Формирование грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.
К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
При формировании грамматически правильной речи мы, прежде всего, стараемся воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи.
В своей работе по данному вопросу мы используем следующую литературу: О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»; методическое пособие Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника»; игры с буквами и словами В. Волиной «Праздник букваря»; А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок».
Игры и упражнения с грамматическим содержанием организуются дважды в месяц как часть занятия и ежедневно во второй половине дня в игровой форме. В процессе обучения даем детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркиваем интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор – топором, лети – летит – летят), соотнесения вопроса с существующей грамматической формой (какой – голубой, какая – голубая, какое – голубое). Работая над пониманием предлогов, сначала направляем внимание детей на значение этих «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Например,
показываю разницу в звучании двух предложений:
Положи карандаш стол.
Положи карандаш на стол.
Используем такую игру
«Где мяч?» - закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.
В старшей группе в игровой форме часто используем упражнение на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составления предложения по слову, по структурной схеме. Так, например это видно при проведении игры «Живые слова» - где ребенок в элементарной форме осознает словесный состав предложения и делает произвольный процесс его составления, т.е. ребенок понимает, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов и звуков, вырабатывается осознанное отношение к речи, создает основу для усвоения грамоты. Так же используем прием, как составление коллективного письма (ребенок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложений, что является необходимой для развития связной речи.
Для активного употребления в речи детей прилагательных и глаголов проводим следующие
игры, как с мячом, так и с применением предметных и сюжетных картинок: «Кто как разговаривает?» (корова – мычит, тигр - …, ….); «Наоборот» - закрепление употребление в речи детей слов-антонимов; «Что происходит в природе?» - употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.(тема «Весна» - солнце – что делает? –светит, греет; ручьи – бегут, журчат); «Кто чем занимается?» - закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей; «Из чего сделано?» - закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования; «Чья голова, чей хвост?» - расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных; «Подбери слово близкое по значению» - закрепление употребление в речи детей слов - синонимов.
Используем
игры и упражнения для образования существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливание оттенков в значениях слов: игра «Назови ласково» - закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Используем в своей работе по развитию грамматического строя речи игры: «Веселый счет» - закрепление в речи согласования существительных с числительными;
«Кто кем был?» - образование имен существительных творительного падежа;
«Чего ни стало?» - образование имен существительных родительного падежа ед. или мн. числа.
«Один – много» - закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных;
«Лови да бросай – цвета называй» - согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;
«Четвертый лишний» - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
В группе создана предметно-развивающая среда по данному направлению в доступном для детей месте. Для родителей оформлены выставка литературы на тему: «Развиваем речь детей»; выставка развивающих речевых игр «Формируем речь»; папки-передвижки с консультациями: «Родителям о речи ребенка», «Почитай мне, мама», «Учим стихи», «Правильно говорит ли ваш ребенок?». Запланировано родительское собрание на тему: «Как помочь дошкольнику развивать фонематический слух» с присутствием учителя-логопеда. Налажена тесная взаимосвязь с логопедом в данном направлении.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Доклад на тему: Развитие связной речи у дошкольников
Использование игровых приёмов для формирования грамматически правильной речи детей 5-6 лет
Развитие речи у детей 6 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет