Конспект урока русского языка в 3 классе с презентацией. Правописание букв безударных гласных в корне слова
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Урок русского языка, 3 класс Автор: Семенова Светлана Николаевна.Учитель начальных классов,МБОУ "СОШ № 47 ", г.Чебоксары Тема: Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. Цель:
– развитие умений анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму.
1. Оргмомент.
Как обычный урок. 2. Чистописание.
Поговорка. Прописываем в соединении пропущенные буквы.
В .кт.бре (октябрь) з.мля (земли) покрыта где кр.сивым (краше) л.стком (лист), где белым сн.жком(снег).
ояеаие
- Что можете сказать об этих буквах? (Мы их проверяем в безударной позиции) 3. Повторение.
-Ребята, знаете, произошла такая неприятная ситуация. Поссорились два друга. А из-за чего? Вова послал своему лучшему другу смс-сообщение: «Приходи во двор с мечом. Будем играть в футбол». Но когда он увидел своего друга с деревянным мечом, обиделся.
- Как вы думаете? Почему так случилось?
-Стоило ли ему обижаться?/ варианты ответов детей.
-Какую ошибку он допустил?(Правописание безударных гласных в корне) Безударный в корне – хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.(по цепочке)
- Как правильно записать это слово? На слайде(С м.чом)
- Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
-Почему важно уметь правильно ставить ударения, различать безударные гласные? (Гласный звук в безударном слоге – признак, по которому обнаруживаем место орфограммы в слове, чтобы мы правильно поняли лексическое значение) 4. Изучение новой темы.
Мудрая сова этим друзьям и нам даёт такие полезные советы:
Крепкую дружбу и т.п.ром не разрубишь./ 1 гласн. не проверяется, вторую-пров.(Значение пословиц объяснить)
С добрым дружись, а злых б.р.гись./ бережно, беречь
-Что вы заметили? А умеем ли мы проверять слова, где 2 безударные гласные? Значит, какую цель сегодня мы на уроке будем ставить?
(цель формулируют дети сами, а учитель пишет её на доске мелом): научиться подбирать проверочные слова к словам с 2-мя безударными гласными, называть и обозначать орфограмму.
- Как вы думаете, можно ли пользоваться уже знакомым нам правилом ?
- Давайте попробуем проверить и ставить пропущенные безударные гласные. Работа над словами топором и берегись
Дети формулируют своё правило, затем открывают книгу и по учебнику читают памятку(с.173).
- А теперь запишем эти мудрые советы в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.
(дети могут хвалить себя, если правильно сформулировали правило: гладить себя по голове и говорить «какой я молодец. 5. Работа по учебнику./ небольшое упр. по теме с комментированием.
Упр. 102–с комментированием.
– Каким двум условиям должно отвечать любое проверочное слово? (Оно должно быть однокоренным, в нём гласный звук проверяемой буквы должен быть под ударением.) 6. Физкультминутка.
Встали, небольшая физминутка.
(Дети под музыку танцуют вокруг своего стола, как только музыка остановится, берут со стола по одному листу) 7. Развитие умений – применение знания. «Найди своё место» (Выбор не своего места)
У каждого ребенка по одному слову: словарное слово, слово с одной безуд. гласной, с двумя безуд. глас., задание –ловушка.):
1- Холодок, сторона, вечерок, полосатый, говорит, голова, зеленеть, колосок
2- Мясной, чертить, кормить, лететь, плясать, птенец, дерево, гнездо.
3- Завод, берёза, молоток, топор, квартира, Москва, язык, мороз.
4- Встал, ёлка, рыбак, рука, хвост, танк, пруд, тёрка.
7. Развитие умений- применение знаний. (групповая работа). «Модель Фрейер». Что заметили? (Все слова на 2 безуд. гласные)
У ребят на столах карточки со словами и словосочетаниями, с пропущенными буквами.(Можно с элементами какографии) Вставляют буквы. Работают парами по плечу. Делятся по лицу.
- Берем А4. Согнуть лист пополам, потом ещё раз, центральный угол согнуть. Развернуть лист, линии сгиба можно обвести. Посередине получится фигура-ромб. Пишем туда получившееся слово.
Золотой
Золотое сердце
Золотое кольцо
Молодой
Молодой человек
Молодая трава Дорогие
Дорогие серьги
Дорогие родители
Лепетали
Дети лепетали
Листья лепетали Похолодела
Погода похолодела
Душа похолодела
1. Транскрипция слова.
2. Подобрать проверочные слова.
3. Объяснить значение словосочетаний.
4. Составить предложение. (Сделать слайд)
Делятся с собеседниками по лицу. Отвечают столами.
- А теперь поворачиваем лист. Правый верхний угол рисуем.. Посередине листа друг. 8. Итог.
- А теперь вернемся к цели сегодняшнего урока. Мы достигли своей цели?
– Как правильно выбрать буквы, если в корне слова есть два безударных гласных звука? (Нужно подобрать проверочное слово для буквы каждого безударного гласного.) - А если нет проверочного слова? (Запомнить) 9. Рефлексия
У каждого ребёнка на столе по 3 листа кленовых (жёлтый, красный, зелёный , клей- карандаш).
Каждый ребёнок выходит к доске и клеит свой листочек на дерево: если не поняли-зел. лист, недопонял- крас. л., понял- желт. лист.
- Какое у нас дерево получилось? (желательно, чтоб были желтые и немного красных.) Наша мудрая сова довольна. Слайд «сова улыбается». 10. Домашнее задание.
(по учебнику небольшое упр.) Упр.104.
Презентация на тему: Правописание букв безударных гласных в корне слова
Доброе утро, Светлана! С удовольствием познакомилась с вашим уроком, вспомнила для себя некоторые правила.Спасибо! Голос! Моим дошколятам пока это рановато!