Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие связной речи у детей через устное народное творчество

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Развитие связной речи у детей через устное народное творчество
Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения ребенка. Одной из форм обучения является развитие связной речи у детей через устное народное творчество.
Знакомство детей с устным народным творчеством влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для дальнейшего развития речи.

Детский фолькор – большая часть устного народного творчества. Запоминание стихов, потешек, колыбельных, сказок оказывает большое влияние на развитие связной речи. Под термином «детский фольклор» обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых.
Знакомство с устным народным творчеством с детьми начинается с первой младшей группы. Работа проводится в режимные моменты, на занятиях, на прогулках, во время игры.

Укладывая куклу спать, напеваем:
Баю-баю, баю-баю, ты, собачка, не лай
Белолоба не скули, мою Катю не буди.
Чтобы малыши быстрее и легче могли запомнить песенку, необходимо показывать, как громко лает собачка (игрушка) и может разбудить куклу Катю. Дети дружно просят собачку: «Ты собачка, не лай, Белолоба не скули».

После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.
Во время умывания, причесывания малыши знакомятся с песенками:
Чистая водичка, умоет Диме личико,
Катеньке – ладошки, а пальчики – Алешке.
Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.
Выходя на прогулку, воспитатель с детьми читает потешку:
Едем-едем к бабе, деду, на лошадке, в красной шапке,
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам.

Фольклор дает образцы русской речи, подражание, которое позволяет ребенку успешнее овладеть русским языком.

Так же важно знакомить детей с важнейшими деталями народного календаря. И отмечая тот или иной праздник по календарю не обойтись без песен. Песни исполняются с движениями, с повторами, в виде диалога:
Уж я сеяла, сеяла ленок, уж я, сея, приговаривала,
Чеботами приколачивала, «Ты удайся, мой беленький ленок».
Или: «А я по лугу», «По малину в сад пойдем», «Было у матушки шесть дочерей» - игровые песни.
А вот песни-колядки. Прежде чем их петь, надо детям объяснить, что они означают (Кол – ада – это круговая еда).

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Собираясь на прогулку, можно напомнить медленно одевающимся детям «семеро одного не ждут». Замечая, что кто-то из детей одевается неаккуратно: «поспешишь – людей насмешишь».
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторенном чтении дети усваивают смысл стихотворения, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь. Учить с детьми потешки о домашних и диких животных.

Такие потешки, помогающие узнать о повадках животных, доступны ребенку:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Хвостиком хлоп, хлоп
Ножками топ, топ!
Рогом пыр! Другим пыр!
Забодает, забодает!

В играх во время одевания, умывания, после дневного сна в работе воспитателя используются потешки.

Многие девочки имеют хорошие длинные волосы. Причесывая после сна, читаем потешку:
«Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти косонька, до пят
Все волосоньки в ряд».

Большое значение в речевом развитии младшего дошкольника играет сказка. Она формирует языковую культуру детей, умение овладевать многозначностью народной речи. Пересказ, повторение. Драматизация сказок способствует развитию связной речи у детей. Язык сказок сближает детей друг с другом, детей и взрослых. Детям очень нравится слушать сказки, стараются их пересказать. Сказки объединяют взрослых и детей. Способствуют взаимопониманию. Большое значение имеют загадки, воспитатель использует их в играх, на занятии, в трудовой деятельности.

На прогулке наблюдаем за явлениями природы, птицами, домашними животными:
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает, в поле
Погуляет, травку ворует» (воробей)

В игре загадка также является отличительным помощником: упадет - поскачет, ударит – не заплачет (мяч).
На занятии при описании игрушки дети не забудут сказать для чего нужен мяч.

При знакомстве с видами транспорта – загадка про автобус:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

Отгадывание загадок требует от детей умение рассуждать, творчески решать логическую задачу.

Также во время прогулок, пословицы помогают детям лучше понять различные явления природы, события: «весна красна цветами, а осень плодами». Из собственных наблюдений дети делают вывод «март - с водой, апрель - с травой».

В повседневной жизни можно использовать пословицы о труде: «глаза боятся, а руки делают», «кончи дело, гуляй смело», «дело мастера боится».

В старших группах можно организовать конкурсы-соревнования между группами детей: «Продолжи поговорку», «Кто больше назовет пословиц (на тему дружбы, труда и т.д.).

А вот загадки – полезное упражнение для детского ума. Вот как предлагает учить детей отгадывать загадки Тихеева. На стол выставляются несколько игрушек или картинок и для каждой подбираются загадка. «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Или «на голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте – узоры, на ногах - шпоры». Необходимо обращать внимание детей на меткую образную характеристику игрушки.

Использование загадок на занятиях (лепка, рисование, познавательное). Очень важно использовать загадки на прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, цветами или сезонными явлениями «стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички», «кричит «кряк», червякам враг».

Все эти жанры используются при составлении развлечений посвященных праздникам народного календаря: «Сретенье», «Веснянка».

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду

Колыбельные в развитии ребёнка

Развитие нравственно-речевых качеств детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность | Развитие речи у старших дошкольников на занятиях ИЗО
Опубликовано: 2139 дней назад (14 января 2019)
Просмотров: 1804
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!