Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методы обучения на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Данный материал будет полезен для учителей русского языка и литературы при работе с детьми 5-11 классов. Идеи, которыми делится учитель, это находки, выводы, которые применяет сам педагог. Инновационные методы сделают привлекательнее вас как преподавателя и интереснее ваш урок с точки зрения обучающихся.
Цель: познакомить коллег с инновационными методами работы по предмету
Задачи:
1) рассказать о рейтинговой системе как способе внеклассной работы по русскому языку и литературе,
2) поделиться впечатлениями от влияния диалогового обучения на качество образовательного процесса,
3) сообщить о результатах после применения новых подходов на уроках,
4) познакомить со способами привития любви к чтению художественной литературы через использование времени каникул,
5) поделиться отзывами детей с разным уровнем обучения о дифференцированной работе в классе,
6) показать, как учебный процесс может оказывать влияние на воспитательную работу школы

Современный мир, современные дети, родители не позволяют стоять на месте учителю. Поэтому не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”
В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда». И, конечно, учитель русского языка и литературы сам в первую очередь должен обладать коммуникативными способностями и уметь применять инновационные методы обучения.
Чтобы повысить интерес к предмету, чтобы детские глаза горели, можно применять в качестве внеклассной, вспомогательной работы рейтинговую систему оценки знаний. Ученик, если желает, дополнительно к уроку выполняет любые задания. Это может быть кроссворд, который он сам сделает по любому разделу, а, может, эссе или сборник рассказов собственного сочинения. Конечно, должна быть награда. За каждый вид работы ребенок получает баллы. Например, кроссворд оценивается по количеству слов, из которых он состоит. Учитель здесь сам может варьировать оценку творческих проектов. В конце четверти преподаватель подсчитывает баллы у каждого ребенка и предлагает на набранные баллы соответствующие призы. Естественно, учителю придется вложить собственные ресурсы для «зарплаты». Но результат стоит того. Включаются в работу даже слабоуспевающие ученики, пишут такие сочинения, такую активность проявляют, что удивляешься: к уроку домашнее задание не могут сделать, а тут исписывают целые тетради и после уроков остаются. Ученики одиннадцатых классов начинают бегать за учителем, чтобы рассказать афоризмы. Задумываешься над тем, что материальная сторона обучения не помешала бы образовательной системе.
Диалоговое обучение – это тоже катализатор учебного процесса и не только по литературе, но и по русскому языку. Какой восторг вызывает у ребят ощущение победы, когда они ответили на вопрос, который сразу никто в классе не смог осилить. Только после ряда подсказок, наводящих вопросов и вот … эврика! Эмоции, накал страстей, восторг! А что нравится? То, что получается, что легко, что интересно.
Использование афоризмов о жизни – это тоже метод, активизирующий учеников. Мудрые мысли воспитывают нравственные качества ребенка, формируют его взгляды, потому что это сказал великий кто-то. Здесь можно провести диспут, выяснить позицию ребенка. Еще это и подготовка к жизни, и к будущим сочинениям: от использования афоризмов сочинение только выиграет.
Блочная подача материала намного эффективнее. И это наблюдения не одного учителя.
Работа в парах сменного состава не только разнообразит урок, но и поможет развивать коммуникативную культуру учеников, повторить материал, не обращаясь к знаниям учителя: «с миру по нитке – голому рубаха», так и здесь: от каждого одноклассника по крупице знаний. Вот и набирается кузовок.
На каникулы учителя русского языка и литературы имеют право задавать читать детям художественную литературу. Я предлагаю ученикам за неделю отдыха на «5» прочитать 100 страниц, на «4» - 50 страниц. Это не слишком много, и не так пугает детей, многие, кого это увлечет, прочитают и по 200, и по 300 страниц. А на летние каникулы задаю прочитать до 1000 страниц на «5», до 500 страниц – на «4». Можно организовать призовой фонд, тогда работа по чтению пойдет активнее.
Еще на каникулы (вдруг кому-то будет скучно) задаю создать тетрадь-копилку, куда можно писать афоризмы, понравившиеся стихи, создавать свои творческие работы, все, что угодно душе.
Без дифференцированной работы в век детей с разными потребностями не обойтись. Так в одном классе отличнице даю на дом задания творческого характера: если тема – «Лирическая песня», то сочинить свою лирическую песню. С таким заданием не справится троечник. Кстати, об этом они и признаются: отличница говорит о том, что ей скучны простые упражнения, а троечница – что она не справится с сочинением стихотворения. Индивидуальный подход и умение чувствовать и слышать каждого ребенка учителю, чтобы любому субъекту урока было комфортно обучаться. Ситуация успеха важна в образовательном процессе.
Межпредметные связи помогают в работе с одаренными детьми. Так по русскому языку при изучении темы «Предложения с прямой речью» одаренным детям предлагаю найти в художественных произведениях предложения с прямой речью.
Чтение с остановками на уроках русской литературы – это помощь классным руководителям в воспитании учеников. Здесь можно выйти на жизненные проблемы самих обучающихся, попробовать решить их.
Без творчества самого учителя, без его энтузиазма не зажгется огонь познания в детях. Учитель сам должен гореть, чтобы его предмет был в списке любимых. Без самообразования, самоотдачи здесь не обойтись. Инновации должны быть не только в структуре урока, они должны затрагивать и внеклассную работу по предмету.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Участник №109 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Литературная викторина о животных и растениях с ответами, 5 класс
Опубликовано: 2662 дня назад (4 января 2017)
Просмотров: 2262
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 5 января 2017 в 06:41 +1
Спасибо, что поделились опытом работы. Это ценный материал, если учесть, что ваши ученики изучают еще и другие языки. Некоторые приемы можно использовать, хотя само понятие инновация гораздо шире тех вариантов, которые вы описываете в статье. Тем не менее, удачи вам!