Русский язык - 3 класс
Урок русского языка в 3 классе по теме «Понятие об окончании слова»
Автор: Шаранова Наталья Владимировна, учитель начальных классов Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №1877 «Люблино».
Описание материала. Представленный материал – это первый урок, который знакомит детей с окончанием. Урок можно использовать при работе по всем системам учебников, так как учебный материал конспекта не привязан к материалам конкретного учебника. Урок соответствует требованиям ФГОС. В его основе – системно-деятельностный подход и проблемные методы обучения. В течение всего урока ведется работа по развитию речи, есть материал на повторение. Большая часть учебного материала связана общей темой – «Осень».
Цель урока: познакомить учеников с окончанием как изменяемой частью слова, его ролью в предложении; ввести понятие «форма слова».
Формирование УУД:
Познавательные: формировать умение наблюдать за учебным материалом, делать выводы на основании наблюдения.
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия.
Коммуникативные: учить аргументировать ответ, сотрудничать с одноклассниками в парной работе.
Личностные: воспитывать интерес учеников к изучению русского языка.
Оборудование: запись музыкального произведения Шопена «Осенний вальс», карточки с заданиями для всех учеников, карточки со словами «изморось», «изморозь», кроссворд (можно подготовить с использованием ИКТ).
Ход урока
1. Организация учащихся.
Ученики записывают в тетради число, «Классная работа».
Звучит небольшой фрагмент музыкального произведения Шопена «Осенний вальс».
2. Минутка чистописания.
Учитель показывает образцы правописания нижних соединений - ом, ол; верхних соединений – ос, ор. Ученики прописывают в тетради.
3. Орфографическая работа.
Учитель загадывает загадки, отгадки ученик записывает в кроссворд (доска), объясняя орфограммы, остальные – в тетради (в строчку).
1) Бурное ненастье с дождем, громом и молнией. (Гроза)
2) Очень мелкий, моросящий дождь. (Изморось)
(Со значением данного слова идет более подробная работа).
На доске появляются 2 слова:
изморось изморозь
- Посмотрите, это одно и то же слово, записанное в одном случае с ошибкой? (Слово «изморось» проверяем словом «моросить», «изморозь» - словом «морозить». Изморозь – снежный покров, который образуется, когда частицы влаги замерзают)
- Какое слово впишем в кроссворд?
- Как называются слова, которые звучат одинаково, но разные по значе-нию? (Омонимы)
3) Без рук, без ног,
А ворота отворяет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)
4) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
5) Как по-другому называется снежная буря? (Вьюга) Учитель отмечает, что другие, подобранные детьми синонимы, тоже являются верным ответом, но в кроссворд подходить слово «вьюга»).
- Какое слово получилось по вертикали? (Осень)
- Подумайте над значением каждого слова. Что обозначаю все эти слова? (Явления природы)
- Какие явления природы из данных характерны для осени?
4. Фонетическая работа.
- Назовите слова, где букв больше, чем звуков. Почему? (Изморось, осень)
- Назовите слова, где все согласные звуки – твердые. (Гроза)
- Что еще можно сказать обо всех согласных звуках в слове «гроза»? (Все со-гласные – звонкие)
5. Постановка цели.
Ученикам предлагается 2 столбика слов (на доске или на карточках).
1 столбик:
березонька
березовый
подберезовик
2 столбик:
к березе
березу
березы
- Как вы думаете, почему именно так разделили слова на группы? Что можно сказать о словах каждой группы? Дети могут обсудить этот вопрос в парах. После ответов учеников следует беседа.
- Объясните значение каждого слова из первого столбика? Почему их можно назвать однокоренными? (Выделяется корень в этих словах)
- Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое) К березе, березы, березу – это формы одного и того же слова. Чем отличаются эти слова?
- Составьте предложение на осеннюю тему, в котором будет слово «береза» в любой форме.
- Как вы думаете, для чего надо менять форму слова, использовать различные формы? На этот вопрос мы сегодня будем искать ответ.
6. Работа над новой темой.
На доске запись:
Сухой листву падали на земля.
- Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?
- Измените формы слов так, чтобы получилось предложение. Запишите полу-чившееся предложение в тетрадь. (Данную работу ученики выполняют в группах или в парах.)
Ученики читают предложение, которое записывается и на доске.
Сухая листва падала на землю.
- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель показывает, как выделять окончание)
- То, что мы сейчас выделили – окончание.
- Попробуйте сделать вывод, что такое окончание? Если ученики затрудняются, можно задать ряд вопросов, а ответы обобщить. (Это слово, часть слова? Что можно менять с помощью окончания? Для чего служит окончание?)
- Чтение правила в учебнике.
- Выделите грамматическую основу в предложении, которое мы записали.
Физ. пауза.
Под мелодию, которая звучала в начале урока, дети повторяют движения за учителем, представляя в руках букеты осенних листьев.
7. Закрепление нового материала.
Ученики читают предложения с фразеологизмами и объясняют их значение.
Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой способностью всегда выходить сухим из воды.
Водой не разлить. Так говорят о людях, которые очень дружны. Был древний обычай: обливать водой дерущихся быков, т.к. другие средства не помогали.
Как рыба в воде. Чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.
Выходить сухим из воды. Так говорят о человеке, который ловко избежал заслуженного наказания после совершения плохого поступка.
- Формы какого слова встречалась во всех фразеологизмах? (Вода)
- Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась неизменной. Выделите окончание.
8. Самостоятельная работа.
- Прочитайте приметы осени, изменяя окончания в тех словах, где это нужно. Спишите, выделите окончания в тех словах, формы которых изменили.
Задание.
Осень непогода несет.
Ноябрь зима дорожка протаптывает.
9. Проверка самостоятельной работы.
- Прочитайте приметы. (Осень непогоду несет. Ноябрь зиме дорожку протаптывает.) Объясните, как вы их понимаете. В каких словах изменили окончания?
10. Дополнительное задание (если остается время).
- Напишите любое имя существительное. Измените форму этого слова. Напишите как можно больше форм этого слова. Задание выполнять легче, если подставлять предлоги к слову.
11. Подведение итогов.
- С какой частью слова мы сегодня познакомились?
- Что такое окончание?
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
- На следующих уроках мы будем учиться правильно выделять окончания в словах.
12. Рефлексия.
- Если вы знали ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, нарисуйте в тетради зеленый листик.
- Если некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, нарисуйте желтый листик.
- если вам сложно было выполнять все задания, вы не знали, как отвечать на многие вопросы, нарисуйте красный листик.
Используемая литература.
1. Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. 2012. (загадки)
2. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. 2012. (объяснение значения слов)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное
Дидактические задания по русскому языку, 3 класс
Конспект урока "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс. Школа России
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»
Конспект урока «Крылатые слова», 3 класс
Урок, 3 класс. Как тебя зовут?
Конспект урока «Число имен существительных», 3 класс. Школа России
Конспект урока «Качественные прилагательные», 3 класс