Урок русского языка в 3 классе с презентацией. Конспект
Русский язык, 3 класс на тему: Изменение имен существительных по падежам
Автор:Иванова Лариса Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 26 ст. Пшехская Белореченский район Краснодарский край Педагогические цели
Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием “Склонение”; способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам. Тип урока: Открытие новых знаний. Планируемые результаты (предметные)
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека Личностные результаты
Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные:
общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.
Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. Основное содержание темы, понятия и термины
Падежи имен существительных:именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Падежные вопросы. Изменение имен существительных по вопросам, по падежам (склонение имен существительных). Словосочетания. Оборудование: Учебники, карточки для индивидуальной и групповой работы, рабочие тетради, компьютер, толковый словарь.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без исключения.
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Садитесь. Помним формулу удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Проверка домашнего задания.
Упр.59, стр.34 вынесено на экран. Обязательно озвучить задание упражнения. Проверить по эталону с комментированием.
Альбом обезьяна объявление помощь
рельс платье подъезд мелочь
медведь вьюга объём ложь
объяснение глушь 2.Минутка каллиграфии.
Отгадайте, написание какой буквы мы вспомним сегодня на уроке:
Эта буква обозначает согласный звук; звонкий, парный; твёрдый непарный.
/ Это буква Ж/
- Запишите в тетрадь:
Ж Ж Ж жжж жи жо жё же ож жа
3.Орфографическая минутка.
-На доске:
[пад’эш]
Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.
[пад’эш] – падеж
- Будет ли совпадать произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука)
- Какая орфограмма в этом слове?
- Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите.
- Как проверить парный согласный?
- Запишем это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.
Падеж, падежи, падежные вопросы.
Подчеркните орфограммы.
-Что можете сказать о значении этих слов. Что они обозначают? (Не знаем). Сформулируйте цель урока. (Узнать, что означает слово «Падеж»).
-Верно! Сегодня наша задача – найти новые знания. На уроке мы будем исследователями. А кто такие исследователи? (Ответы детей.)
– Итак, вперед!
Но сначала давайте повторим то, что уже знаем о самой большой группе слов в русском языке.
– Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.
– О какой части речи идет разговор? (Об имени существительном.)
Продолжите мою фразу: “Я знаю об имени существительном, что …”
(Обсудите в паре, послушайте друг друга и дайте ответ)
– Приведите примеры.
4. Работа с перфокартами.
– Определите род имен существительных (такие же карточки у учащихся):
I вариант М. р. Ж. р. Ср. р. II вариант М.р. Ж. р. Ср. р.
1. Смелость 1. Урожай
2. Конь 2. Огурец
3. Пень 3. Лошадь
4. Мясо 4. Ворона
5. Площадь 5. Решение
6. Зелень 6. Степь
7. Дерево 7. Окно
8. Совпадение 8. Тюлень
9. Снегирь 9. Яблоко
(Первые 3 человека, справившиеся с заданием, отдают карточки на проверку учителю, остальные проверяют себя по слайду.)
– Молодцы, с заданием справились!
III.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
– Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.
У него дело из рук валится.
Без дела жить – только небо коптить.
Делу время, потехе час.
За правое дело стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
Пора поговорить и о деле.
– На что обратили внимание? (В каждом предложении есть форма одного и того же слова “дело”.)
– Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова? (В словах изменяется только окончание.)
-Вы можете ответить на вопрос: Почему меняется окончание?(Пока нет. Можно выслушать разные ответы и подвести к выводу: сегодня нам предстоит об этом узнать)
– Прочитайте вопрос на с. 36 и сформулируйте тему и учебную задачу урока
– Запишите слово “дело” с вопросами. Выделите окончания. (Фронтальная работа с проговариванием в устной речи и сверкой по эталону)
Что? дело
Без чего? без дела
Чему? делу
За что? за дело
За чем? за делом
О чем? о деле
– Сколько вопросов поставлено к формам слова “дело”? (Шесть.)
