Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План конспект урока ДШИ на тему «Что такое опера?»

Методическая разработка урока «Что такое опера?» по предмету "Слушание музыки"
Материалы урока были разработаны для дистанционного (самостоятельного) изучения для учащихся 3 класса ДШИ.
Методическая разработка соответствует содержанию тем третьего года обучения по предмету «Слушание музыки» по предпрофессиональной общеобразовательной программе.
Цели:
• Дать учащимся представление о жанре оперы
• Познакомить с историей возникновения оперного жанра
• Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и слова

Задачи:
• пробудить у учащихся интерес к жанру оперы
• воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки
• развивать умение внимательно слушать музыку, выражать собственные музыкальные впечатления

Урок создан в программе презентаций Sway, которая позволяет внедрять текст, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, аудио файлы, видеофрагменты изучаемых произведений, ссылки на ресурсы.
Для просмотра учебного материала учащимся не требуется установки программы. Презентация Sway просматривается с любого устройства (компьютер, планшет, смартфон) по ссылке.
Данная разработка может быть использована на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Конспект урока.
Разгадайте ребус и скажите, о каком музыкальном жанре сегодня пойдет разговор.

(Расшифровка ребуса: ОПЕРА)
Что такое опера?
Чтобы представить, что такое опера, давайте посмотрим мультфильм-оперу!
Обратите внимание, как актеры музыкального спектакля выражают свои эмоции (настроение)? Как актеры между собой общаются? Кто еще кроме главных героев участвует в спектакле?
Просмотр видео

Итак, что мы увидели?
Опера – это спектакль, в котором есть сюжет. Все герои поют или разговаривают "музыкальным говорком" - РЕЧИТАТИВОМ.
Часто герой разговаривает как бы сам с собой, то есть ведет МОНОЛОГ. В опере сольное выступление героя называют АРИЯ.
Иногда герои ведут диалог между собой, но и тут они поют. В опере такие номера называют АНСАМБЛЬ.
Еще мы увидели ХОР, который хоть и не участвует в действии, но тоже переживает все события, происходящие с героями.
Где и когда зародился жанр оперы?
Давайте перенесемся на несколько веков назад.
1600 год… Италия… Со всех концов съезжаются в празднично украшенную Флоренцию знатные люди на празднование бракосочетания французского короля Генриха IV и Марии – дочери герцога Медичи – правителя Флоренции.


Семья Медичи известна в Италии своим пристрастием к искусству, особенно любовью к музыке и театру, и все в предвкушении увидеть и услышать нечто совершенно необычное.
Дворец уже полон гостей. Здесь собрался весь цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди гостей никому неизвестный пока Клаудио Монтеверди, придворный музыкант герцога Гонзаго.

Удары колокола возвещают о начале празднества. Столы ломятся от всевозможных яств, звучат песни, застольные стихи. Поэты и композиторы слагают гимны в честь молодоженов. Но вот начинается основная часть торжеств – на сцене разворачивается музыкальная драма, рассказывающая грустную историю любви Орфея и Эвридики:

«Трагически погибает юная супруга Орфея – Эвридика. Безутешный Орфей решается пойти за ней в подземное царство грозного царя Аида – царство мертвых. Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Согласился Аид вернуть Орфею Эвридику, но поставил одно условие. Не должен был увидеть Орфей своей любимой, пока она тенью следует за ним. Но не сдержался Орфей, и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»
Эта грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодоженам. Однако поразил зрителей не сюжет этого уже давно известного древнегреческого мифа, а то, как актеры исполнили его.
Необычным было то, что музыка звучала на протяжении всего спектакля, и актеры произносили монологи и вели разговоры каким-то особым образом. Похоже, они просто разговаривали с музыкальным сопровождением. Еще более странным было то, что мелодия, исполняемая певцом, как бы главенствовала над оркестром.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.
- Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни.
- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие.
- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, - положил конец спорам граф Барди, управлявший всей художественной жизнью дворца Медичи. – Я объясню наш замысел. Мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как никогда еще не звучал. Мы стали прислушиваться к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то веселясь, скорбя или радуясь! Мы услышали музыку речи.
Композитор Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.

Можно считать, что успеху спектакля служило и личное участие в нем самого Пери. Талантливый композитор, виртуозно владевший игрой на различных инструментах, он к тому же был еще и талантливым певцом. В музыкальной драме «Эвридика» Пери исполнял роль Орфея. Вот впечатления современника: «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца…»
Эта музыкальная драма положила начало созданию произведений, которые стали называть операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».
Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди. Она была сочинена спустя семь лет после описанного события и на тот же сюжет о древнем певце Орфее. Но как же отличалась она от любительского представления, показанного во Флоренции!

Речитатив – это первая ступенька на пути от разговорной речи к пению. В опере речитативу уделяют огромное значение. Вместо того чтобы сказать свою фразу, певец её поёт. При этом музыке здесь композитор уделяет не очень большое значение.Давайте послушаем, как в операх поют речитативом.
Просмотр видео фрагмента из оперы К. Монтеверди «Орфей»

Монтеверди понял, что речитативы в музыке являются лишь вспомогательными, что мелодия должна литься, завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями».
Слово «ария» в переводе с итальянского означает - воздух, дыхание, ведь чтоб спеть длинную мелодию, так же как и произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше воздуха.
Ария – сольный музыкальный номер в опере. Арии исполняются главными героями оперы. Ария раскрывает образ героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В отличии от речитатива огромное значение в арии уделяется музыке. Это очень красивые певучие мелодии.
Просмотр видео фрагмента Ария Орфея из оперы "Орфей" К. Монтеверди

Монтеверди применил в опере и одновременное пение нескольких голосовхоры и ансамбли. Какую же роль играет в опере хор?
Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор, в переводе с латинского обозначает «Толпа».
Просмотр видео фрагмента из оперы К. Монтеверди «Орфей»

Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.
Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.
Запомните, ребята!
Первую настоящую оперу создал в 17 веке (в 1607 г.) итальянский композитор Клаудио Монтеверди.
«Опера» (в переводе с итальянского) означает «труд, сочинение».
Опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют или "разговаривают" речитативом.
Оперный спектакль составляется из различных номеров:
1. Сольные выступления героев - АРИИ.
2. "Разговоры" персонажей между собой - АНСАМБЛИ.
3. Наблюдает со стороны за происходящим и сопереживает героям - ХОР.
Проверьте, как вы усвоили тему, пройдите ТЕСТ!







Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк Конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов с презентацией Цикл уроков с использованием интерактивной доски. Тема «Жанры камерно-вокальной музыки» Открытый урок «Роль аккомпанемента при работе над метром и пульсом с учащимися баянистами-аккордеон
Цикл уроков с использованием интерактивной доски. Тема «Жанры камерно-вокальной музыки»
Опубликовано: 724 дня назад (26 августа 2020)
Просмотров: 2744
+1
Голосов: 1
Ольга Валерьевна Прохорова # 4 сентября 2020 в 17:36 0
Здравствуйте, Ирина Александровна! С удовольствием познакомилась с Вашей работой! Интересно построена вступительная часть -муль-опера. Всё ясно, понятно и занимательно! Думаю, что дети будут внимательно слушать новый жанр. С вашего позволения беру материал в копилку. Примите мой голос.
Ирина Александровна Лаптева # 4 сентября 2020 в 18:15 0
Большое спасибо, Ольга Валерьевна, за Ваш отзыв! Буду рада, если материал пригодится в работе!