Конспект урока «Крылатые слова», 3 класс

Урок русского языка в начальной школе. Тема «Крылатые слова»

Цель: показать, что устойчивые сочетания слов близки по значению одному слову.

Содержание занятия

1. Знайкины вопросы и задания.

• Какие фразеологические обороты вы знаете? Как еще называют такие обороты? (Идиомы.)

Дети приводят примеры.

Держать язык за зубами - молчать.

Сломя голову - стремительно.

За тридевять земель - далеко.

Во весь дух - быстро.

Морочить голову - обманывать.

В час по чайной ложке - медленно.

Рукой подать - близко.

Прикусить язык - замолчать.

• Вписать вместо точек названия животных.

Голоден как ...                     Неповоротлив как ...

Хитер как ...                         Надут как ...

Труслив как ...                     Нем как ...

2. Веселый задачник.

1) Чтение стихотворения.

Ноги в руки

Как это принято у змей,

Кусают за ногу

Гадюки,

А потому

При встрече с ней

Берите, дети,

Ноги в руки!

Б. Заходер

2) Беседа.

- Почему такой странный совет дает автор стихотворения?

- Что означает «брать ноги в руки»? (Брать руки в ноги - убегать.)

3) Сценка «Три загадки» (по Н. Сладкову)

Действующие лица

Автор.

Коля.

Витя.

Дежурный.

Автор. Поссорились на перемене ребята.

Коля (кричит Вите). Я тебе покажу, где раки зимуют?

Витя (кричит Коле в ответ). Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезешь!

Дежурный (подбегает к мальчикам, стыдит их). Устроили потасовку! Перестаньте! На вас неприятно смотреть.

Коля (гневно). Все следишь!

Витя. Наверное, и спишь с открытыми глазами!

Дежурный (сердито кричит). Стойте, ребята! Разгадайте- ка загадки.

Коля и Витя (вместе). Какие загадки?

Дежурный. А вот такие! Слушайте! Откуда произошли выражения:

• где раки зимуют;

• из кожи вон лезет;

• спит с открытыми глазами?

Ответ. Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно. На ловлю раков посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

«Лезть из кожи вон» и «спать с открытыми глазами» - эти обороты связаны с животным миром. Меняют, то есть вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто во сне все видят.

3. Знайкин рассказывает, спрашивает.

Устойчивые обороты мы часто слышим в устной речи. Используются они и в художественной литературе; они ярки и выразительны:

• пропустить мимо ушей - прослушать;

• путаться под ногами –мешать;

• зарубить на носу – запомнить;

• кот наплакал - мало.

 

• Доскажи словечко.

• Ежата - детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых... (рукавицах).

Е. Серова

Держать в ежовых рукавицах - относиться строго.

• За обедом в разговоре

Лез в бутылку, с нами споря,

А потом сказал: «Друзья

Не в своей ... (тарелке) я».

А. Шибаев

 

Лез в бутылку - обижался.

Не в своей тарелке - чувствовать себя неловко.

• Слыхали бобы о грибах.

Пошли бобы по грибы.

А грибы забрались под дубы,

И остались бобы ... (на бобах).

А. Викторов

Остаться на бобах - остаться ни с чем.

• Замени обороты одним словом:

бить баклуши;

гонять лодыря;

сидеть сложа руки.

Ответ: все эти обороты можно заменить словом «бездельничать». Это синонимы.

4. Игра «Кто больше?».

За семь минут каждый из играющих на листе бумаги должен записать возможно больше устойчивых оборотов со словами голова, нос, рука, нога, палец, ухо, зуб, язык.

Ответы могут быть такими:

✏ как снег на голову - внезапно;

✏ дать голову на отсечение - говорить правду;

✏ морочить голову - говорить неправду;

✏ сломя голову - очень быстро.

Кто больше запишет фразеологических оборотов, выбрав слово, тот победитель.

5. Знайкин подводит итоги.

Запомните!

1. Многие крылатые слова близки по значению одному слову.

2. В них не разрешается заменять одно слово другим, переставлять слова.

3. Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Конспект урока «Число имен существительных», 3 класс. Школа России

Урок, 3 класс. Как тебя зовут?

Конспект урока «Качественные прилагательные», 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»

Нет комментариев. Ваш будет первым!