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово “дело” по вопросам.) Сделайте вывод о том, почему у имени существительного ДЕЛО изменялось окончание.
Вывод: имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами (т. е. по смыслу), и когда отвечают на разные вопросы (грамматическая связь).
- Вот такое изменение имён существительных по вопросам, называется СКЛОНЕНИЕМ (вывесить табличку склонение). Просклонять имя существительное, то есть изменить его окончание, это значит изменить существительное по падежам.
-Я обращаюсь к вашему опыту: может быть кто-то из вас уже кое-что знает о падежах (читал, видел, как это делают более взрослые ребята).
– В русском языке 6 падежей. Каждый из них имеет свое имя и свои вопросы.
(Чтение правила на с.36, работа с таблицей на с.37 учебника)
Как вы думаете, а зачем падежи нужны существительным? (Предложения детей.)
Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, т.е.падеже.
IV.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
1.Работа в тетрадях.
Названия падежей можно записать кратко.
– Запишите в тетрадях падежи с вопросами:
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем?
Физкультминутка.
-Итак, что значит задание: просклонять имя существительное?
-Это значит изменить его окончание по вопросам, а значит по падежам.
Просклоняем имя существительное зима.(На доске и в тетрадях)
И. п. что? зима
Р. п. чего? зимы
Д. п. чему? зиме
В. п. что? зиму
Т. п. чем? зимой
П. п. о чем? о зиме
-Выделите окончание (1 человек у доски, остальные в тетради).
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Теперь послушайте веселое стихотворение Тихона Хоботова “Свинья в полынье”.
Кто-нибудь знает, что такое “полынья”? (Находим в толковом словаре: незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера,моря).)Вот и отлично!
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньей:
Разве шутят с полыньей?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
– Какие существительные повторяются? Меняются ли у них окончания?
- Можно ли сказать, что эти существительные просклоняли, изменили по падежам?
Задание в группах(карточки разного цвета по уровню трудности): просклоняйте (измените по падежам и вопросам имя существительное свинья (1 группа), полынья (2 группа), впишите пропущенные названия падежей (3 группа)
И. п. кто? свинья
Р. п. кого? свиньи
Д. п. кому? свинье
В. п. кого? свинью
Т. п. кем? свиньей
П. п. о ком? о свинье
2 группа
И. п. что? полынья
Р. п. чего? полыньи
Д. п. чему? полынье
В. п. что? полынью
Т. п. чем? полыньей
П. п. о чем? о полынье
3 группа
И. п. кто? что? свинья, полынья
Р. п. кого? чего? от свиньи, из полыньи
Д. п. кому? чему? свинье, к полынье
В. п. кого? что? свинью, в полынью
Т. п. кем? чем? свиньей, с полыньей
П. п. о ком? о чем? о свинье, в полынье
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в тетрадях на печатной основе.
Выполнение упражнения 59, 60, стр.28 самостоятельно. Проверка по эталону. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Итак, какие же исследования мы с вами провели на уроке?
-Что такое склонение имен существительных? Сколько падежей в русском языке?
-Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
-Где ты применишь полученные знания? В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
– Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Но прежде чем вы уйдете с урока, мне хотелось бы, чтобы вы закончили предложения
1. Сегодня я узнал…
2.Было трудно…
3.Теперь я могу…
4.Я понял, что…
5. У меня получилось…
6. Было интересно…
7.Меня удивило…
8.Мне захотелось…
-Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
– Молодцы! А как вы думаете, ребята, одинаковое ли количество падежей в языках других народов? Д/З: выучить падежи, правило, упр.66,стр.38, поискать дополнительную информацию о количестве падежей в различных языках.
Презентация на тему:
Лариса Борисовна! Очень понравилась структура урока. Думаю, многие учителя почерпнут для себя некоторые моменты в конспекте. Особенно огромный плюс - использование ИТ-технологий на уроке. Спасибо за вам за неоценимый вклад!