Практика использования воспитателем игровых приемов, направленных на развитие навыков грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка. На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как надо говорить, стремится говорить правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.
Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно - методического альбома «Говори правильно» О.И. Соловьевой .
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно, живо. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т.д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.
Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездит, ездим). Возможно прямое указание, выделяющие трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить.
В работе над правильной речью находят место и такие эффективные приемы, как сравнение, исправление, подсказ. Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Д/И «Чем питаются?»
Отработка падежных грамматических форм: сыр-сыром, гриб-грибами (творительный падеж).
Д/И «Что где растет?»
Отработка падежных грамматических форм: на клумбе, в поле (предложный падеж).
Д/И «Кто где живет?»
Отработка падежных грамматических форм: в гнезде ,в дупле,в норке.
(предложный падеж).
Образование прилагательных от существительных.
Из чего сделан предмет?
Ребенку предлагается сказать, из чего сделаны все эти предметы. Вопрос, адресуемы ребенку: из чего сделан предмет?
Можно предложить ребенку рассмотреть рисунки и ответить одним словом, из чего сделаны изображенные на них предметы. Например, кастрюля из металла - металлическая, шарик из резины - резиновый, сумка из кожи - кожаная, ручка из пластмассы - пластмассовая, шапка из меха - меховая и т.д. Педагог должен внимательно следить за тем, как ребенок образует новые слова с помощью суффиксов. Это часто вызывает у детей затруднение.
Какое варенье (сок)?
Можно спросить ребенка: "Какое варенье варят из яблок?" (Яблочное.) "Какой сок делают из винограда?" (Виноградный.) Если дети затрудняются, надо подсказать правильные ответы и почаще их повторять.
Образование прилагательных от существительных.
Педагог в ходе игры «Из чего сделан предмет?» спрашивает : «стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:
шуба из меха — (меховая)
стаканчик из бумаги — (бумажный)
мяч из резины — (резиновый)
кувшин из стекла — (стеклянный)
платье из шелка — (шелковое)
замок из железа — (железный)
платок из шерсти — (шерстяной)
кофточка из кружев — (кружевная)
Образование прилагательных от существительных
Инструкция: Подумай и скажи - пирог с яблоками какой ? – яблочный
Дом из дерева- деревянный, варенье из вишни - какое ?,стакан из стекла – стеклянный.
5 лет
Сок из яблок-
Шуба из меха-
Колесо из резины-
Лист дуба-
Одеяло из шерсти-
6 лет
Сок из абрикоса –
Салат из моркови–
Горка изо льда–
Сумка из кожи–
Лист березы–
Можно предложить на занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи использовать наглядно-игровые пособия, которые, с одной стороны, дают детям зрительную опору, а с другой - служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении.
Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ,. ВЫ, ОБ, С . Слова для предъявления: ходить — ...; бежать — ...; летать.
Исследуя характер употребления предложнных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит — ... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела - …ветки. Игрушки висят — ... елке».
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи - прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д.
При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами.
При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода (девочка сказала), мужского рода (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени. Детей подводят также к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения - возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения различных типов предложений.
При работе над прилагательными познакомить детей с тем, как согласуются существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише). Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью окончаний, приставок, суффиксов.
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал - поехал - выехал) и т.п.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Доклад на тему: Развитие связной речи у дошкольников
Развитие речи у детей 6 лет
Развитие речи у старших дошкольников на занятиях ИЗО