Урок русского языка в 3 классе
Автор: Журавлева Лидия Арсентьевна
Место работы: Надеждинская средняя школа Костанайской области Костанайского района
Тема: Правописание бузударных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Цель: создать условия для усвоения правописания безударных окончаний имен существительных в Дательном падеже. Учить правильно писать падежные окончания. Развивать речь, содействовать развитию самостоятельной работы , самопроверки, логики, мышления, орфографической зоркости. Развивать умения и навыки определять склонения , падежи, род имен существительных. Воспитание познавательного интереса к предмету, аккуратности, коммуникабельности, любви к природе.
Оборудование: табличка «Королевство склонений», таблицы-жители Королевства, д/и «Рассортируй дыни», «Разложи сладости по корзинкам», орфографические сказки, эпиграф к уроку, мини-тест, инд карточки –снежинки, таблица с предложениями, совы(которые учитель раздает ученикам за правильные ответы).
Тип: комбинированный.
Форма проведения: урок –сказка.
Ход урока.
I.Оргмомент.
1. Психологический настрой.
2. Подготовка к уроку.
3. Разминка. Мини-тест (2-3 мин.) (самопроверка по ключу оценивание)
4. Эпиграф к уроку:
«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».
II.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в Королевство Склонений.
-А сколько их у нас , что-то я забыла?
-Назовите.
-А какое сейчас время года?
-А зимой холодно?
А- а как вы думаете, в Королевстве жителям зимой холодно?
-Чтобы им стало теплее мы постараемся очень хорошо поработать на уроке.
III.Актуализация знаний.
1. Оформление тетрадей.
2. Минутка чистописания.
-Вы смотрели дома на окна?
-Что вы видели на них?
-Попробуем тоже нарисовать узоры. (чистописание в виде узора)
3. Фронтальный опрос.
-Ребята, а кто живет в Королевстве Склонений? (называют, вывешиваю)
-А как вы думаете, кто главный в королевстве?
-Конечно же, склонения. Они строгие и требовательные к своим жителям: падежам, окончаниям, предлогам .
-Но чтобы они были сегодня довольнымы приложим все усилия, чтобы показать свои знания.
4. Д/и у доски «Рассортируй дыни».
(разложить имена существительные по группам: 1,2,3 склонения: вьюга, год, снег, метель, зима, небо, печь, оттепель, холод, буран, мороз, лед, пурга, пальто.
Класс : «Разложи сладости по корзиночкам
(разложить слова в три корзиночки по родам: варенье, печенье, булочка,
плюшка, зефир, груша, изюм, шоколад, яблоко, мармелад, халва, печенье)
Проверка.
-А какая связь между склонениями и родами?
-Молодцы!
5. В Королевстве живут падежи. Прежде, чем приступить к следующему заданию, послушаем сказку о падежах.(Сказка «Как падежи поспорили»).
-А сколько всего падежей?
-Назовите их.
-Сейчас нам предстоит дописать пословицы и определить падеж этих слов.
В январ_ морозы, в феврал_ морозы.
Дел_ время, потех_ час.
Друзья познаются в бед_.
(Объяснение смысла)
-Ребята, сейчас у нас зима. А что падает зимой с неба? Красивые, пушистые? (снежинки)
-Совершенно верно. Снежинки принесли нам из Королевства Склонений задания.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
Индивидуальная работа со слабыми одновременно.
(карточки вкладывают в тетради)
7.Д/и «Подскажи словечко».
Читаю слово: лошадка.
-Какого склонения существительное?
-Измените слово, чтобы оно стало существительным 3 склонения.
(кроватка, мышка, тетрадка, печка, дочка).
Физминутка.
IV.Подготовка к изучению нового.
1.Фронтальный опрос.
-Какие предлоги имеет Д. п.?
- На какие вопросы отвечает?
2. Работа у доски, в тетрадях.
Просклонять у доски: парта, друг, мышь.
(сначала определить склонения).
-Выделите окончания Д. п,
-Расставь ударение в этих словах. –окончания ударные или безударные?
V. Работа над новым материалом.
1.Работа по таблице «Правописание безударных окончаний имен существительных в Дательном падеже.».
2. Устный разбор предложений по членам предложения с целью выяснения роли имени существительного в предложении в Д.п.
3.Вывод: имена существительные в Д. п. в предложении являются второстепенными членами
VI. Проверка усвоения нового.
1. Упр . 307 у доски по цепочке с подробным объяснением.
VII.Закрепление нового.
Упр. 308 (самостоятельно после разбора)
VIII.Итог урока.
-Жители Королевства склонений очень довольны вами и говорят вам : Спасибо!
в завершении урока я хочу прочитать вам стихотворение , которое нам прислали падежи:
И молвил Именительный:
-Мой любимчик тот,
КТО с большим желанием
В школу к нам придет!
-Того, - сказал родительный,-
Я уважаю, кто
Может из-за книжки
Не пойти в кино.
-Тому,-ответил дательный ,-
Подарок я отдам,
Кто без напоминания уроки сделал сам.
-Того,- сказал Винительный ,-
Я буду признавать,
Кто правила грамматики
Отлично будет знать.
-С тем,-заявил Творительный
Я с радосью пойду,-
Кто с правописанием
Всегда, везде в ладу!
-О том, - сказал Предложный ,-
Я предложу рассказ
Кто на одни пятерки учится сейчас!
Итог урока.
-Ну вот и подошел к концу наш урок.
_-Понравился ли он вам?
-Давайте подведем итоги.
(ребята подсчитывают заработанные совы) . Оценивание.
IX.Домашнее задание. Написать сказку про падежи.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс
Конспект урока русского языка в 3 классе
Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное
Дидактические задания по русскому языку, 3 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»