Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс. Школа России

Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Автор: Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
• Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;
• Учить планировать и оценивать свою работу
• Развивать память, мышление, внимание.
• Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, , умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»
- Как вы понимаете её?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.
- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения
1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь
-Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?
Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.
Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь
- Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.
- Назовите одним словом данные определения :
-Футбольное соревнование (матч)
-Двенадцать часов ночи. (Полночь.)
-Маленький ребёнок (Малыш)
-Добыча охотника (дичь)
-Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)
- Какой вопрос возникает? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).
-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи
матч, полночь, мякиш, дичь
-Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.
-Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?
-Какой вывод можно сделать? ( у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)
-Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.
Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.
-А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь. (дети работают в группах самостоятельно)
Составляется следующий алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

-Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?
Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка
- В чём ловушка?
(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.
1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать.)
-- А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.
- Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.
- В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.
Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…
- Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте. (взаимопроверка)
2)- А сейчас очень сложное задание. Мы поработаем со словами из сказочного словаря и определим все признаки этих слов:
Бемощь (сущ.,ед.ч., ж.р.), брыж (сущ., ед.ч., м.р.), карапиш (сущ., м.р., ед.ч.), краточь (сущ., ед.ч., ж.р.)
-Как вы определили род у этих сказочных слов?
-Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется?

5.Физминутка
Мы задания выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.

-Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа
1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.
Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…
2)Игра «Четвёртый лишний»
Карандаш… плащ… мыш… шалаш…
Кирпич… мелоч… ноч… доч…
Туш… ключ….вещ…. печ….
Грач….помощ…. палач….калач….


7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?
Продолжите фразы:
-До этого урока я не знал(а)…
-Теперь я знаю….
-Могу…
-Результатом своей работы на уроке я …..
-На уроке я работал(а)…
-Моё настроение…
-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс Конспект урока русского языка в 3 классе Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное Дидактические задания по русскому языку, 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока «Крылатые слова», 3 класс

Урок, 3 класс. Как тебя зовут?

Конспект урока «Число имен существительных», 3 класс. Школа России

Конспект урока «Качественные прилагательные», 3 класс

Урок рисования по теме Зима - 1 класс | Пластилинография на тему: Зима для детей 1 - 2 класса
Опубликовано: 3617 дней назад (27 декабря 2014)
Просмотров: 9643
+5
Голосов: 5
Галина Васильевна Егорова # 30 декабря 2014 в 19:40 0
Познакомилась с вашим конспектом урока русского языка. В ходе его проведения вы развивали память, логическое мышление, внимание, речь детей. Создание проблемных вопросов помогает развитию умения анализировать и синтезировать. Молодцы, что не забыли про физминутку. Работа оформлена грамотно, только не делайте больших пробелов между строками. Желаю удачи в следующих публикациях. Примите мой первый голос.
Елена Алексеевна Новикова # 17 января 2015 в 01:32 0
Понравился Ваш урок. Все этапы четко организованы. Урок насыщен разнообразными заданиями, детям некогда скучать.
Елена Солдатова # 19 января 2015 в 07:07 0
Уважаемые коллеги,спасибо, мне очень приятно, что зашли в гости. Очень благодарна за Ваши теплые слова.
Марина Викторовна Княжева # 21 января 2015 в 12:44 0
Очень интересная и актуальная лично для меня тема урока - дочка сейчас учится в третьем классе. Согласна с коллегами, урок действительно очень насыщен разнообразными заданиями и детишкам некогда зевать. После такого урока на всю жизнь запомнишь, где пишется или не пишется мягкий знак.Спасибо!
КН # 26 января 2015 в 13:47 0
Елена Ивановна, полностью согласна с Мариной Викторовной. Переходя из начальной школы в среднее звено благодаря таким учителям, как Вы русский язык будут обязаны просто знать на 5+. Творческих успехов! Так держать.
Елена Солдатова # 26 января 2015 в 13:53 0
Спасибо!
Вера Ивановна # 1 декабря 2016 в 18:39 0
Четкое и последовательное построение этапов урока. Все предельно ясно и понятно. Удачи на Вашем пути!