Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Традиционные и нетрадиционные формы развития связной речи детей дошкольного возраста в ДОУ

Опыт работы воспитателя детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы развития связной речи детей дошкольного возраста
Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая. В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены, которые домысливаются собеседниками по ситуации. Но очень часто используются и полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля. Пример: «Не может он не прийти!», «Станет он работать!», «Нашел мастера!». Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, т.к. ежедневно слышат ее в быту. При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем-либо используется монологическая форма речи. Отличие этой формы от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста. Монолог всегда находится во временной или причинно-следственной связи друг с другом. Сообщения о фактах существующих одновременно – называют описанием. Сообщения о фактах находящихся в причинно-следственных отношениях называются – рассуждением[1]. Детей надо учить монологической речи, потому что они редко слышат ее в повседневной речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще всего используют форму диалога. Поэтому очень важен наш целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу-описанию, повествованию, рассуждению.

Традиционные методы: диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми своими сверстниками.

Обучение речи протекает в двух формах:
1) в свободном речевом общении;
2) на специальных занятиях.

Обучение диалогической или разговорной речи обычно происходит во время беседы (разговора), т.е. обмена репликами между взрослыми и ребенком или между детьми. В процессе беседы развивается умение вести диалог, следовательно, речь обогащается синтаксическими формами, лексикой, отражающей данную действительность. В детском саду беседа проводится с прямой целью развития связанной речи детей. Содержание бесед определяется «Программой воспитания в детском саду». Беседы ведутся: о семье, ребенке, труде, предметах быта, природе в разные времена года и т.д.[1].

Беседа бывает подготовленная и неподготовленная.
А) неподготовленная беседа – во время умывание, прогулки, игры, труда и т.д.
Б) Подготовленная беседа – во-первых, учит беседовать, т.е. выслушивать собеседника, не прерывая его речь, стараться говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл слов.
Подготовленной, беседа называется потому, что перед занятием ставятся такие ситуации, когда внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы, она должна быть знакома детям. В результате подобной беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге, приобретают некоторые грамматические (склонение имен существительных, согласование существительного и прилагательного, употребление глагола) навыки.

Построение беседы:
1) вступление (зачин);
2) развитие темы разговора;
3) концовка.
Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора.
Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, надо чтобы дети не отвлекались от данной темы.
Заканчиваться беседа должна загадками, стихами, показом иллюстраций, комментарием воспитателя.
Но чаще всего она заканчивается логическим выводом воспитателя, приемы театрализации художественных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приемы пересказа детьми, которые прочитал воспитатель. Пересказ дает возможность совершенствовать диалогическую речь детей, в частности интонации обращения, речь их становится более насыщенной.

Игра-драматизация:
1) Дословный пересказ детьми по ролям художественного произведения;
2) Свободный пересказ текста (сюжетно-ролевая игра детей).
Театрализованное представление отличается от игры драматизации тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст произведения. При этом они пользуются атрибутами театра теней, игрушками. Игра-драматизация и театрализованная деятельность активизируют речь детей.
Методами обучения монологической речи являются пересказ и сочинение (придумывание детьми рассказов и сказок). Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах. Во всех группах основным приемом обучения монологической речи является опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, картинки. Текстами для пересказа могут быть:
1) Сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе каждодневного общения и которые они пересказывают друг другу и в своей семье;
2) Произведения художественной литературы, которые пересказывают на занятиях.
Научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описать вещи, растение, животных, изображенных на картине, об увиденном в мультфильме.

Рассказы можно классифицировать:
1) рассказ о событиях, произошедших только что; значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, животных), наблюдаемых сейчас и по памяти;
3) рассказ по картинке;
4) рассказ по фильму.

Еще не маловажным видом монологической речи является устное сочинение детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, изменяют конец сказки, придумывают новых героев в сказках и рассказах[2].

Нетрадиционные методы.
Наряду с традиционными методами обучения связной речи, существуют нетрадиционные методы развития речи.
1) Использование дневников настроения. Ребенок зарисовывает рисунок по цвету, тем самым показывает свое отношение к окружающему миру. С помощью таких дневников дети рассказывают о своих чувствах, неудачах или, наоборот, о, добром, о хороших делах или, что происходит в группе, семье.
Беседуя с ребенком в повседневной жизни, о ситуации, которая волнует его, развивается связанная речь.
2) Придумывание книжек-малышек. Книги, разные по форме и настроению, помогают формирование у детей связной речи и воображения. Содержанием этой книги станут рассказы и фантазии детей о том, что с ним произошло.
В книге «пожеланий» ребенок высказывает свои сокровенные мечты. Книга должна быть красочно оформлена рисунками, зарисовками родителей.
«Семейная книга» - в ней можно поместить фотографии семьи, ее традиции, семейные праздники. Каждая семья становится автором книги, рассказывающей о ее увлечениях, профессиональных достижениях.
Варианты книг:
1. Книга кулинарных рецептов.
2. Книга загадок.
3. Книга праздничных дней.
4. Книга желаний.
5. Книга летних путешествий.
6. Семейная книга.
7. Книга страшилок.
8. Открытая книга (забавные высказывание, ситуации).
9. Книга «Если бы я был «зайчиком», «цветочком» и т.д.
10. Тематические книги «Океан», «Люди», «Звери» и т.д.
Книги помогают детям рассказывать и делиться впечатлениями о жизни, раскрыть свой внутренний мир, развивают связную речь и творческие способности детей, что важно для успешного развития личности ребенка в жизни.

При использовании выше названных форм работы по развитию связной речи у детей стали значительные изменения:
- психические функции (память, воображение, внимание);
- коммуникативных функций (общение со сверстниками, родителями, воспитателями).
Объединение детей, родителей и воспитателей одной целью: успешное развитие связной речи – успешная учеба в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. 160 с.
2. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. 223 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Развитие речи у старших дошкольников на занятиях ИЗО | Консультация для родителей детского сада. Развитие связной речи детей дома
Опубликовано: 2112 дня назад (13 марта 2019)
Просмотров: 4242
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Елена Александровна Румянцева # 13 марта 2019 в 14:38 0
Очень полезная иинформация для работы. Спасибо. Также полезна она будет не только педагогам, но и родителям.