Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие нравственно-речевых качеств детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Опыт работы воспитателя ДОУ. Развитие нравственно-речевых качеств детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
По программе «Развитие» Л.А. Венгера театрализованная деятельность включена в учебный педагогический процесс. Одной из основных целей раздела по театрализованной деятельности является: развитие театральных способностей и самооценка детей.
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственных людях.
Одним из важнейших средств воспитания является родной язык. Он помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоциональной стороны языка. Развивая речь, мы развиваем личность ребёнка, его эмоции. Исполняемая речь, произносимые реплики, ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно общаться друг с другом. В результате у него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость, честность). Сказочные герои становятся для малыша образцом для подражания. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и выражает собственное отношение к добру и злу. Например: в сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге появляется белочка-пушистый хвост, а следом волк-зубами щёлк, которые пообещали жить дружно и ни кого не обижать. А в конце мы изменили сказку, и она закончилась дружным хороводом и пляской.
В театрализованной деятельности образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Чтобы определить сущность героя, надо понять, каков он, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. А чтобы понять, какими качествами герой наделён, учим детей, анализировать поступки и оценивать их. Например, сказка «Колобок». Дети переживают, что колобок покатился один. Говорят, что ему плохо одному в лесу, страшно. Переживают, когда он встречает волка, медведя. Понимают и не хотят, чтобы встретился колобок с лисой, так как знают, она его съест.
Вместе обыгрываем, анализируем эту ситуацию: что могло бы случиться, если бы колобок не встретил лису.
Театрализованные представления всегда весёлые, яркие, поэтому на долго остаются в памяти детей. Они развивают творческие способности дошкольника. Корректируют его поведение. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Они концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движение). Например, в сказке «Теремок». Сначала детям предлагаем подражать действиям лягушки, затем зайца, а потом медведя, а после этого беседуем по вопросам сказки.
Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, благодаря общению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Из многообразия всех средств выразительности рекомендуют в младшем возрасте развивать у детей простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных героев). Например, покажи, как бегает волк, прыгает заяц, ходит хитрая рыжая лиса, переваливается неуклюжий толстый медведь.
Известный композитор Д.Б. Кобалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы, даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей». Театрализованная деятельность позволяет нам решать многие проблемы по развитию речевого общения. Это помогает преодолевать скованность, робость, неуверенность в себе, застенчивость. Пример: Пальчиковый театр - сказка «Лиса, заяц и петух». Мы учим детей преодолевать негативные ситуации (не обижать друг друга, помочь слабому). Ребёнок чувствует в себе уверенность, поддержку со стороны, как взрослого, так и детей.
- Петух какой? (сильный, смелый, умный). А ты хотел бы быть таким, как петух? Дети передают интонацией голоса и движениями уверенность и смелость петуха, чувствуя свою уверенность и смелость. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети получают знания о мире. Взаимоотношениях людей, учатся преодолевать барьеры, возникшие в трудных ситуациях, искать союзников, вместе бороться за справедливость. Дети учатся играть дружно и согласованно. Развивается чувство ответственности за других, желание им помочь в трудной ситуации.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию нравственных качеств в процессе развития связной речи детей. Она побуждает детей к творческому саморазвитию, накоплению эмоционально-чувственного опыта, к самостоятельному выбору поведения в разных ситуациях. Театр – это мощное педагогическое средство, под воздействием которого можно достичь больших результатов в развитии нравственно-речевых качеств.

Литература:
1. Боряева Л.М. «Театрализованные игры с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии» СПб, Изд. «Союз» 2001
2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребёнка-дошкольника». – М., Изд. Центр «Владос» 2003.
3. Ушакова О.С. «Придумай слово». - М., Изд. Института Психотерапии 2003
4. Чурилова Э.Г. «Методика организации театрализованной деятельности дошкольников». – М., «Владос» 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Речевое сопровождение детей младшей группы в сюжетно-ролевых играх Развитие коммуникативных умений детей 3 - 4 лет в процессе игровой деятельности Конспект занятия по театрализованной деятельности во 2 младшей группе. День Победы Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Эстафеты для детей средней группы в детском саду | Развитие связной речи у детей через устное народное творчество
Опубликовано: 1234 дня назад (10 января 2019)
Просмотров: 503
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ирина Николаевна Ступченко # 10 января 2019 в 15:27 0
Интересная статья. Много познавательной и нужной информации. Голос!
Ольга Викторовна Пиняева # 10 января 2019 в 19:20 0
Очень интересный и познавательный материал.Интересная статья. Много познавательной и нужной информации.