Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 3 класс. Фразеологизмы

Конспект урока в 3 классе по русскому языку по теме «Фразеологизмы»
Класс: 3
Тема: «Фразеологизмы»
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма; узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Задачи урока:
предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; употреблять фразеологизмы в речи.
личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах, в группах, словарь фразеологизмов.
Ход урока
I. Орг. момент
«Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик». (После этих слов поворачиваются, глядя в глаза своему партнёру, проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!
- Ребята, а вам не кажется, что я употребила какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными.

- Сейчас вы отгадаете загадки, выделите у отгадок первые буквы. У и этих букв получится тема сегодняшнего урока. (СЛАЙД 1) (по щелчку появляются буквы на слайде)
- Слива, яблоко, груша - фрукты
- Семицветное коромысло – радуга.
- Буквы русского языка в определенном порядке - алфавит
- Самое холодное время года - зима
- Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля
- Какое сейчас время года? - осень.
- Царь зверей - лев
- Что плывет по небу - облако
- В нем 12 месяцев - год
- Первый летний месяц- июнь
- Полосатая лошадь-зебра
- Его дает корова-молоко
- Вторая буква в слове сыр –ы.
Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

- Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному фразеологизмам?
- Попробуйте сформулировать цель урока. Восстановите предложения:
(СЛАЙД 2)
- А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать? (СЛАЙД 3)
Зарубить себе на носу – запоминать;
Работать засучив рукава - стараться;
Не падать духом - не унывать;
Возьмите себя в руки - работать старательно, внимательно.

IV. Работа по теме урока
1. Информация для учащихся.
- Ещё не зная, что такое фразеологизмы, мы активно используем их в речи. Откуда взялось слово фразеологизм? (СЛАЙД 4)
Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение + «логос» - наука, учение, слово) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты, сочетание слов.
В них нельзя заменить или пропустить какое- либо слово, иначе изменится смысл.
Работа по учебнику; Упр. 85, стр. 50 (СЛАЙД 5)
- Прочитайте записи.
- Соедините выражения в первом столбике со словами во втором.
гладить по головке .................... унывать
падать духом .................... быстро
надуть губы .................... хвалить
во все лопатки .................... мало
ломать голову .................... думать
рукой подать .................... обидеться
капля в море .................... близко
(записывают в тетрадь)

- Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы)
- Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.
- Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?
- Конечно в словаре. Во фразеологическом словаре (В учебнике с. 157 – 158)
(СЛАЙД 6)
Там вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как «считать ворон», «заморить червячка», «обвести вокруг пальца».

Задание: найти значение фразеологизмов и записать в тетрадь. (Работа в парах)

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеологизмы в учебнике.
- Перед нами работы, на которых художники зашифровали фразеологизмы, изобразив их в прямом понимании.
Какой фразеологизм зашифровал художник? Что он обозначает?
(Рисунки)





Многие фразеологизмы связаны с частями тела человека

Игра «Покажи у себя»
Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
- Его вешают в унынии,
- Его задирают, зазнаваясь,
- Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос)

Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают (уши)

- Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык)

Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления (глаза)

- Интересна история происхождения фразеологизмов.
Источники происхождения различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями
(пусто, словно Мамай прошёл); Бить баклуши и спустя рукава
(Слайд 7,8,9)
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Некоторые фразеологизмы пришли из наблюдений за животными
- Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую (слайд 12)
Хитёр как… лиса
Труслив как… заяц
Голоден как… волк
Здоров как… бык
Изворотлив как... уж
Надут как…индюк
Нем как... рыба
Грязный как... свинья
Упрям как …осёл
Болтлив как… сорока
Колючий как… ёж.

V. Физкультминутка
Давайте мы немного разомнемся. Я буду раздавать команды с помощью фразеологизмов, я вы их будете выполнять.
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Разведем руками.
- А теперь руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
- Поэты и писатели также умело использовали фразеологизмы в своих произведениях. (Слайд 13)
Свинья под дубом.
А воз и ныне там.
Медвежья услуга.
Сильнее кошки зверя нет.
(И.А.Крылов)

Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(А.С. Пушкин)

- Мы тоже окунемся в мир литературы и найдем в отрывках из произведений фразеологизмы
Поработаем в группах.

Найти и подчеркнуть фразеологизмы и обьяснить.
1 группа. Из произведения В. Бианки « Мышонок Пик» (взять в толк - понять что-то)
У мышонка от страха отнялись ноги. Он прижался грудью к земле и замер. Трусячка долетела до него и вдруг опять повисла в воздухе, чуть заметно трепеща острыми крыльями. Она никак не могла взять в толк: куда исчез мышонок.

2 группа. Из произведения Н.Носова «Огурцы» (во весь дух - очень быстро)
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой.

3 группа. Из произведения В. Драгунского «Двадцать лет под кроватью» (водить за нос- обманывать)
И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, - а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос.

4 группа. Из произведения Н. Носова «Клякса» (всё равно - безразлично)
Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить весь класс. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок.

5 группа. Из произведении В Аленикова «Петюня , держи себя в руках» (держать себя в руках- сохранять спокойствие)
- Я каждый раз очень волнуюсь перед контрольной работой!
- Не волнуйся, постарайся держать себя в руках.
- Спокойно, Петюня! – сдержанно говорил паренёк.- Держи себя в руках!
Малыш ревел всё пуще.

6. Из русской народной сказки «Петух и собака» (куда глаза глядят- куда попало, всё равно куда)
Вот и пошли они, куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло — и заснули.

Проверка задания
- А сейчас мы с вами тоже будем сочинять стихи.
Я буду их читать незавершенные четверостишия, а вы продолжите, подобрав рифму с фразеологизмом (Слайд 14)
1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).

2. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу).

3. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни (уши вянут).

- Молодцы! Вы просто настоящие поэты!
- Ребята, как вы думаете, зачем же нужны фразеологизмы в речи? (ответы детей)
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

- Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма. (Слайд 15)
Обведите нужную букву.
Тест: “О каком человеке говорят?»
1. У него денег куры не клюют:
а) бедный;
б) богатый.

2. Он сухим выйдет из воды:
а) ловкий;
б) робкий.

3. Он звёзд с неба не хватает:
а) умный;
б) глупый.

4. У него семь пятниц на неделе:
а) ненадёжный;
б) надёжный.

5. Он перебивается с хлеба на квас:
а) богатый;
б) бедный

VII. Итог урока
- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?
- Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы «не попасть впросак» необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

- Мы сегодня «не переливали из пустого порожнее», а «работали засучив рукава». И хотя к концу урока мы немного устали, но не «вышли из себя», а «взяли себя в руки» и продолжили урок.

VIII. Рефлексия
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кому было трудно?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Спасибо за урок!
Презентация на тему: Фразеологизмы

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 3 класс, УМК "Школа России" Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Имя прилагательное Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Правописание букв безударных гласных в корн Конспект урока русского языка с презентацией, 3 класс. Правописание безударных гласных в корне слова
Участник №44 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2020 года
Опубликовано: 1203 дня назад (11 декабря 2020)
Просмотров: 10112
+1
Голосов: 1
Инна Евгеньевна Михалева # 12 декабря 2020 в 07:48 0
очень хорошо