Развитие связной и образной речи старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью
Речевое развитие детей происходит в процессе познания ребенком окружающего мира. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структура, речевые и психические функции. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая картины, отвечая на вопросы воспитателя, составляя рассказы по картинкам, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать искусство, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами.
Работа строится в строго определенной последовательности: сначала детей учат рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения. На втором этапе дети учатся составлять связные рассказы по картинам, при этом воспитатель использует такие методические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задания придумать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить какие события могут последовать за изображенным художником.
На таких занятиях необходимо использовать музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них), по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению. Например, дети рассматривают картину «Зима» И.Шишкина. Звучит музыка П.Чайковского «Январь. У камелька» (из фортепьянного цикла «Времена года»). Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дети отвечают на вопросы:
- Кто из вас любит зиму? Почему?
- Автор этой картинки любит зиму? Почему вы в так думаете?
- О чем хотел рассказать художник?
- С чего вы начнете свой рассказ, о чем будете рассказывать потом, чем закончите?
- Что вы представляете, глядя на этот пейзаж?
Оценивать рассказы детей следует исходя из следующих критериев: передан ли художественный образ картины, насколько связана и образна речь, степень творчества в описании картины. Можно сказать детям: «Каждый из вас по-своему нарисовал зимнюю картину с помощью слов, а теперь дома нарисуйте зиму с помощью карандашей и красок».
Для развития творчества старших дошкольников важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности. Дети уже могут представить картину без предварительного наблюдения, лишь на основе художественного описания: поэтическое слово подсказывает необходимые образы пейзажа. В дошкольном возрасте достаточно развиты чуткость к поэтическому слову, умение соотносить картины с их описанием, переносить свои впечатления в рисунок.
Поэтому на другом занятии можно использовать пейзажную лирику. Например, занятия по изобразительной деятельности на тему «Первый снег» с использованием произведений И. Сурикова и Е. Трутневой. Поэтические строки подсказывают детям темы для различных зимних пейзажей: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной», «Под утро поле снегом забелело». Дети выбрали те строки, в которых наиболее поэтично говорится о наступлении зимы. Например, изображая поле, ребенок передал видимость простора тем, что внизу листа расположил большие деревья, вверху маленькие, а между ними «пустое пространство». Или, рисуя «темный лес», который «принакрылся» чудной шапкой, ребенок очень близко рисует мазками деревья, а на них полосы снега.
В результате таких занятий дети чаще начинают говорить друг другу о том, как красиво вокруг, их словарь обогащается точными поэтическими выражениями. Стихи помогают создавать «разноцветные рисунки». Дети уже не теряются в поисках сюжета для изображения, детям «понятно, о чем рисовать».
Детские рисунки и рассказы по картинкам целесообразно оформлять в виде альбомов или устроить выставку. Занятиями должно предшествовать чтение русских народных сказок, былин, стихов и прозаических произведений, которые так или иначе будут сопровождать процесс рассматривания картин и составления связных рассказов по ним.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Доклад на тему: Развитие связной речи у дошкольников
Использование игровых приёмов для формирования грамматически правильной речи детей 5-6 лет
Развитие речи у детей 6 лет