделали подборку интересных журналов, карточки с экономическими понятиями, журналы-головоломки, познавательные журналы о деньгах других стран: «Ткани», «Любимые рецепты», «Мир русской деревни», «Занимательные картинки», «Мир вокруг нас», «Овощной калейдоскоп», «Кроссворды»,выставку минералов, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же посадили кукол: гнома Эконома и царицу Экономику. Эти сказочные персонажи, используемые на занятиях, помогают детям усвоить новые сложные слова и их значение. Совместно с детьми мы сделали «экономическое дерево» с необычными листочками. Крона его – не простые листочки, а важные экономические понятия: товар, бизнес, банк, деньги, производство и другие. Мы собрали, кроме всего прочего, целую «экономическую» библиотеку: «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Три копейки на покупку» Ш. Галлиева, «Откуда стол пришёл?» С. Маршака, «Экономика для малышей» Л. Кнышевой и другая занимательная литература. Оборудование к ролевым играм, учебная и игровая зоны созданы с учётом принципов концепции Петровского: динамичность, доступность, трансформирование, многофункциональность. В стороне от обучения не остаются и родители. Работает связь «ребёнок – воспитатель – родитель». Тематика родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед, открытых занятий разнообразна: доходы моей семьи, история происхождения денег, семейный бюджет. Мы использовали различные формы работы: комплексно-тематические занятия, игру, экскурсии, вечера досуга, встречи с интересными людьми, запланировали кружок дополнительного образования «Маленький бизнесмен» с разработанным перспективным планом на учебный год, составили морфологические карты.
Запланированные занятия по экономике проводились в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Например: на занятии-путешествии «Волшебные превращения денежки», ребята путешествуют с денежным рублем по разным странам, и гном Эконом с волшебной палочкой все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников ее превращениями. В каждой стране у нее свое имя. В России – рубли, в Германии – евро, в Украине –гривна, в Беларуси– белорусский рубль ит.д. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Конструирование сказочного города «сладкоежек», «Магазин игрушек», «Семья», «Детское кофе». В дидактических играх «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Старое - новое» и «Веселые повара», «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрину магазина», «На необитаемом острове» и др. В работе с детьми мы часто сталкиваемся с проблемой быстрой утомляемости детей, аследовательно – и с потерей интереса к занятию, снижением качества и количества усвояемых знаний. Основным противодействием этому может стать частая смена разнообразных методологических приемов. Таким образом, переключая внимание ребят с одного вида деятельности на другой, удается поддерживать познавательный интерес детей на протяжении всего занятия, что приводит к значительному улучшению качества знаний по проблемам экономического воспитания дошкольников.
При работе над данной темой мы использовали:
1. метод проблемных ситуаций;
2. исследовательский;
3. метод ТРИЗ;
4. решение математических задач;
5. логические игры и упражнения.
(Цепочка производства- самостоятельные рисунки детей)
Исходя из проведенной нами работы, мы можем с уверенностью сказать, что работа была интересной как детям, так и самим воспитателям, и это несет большой потенциальный запас на дальнейшее развития ребенка в данном направлении. И мы думаем, что ответом на вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» – является сам результат, который будет проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.
Рекомендуем посмотреть:
НОД по экономике для детей подготовительной группы
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе
Конспект занятия по экономике в старшей группе
Проект по экономическому воспитанию в детском саду. Подготовительная группа
Похожие статьи:
О профессии банковского работника для детей